Система комплексной работы учителя начальной школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся,в соответствии с требованиями ФГОС НОО.


СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО.
Абдулгазизова Ильвиза Даниловна,
учитель начальных классов,
МКОУ «Карагалинская СОШ»
Ведущей идеей ФГОС НОО является создание условий образовательной среды сохраняющей и укрепляющей здоровье ученика.
Здоровье - самый главный дар, который получил человек от природы. Специалистами замечено, что примерно у трети всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, врача и учителя.
В нашей школе, МКОУ «Карагалинская СОШ», здоровьесберегающие технологии используются в соответствии с базовой моделью системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья, разработанной авторским коллективом под редакцией академика РАО М. М. Безруких и профессора В. Д. Сонькина, состоящей из шести блоков. Изучив теоретические основы предложенной администрацией модели создания условий здоровьесберегающией среды, я предприняла следующие меры к её реализации.
Блок I. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, предполагает наполнение материально – технической базы образовательного учреждения оборудованием и предметами для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Ответственность и контроль за реализацию этого блока возложена на администрацию школы.
Блок II. Рациональная организация учебного процесса направлена на создание условий для нормального чередования учебного труда и отдыха, снятие при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления. Показателями рациональной организации учебного процесса являются:
объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
нагрузка от дополнительных занятий в школе;
занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Составление учебного плана и расписания, а также соблюдение требований к организации образовательного процесса, и непосредственно урока, осуществляется на основе "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10)
Блок III. «Организация физкультурно-оздоровительной работы. Правильная организация двигательного режима обучающихся начальной школы, способствует нормальному физическому развитию, позволяет повысить адаптивные возможности организма, а значит, является средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
В своей деятельности на этом этапе я придерживаюсь мнения В.Д. Сонькина, что здоровьесберегающая технология - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:
обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
снижение уровня заболеваемости учащихся;
сохранение работоспособности на уроках;
формирование у учащихся знаний, умений и навыков здорового образа жизни;
формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к пониманию необходимости увеличения двигательной активности детей для этого мною реализуются следующие спортивно-оздоровительные мероприятия.
1.Утренняя зарядка. В начале каждой учебной недели перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным сопровождением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.
2.Игровые перемены. Мною было замечено, что дети отдыхают не только физически, а получают еще и заряд положительных эмоций.
3. Три урока физической культуры.
4. Внеурочная деятельность. Систематически провожу игровые занятия (спортивные игры, соревнования), ведь игра - это самый эффективный вид деятельности в цепи ученик - учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Игра позволяет мне раскрыть большой потенциал ребёнка, подчиняя правила игры образовательным и воспитательным задачам.
Блок IV. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Уже в начальной школе в соответствии с принципом природосообразности важно позволить ребенку осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья.
Блок V. Организация системы просветительской и методической работы с родителями. Нельзя не упомянуть, что в работе с родителями большое место занимают совместные классные мероприятия. Среди них особо можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Весёлые старты», «День здоровья».
Блок VI. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. Этот блок предполагает системный, всесторонний, глубокий анализ здоровьесберегающей деятельности школы, т.е. всех специалистов. Мной, как учителем проводится ряд диагностик по наблюдению за здоровьем обучающихся и обобщению результатов деятельности, как дополнительного компонента работы, которую ведут медицинские работники школы.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно развиваться в образовательном и социальном пространстве.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы создадим среду формирования здорового и безопасного образа жизни и для этого будем использовать ранее накопленный педагогический, медицинский и социальный опыт организации здоровьесберегающей деятельности, то можно надеяться, что будущее поколение будет здорово и развито.
ЛИТЕРАТУРА
Коваленко В.И.. Здоровьесберегающие технологии. - М., 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. – М.: Московский городской фонд поддержки книжного книгоиздания, 2004. – 380с.