Исследовательская работа по физике на тему: «Физика и безопасность в нашей школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Савоськинская средняя общеобразовательная школа №5











Исследовательская работа по физике
на тему:
«Физика и безопасность в нашей школе»












Работу выполнили:
учащиеся 9 класса
МБОУ Савоськинской СОШ № 5:
Фоменко Елена
Кургузкина Ольга
Руководитель: учитель физики
Куденко Наталья Александровна





х. Савоськин
2014г.


Содержание:


1.Введение 3
1.1. История понятия сил.
1.2. Аннотация проекта.
1.3. Степень изученности темы.
2.План проведения проекта. 4
3. Основная часть.
3.1. Сила тяготения, силы всемирного тяготения . 5
3.2. Вес тела. 6
3.3. Сила упругости . 6
3.4. Сила трения . 6
3.5. Безопасность движения на дорогах . 7
4. Заключение. Вывод. 7
5. Литература. 8


























Введение.
История понятий сил.
Понятие силы использовали ещё ученые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в своих работах о [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и движении. Изучением сил в процессе конструирования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] занимался в III в. до н. э. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Представления [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] о силе, связанные с фундаментальными несоответствиями, просуществовали в течение нескольких столетий. Эти несоответствия устранил в XVII в. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], используя для описания силы математические методы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ньютона оставалась общепринятой на протяжении почти трехсот лет. К началу XX в. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] показал, что ньютоновская механика верна лишь при сравнительно небольших скоростях движения и массах тел в системе, уточнив тем самым основные положения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и описав некоторые новые свойства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Аннотация проекта.
Физика – наука о наиболее общих законах природы, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Степень изученности темы:
Мы представляем исследовательскую работу по теме «Физика и безопасность в нашей школе». На наш взгляд данная тема актуальна в настоящее время, так как изученный и собранный материал представляет большую ценность при систематизации знаний, важно не только знать, что силы существуют, но и уметь видеть их в окружающем нас пространстве.
В начале исследовательской работы перед нами встал вопрос: Опасны ли физические силы в повседневной жизни?
Прежде всего, мы поставили перед собой цель: изучить, систематизировать и обобщить знания по теме «Силы в природе», а также познакомится с многообразной картиной взаимодействий сил в природе.
И далее были поставлены следующие задачи: 1.Систематизировать полученные знания. 2.Обобщить изученный материал. 3.Расширить объем знаний по теме «Силы в природе».


После знакомства с силами в 7 классе мы увидели, что полученные знания и умения можно применять для решения практических задач в повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Объектом исследования были выбраны помещение школы, школьный двор, так как исследования проводилось в зимнее время то и горка.
Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие познавательного интереса в изучении законов физики.
Методы исследования ,которые мы применяли в исследовательской работе это 1.Метод систематизации и обобщения теоретического материала.
2. Наблюдение, фотографирование.
3. Анализ и обобщение результатов.
Этапы и сроки реализации проекта.
Подготовительный этап.
1.Выбор и обсуждение темы проекта. Формулировка темы проектной работы. Создание группы. Выбор названия проекта и составление плана деятельности группы по организации и проведению исследований.
2.Обзор источников информации, обсуждение вопроса защиты авторских прав.
3.Сбор информации для изучения обозначенных проблем.
4.Составление плана практической реализации проекта.
Основной этап.
1.Подбор необходимых материалов, места проведения съёмок.
2.Самостоятельная работа обучающихся и их творческая работа.
3.Систематизация полученных данных, их анализ.
Заключительный этап.
1.Оформление результатов исследования.
2.Представление результатов исследования и выводов.
3.Оценка и самооценка деятельности участников проекта руководителем и учащимися. Планирование деятельности по дальнейшему развитию проекта.
Основным методом, используемым в ходе исследования является нахождение и фотографирование физических сил в школе. Материалом для работы послужили фотографии школьников, научно-популярная и справочная литература.





Основная часть:
В начали наший исследовательской работы мы обратились к исследованиям выдающегося английского ученого , заложившего основы современного естествознания, создателя классической физики Иосака Ньютона.
Его исследования относятся к механике, оптике, астрономии, математике. (сл. 5)
Первая сила с которой мы знакомимся на уроках физики- это сила тяжести.
Сила тяжести (сила всемирного тяготения) ( сл.6)
Сила – количественная мера взаимодействия тел.
Результат действия силы:
- изменение скорости тела
- деформация тела.
Человек, изучая явления, постигает их сущность и открывает законы природы. Так, поднятое над Землей и предоставленное самому себе тело начнет падать. Оно изменяет свою скорость, следовательно, на него действует сила тяжести. Это явление наблюдается повсюду на нашей планете.
Вследствие притяжения к Земле гиря прогибает линейку.( сл.7)
Точно также и мы действуем на опору. Под действием Fтяж кресло деформируется.( сл.7)
На переменах дети бегают по коридорам и играют в различные игры.
В целях безопасности так делать ни в коем случаи нельзя. По закону физики если разжать руки, то ребенок под действием Fтяж. упадет на пол.(сл.8)
Когда дети бегают, то их скорость достаточно большая и вследствие инертности тело не сразу может остановиться, как правило в результате Fтяж дети падают, а это разбитые колени и шишки на лбу.(сл.8)

