Урок русского языка на тему Текст. Типы речи. Текст-описание (5 класс)

Урок_____ Дата_______________
Тема: Текст. Типы речи. Текст-описание.
Цель: повторение изученного о тексте, типах речи; определение логической структуры и особенностей функционирования языковых средств в тексте-описании
Задачи:
активизировать знания учащихся о тексте, его признаках, типах речи;
рассмотреть особенности структуры текста-описания, указать на основные языковые средства данного типа текста;
развивать наблюдательность, умения анализировать текст, выявлять языковые особенности;
формировать культуру речи, общения учащихся, умение доказывать свою точку зрения

ХОД УРОКА
Орг. момент
Работа над ошибками в диктантах
Подготовка к восприятию темы
- найди ошибки в словах, вставь правильные буквы:
оддать
билизна
кусог
зделать
окресности
- соедини вставленные буквы. Какое слово у вас получилось?
Активизация знаний о тексте
- что вам известно о тексте?
- послушайте эти отрывки. Какой из них является текстом? Почему?
Вечерело. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части. Солнце ярко светило, и дети купались. Вслед за мной заковылял и заяц.
Вечерело. Быстро сгущались сентябрьские сумерки. На высоком небе робко проступали первые звёздочки. Деревья сливались в одну тёмную массу.
Вывод: каковы признаки текста?
- о чем этот текст? (понятие темы)
- где отражается тема текста? Как можно озаглавить данный текст?

Наблюдение над текстами: чем различаются эти тексты?
Лес, точно терем расписной,
Зелёный, золотой, багряный

Лес просыпается. Воздух свеж, прохладен, и чувствуется особый лесной запах. Вдруг зашумели ветки березы. Это белка отправилась на поиски завтрака. Зашевелились кусты. Выпрыгнул заяц и осторожно побежал по своим заячьим делам. Звуки становятся все чаще и разнообразнее. Лес постепенно наполняется жизнью.

Как мало все мы – взрослые и дети – заботимся о нашем друге. О лесе. Как редко сажаем мы деревья и цветы! Как часто топчем, не задумываясь, траву.
Нужно учиться слушать лес, нужно учиться видеть его чудеса. Нужно быть добрым к тем, кто в нем живёт, ко всему тому, что в нем растет.

- Повторение понятия о типах текстов.
Целевая установка
Работа с текстами (на карточках): наблюдение над построением описаний предмета художественного и научного стилей, выявление языков средств
1) Яблоня-ранет пурпуровый – морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
- Прочитайте текст. К какому типу речи он относится? Докажите.
- К какому стилю относится этот текст?
- Что описывается в нем?
- Какие признаки яблок пр
·иводятся?
Знакомство со строением текста-описания
данное (плоды яблони)
новое: форма, размер ,вес, сочность, вкус
2) Липовые яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
- чем этот текст отличается от предыдущего? (неточностью, указывается лишь на некоторые, самые яркие, признаки яблок- к какому стилю его можно отнести? Почему?
- какие особенности языка можно назвать? ) (автор для более яркого, эмоционального описания использует сравнение, уменьшительно-ласкательные слова – зернышки, семечки, речь обыденная, нет спец. терминов)
ВЫВОД: описание одного и того же предмета зависит от речевой ситуации.
Задание 1
- Мама, мы нашли странный цветок! Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
- Что ответила детям мама?
Задание 2
Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Какой тип речи создал автор? Какие средства языка помогли ему нарисовать своего героя?
Озаглавьте текст.
Перескажите текст. Постарайтесь сохранить при этом образность и эмоциональность отрывка.
Посреди двора стоял петух. В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира. Блестели зелёные и голубые отливы его доспехов. Развевались атласные ленты: красные, чёрные и белые.
Задание 3
Какой речевой недочет есть в этом тексте? Как его можно исправить?
Устраните его, воспользовавшись какими-либо из этих способов:
замена местоимением (он, она, и т. д.)
замена синонимичным словом (дерево)
исключение слова - данного
Мое любимое дерево – береза. У березы стройный ствол. Кора у березы тонкая, белая, с темными линиями. Ветви у нее свисают вниз.
Задание 4
Ученик написал сочинение на тему «Моя любимая вещь»
Моя любимая вещь – коньки. Они предназначены для катания. Коньки сделаны из стали. Они хорошо наточены.
- хорошее ли сочинение написал ученик? что можно ему посоветовать?
Задание 5
Является ли это описанием предмета? Почему?
Какой у меня замечательный щенок! Просто чудо! Я его очень люблю.

Обобщение
какова структура теста описания?
что вы узнали о правилах составления описания?

Домашнее задание описать свое любимое домашнее животное