Проблемы и профилактика социальной дезадаптации и девиантного поведения школьников


Педагогический совет
«Проблемы и профилактика социальной дезадаптации и девиантного поведения школьников».
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
(С. Давидович)
Сегодня хотелось бы немного отойти от теоретического инструментария и остановится на практических вопросах, касающихся темы педагогического совета, и требующих нашего с вами решения.
Из предыдущих докладов, можно сделать вывод, что к девиантному поведению чаще всего склонны подростки. И это действительно так. Но до того как поведение подростка приняло девиантную форму, существуют определенные предпосылки, которые сигнализируют нам о том, что у ребенка может возникнуть данная форма поведения.
Информация ориентирована больше на педагогов начального звена, которые очень редко встречаются с проявлениями девиантного поведения, но очень часто сталкиваются с проблемами в развитии эмоционально-поведенческой сферы. Именно расстройства эмоционально-поведенческой сферы приводят к социальной дезадаптации или девиантному поведению. Когда поступает запрос учителя на коррекционную работу с ребенком, у которого есть поведенческие трудности, я использую следующую схему наблюдения за ребенком, которая помогает составить определенное мнение о проблеме ребенка.
Уважаемые учителя, я предлагаю вам на короткий период стать психологами. Мысленно выберите одного ребенка из класса, у которого есть поведенческие трудности. Соотнесите высказывания, которые я сейчас произнесу, с личностью выбранного вами школьника.
Схема наблюдения за ребенком
Ребенок:
Не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Он не прочь подразнить животных.
Переспорить его трудно.
Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее
окружающих.
10. В ответ на обычные распоряжения или просьбы стремится сделать все наоборот.
Часто не по возрасту ворчлив.
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Легко ссорится, вступает в драку.
Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Те психологи, которые отметили, что к личности школьника подходит половина названных высказываний, должны насторожиться и провести коррекционную работу с данным школьником. В данном случае есть необходимость рекомендовать родителям обращение к детскому неврологу.
Те психологи, которые отметили, что больше половины или почти все признаки соответствуют выбранному школьнику, должны немедленно начать коррекционную работу и рекомендовать родителям обращение не только к детскому неврологу, но и детскому психиатру.
Несколько рекомендаций по работе с подростком, имеющим девиантное поведение.
Общаясь с подростком, прежде всего помните:
-      Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона.
-      При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
-      В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
-      Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является имя.
-      Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
-      В процессе общения старайтесь вести разговор на равных.
-      Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
-      Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.