Сила упругости.
Следующая сила о которой хотелось бы сказать- это сила упругости, возникает в результате деформации тела и направлена в сторону
смещения частиц тела.
Деформация – изменение формы тела.
Виды деформаций: растяжение, сжатие, кручение, изгиб, сдвиг.(сл.9 )
При игре в теннис, баскетбол, футбол все эти деформации имеют место при определенных условиях. Во время игры в теннис шарик деформируется и летит с большой скоростью.(сл.10)
(сл.11)

Сила трения.(сл.12)
Говоря о силах в проекте особое внимание мы уделили силе трения.
«Вездесущее, необходимое, мешающее –
- вот оно какое – трение!»
Сила, возникающая в месте соприкосновения тел и препятствующая их относительному перемещению, называется силой трения. Если тело скользит по какой-либо поверхности, его движению препятствует сила трения скольжения.
В некоторых случаях трение полезно (без трения невозможно было бы ходить по земле человеку, животным, двигаться автомобилям, поездам и т.д.), в таких случаях трение усиливают. Но в других случаях трение вредно. Например, из-за него изнашиваются трущиеся детали механизмов, расходуется лишнее горючее на транспорте и т.д.
Сила трения скольжения ( качения) уменьшает скорость движения тела.
Это явление хорошо видно в зимний период, когда нога как бы сама едет по обледеневшей дороге. И если ногу поставить на тележку, то устоять очень трудно.(сл.13)
В спортивном зале мы встречаемся со всеми силами, о которых говорилось ранее. (сл.14)
На ученицу действуют Fтяж, Fупр, P тела и надо хорошо держаться за брусья, чтобы удержаться на весу.
При перетягивании каната за счет Fупр, Fтр ребята показывают кто сильнее, но надо помнить, что не соблюдая правил безопасности при падении можно сильно ударится.
(сл.15) Зимние игры - этих снежных зимних дней мы ждём с нетерпением. Везде мы встретимся с физическими силами. С одной стороны игры доставят удовольствие и радость, а с другой неприятные моменты.
Если снег мокрый, то снежок получится очень крепкий, который при большой скорости может травмировать человека.
При катании на санках следует помнить, что Fтр на скользких поверхностях уменьшается, а, следовательно, санки могут ехать очень долго. Они могут выехать на проезжую часть дороги, если горка находится рядом с дорогой.

Безопасность движения на дорогах.
В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно же очень часто первыми игрушками являются автомобили. 
(сл.16) Во время движения автомобилю необходимо соблюдать скоростной режим, т.к. при больших скоростях уменьшается сцепление с дорогой, следовательно, уменьшается Fтр, машина может вылететь с трассы.
В зимний период дорога еще опасней, потому что увеличивается Fтр скольжения. Чем меньше сила трения, тем больше тормозной путь. А так как масса машины большая, то по инерции она будет двигаться довольно долго.
Во время гололеда и человек чувствует себя не уверено на дороге. Уменьшается Fтр, увеличивается Fтр скольжения и как правило вследствие притяжения ( Fтяж ) к Земле человек падает. Падение может обернуться различными травмами.
Дороги и тротуары в гололед посыпают песком, чтобы увеличить силу трения. (сл.16)
Заключение. Вывод.
Практическая значимость исследования.
Данная работа очень важна, потому что собранный материал можно использовать на уроках физики при изучении сил в природе ( в данной работе в школе) и во внеурочной деятельности в целях профилактики безопасного поведения обучающихся в школе и на улице.
Однозначного ответа на вопрос « Силы в природе - друг или враг?» дать нельзя. Силы не всегда бывают вредными, хотя в тысячах ситуациях люди стремятся избавиться от них. Однако без сил мы не могли бы ходить, машины стояли бы на месте. Поэтому важно знать законы взаимодействия между телами, знать законы физики.
Мы представляли работу на недели физики в 7,8,9 классах и для вовлечения учащихся в проект создали тест в табличном редакторе Microsoft Excel. И провели тестирование, (слайд 17)
Тест помог проявить интерес у детей к исследуемой теме.





























Литература:
Физика «Я познаю мир» Москва Астрель 2001
Физика Справочник школьника Москва АСТ Астрель 2003
Энциклопедия по физике для детей Москва Аванта 2005
Большой энциклопедический словарь Научное издательство
Большая Российская индустрия 2005








13PAGE \* MERGEFORMAT14715




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915