Технологическая карта урока по литературному чтению на тему : Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»

Тема урока: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Учитель: Лебедева Н. З.
Цели: познакомить учащихся с рассказом А. П. Гайдара «Совесть», формирование умения анализировать поступки героев, чувства и состояния человеческой души, объяснить смысл слов «совесть», «стыд», развивать умения выражать свои мысли к происходящему, развивать навыки выразительного осознанного чтения, содействовать нравственному воспитанию. Метапредметные результаты: - высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор; -анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания; -оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, сотрудничать в группе. Личностные результаты: развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулирования собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам. Оборудование: 1.Кубасова О.В.Любимые страницы. Учебник 2 класса по литературному чтению Часть 2.-Смоленск: Ассоциация XXIвек,2003г. 2.Печатная карточка с набором букв. 3.Печатная карточка с текстом- рассказом о жизни писателя.
4.Тест по произведению. 5.Карточки для словарной работы. 6. Портрет писателя. 7.Выставка произведений Гайдара.
8. Презентация о Гайдаре (интернет).
Ход урока: 1.Организационный момент Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; мотивирование ученика к учебной деятельности. 2. Психологический настрой Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья. Вы хороший дружный класс. Всё получится у нас! – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. – Что вы почувствовали? – Какое у вас настроение? Слайд 1 3.Речевая разминка. Слайд 2 - активизация имеющихся знаний - читаем все вместе та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ты – ты – ты – сели мы за парты.
4.Проверка домашнего задания. Цель:  - выяснить то, что знают дети по теме Послушаем стихотворение о Розовом слоне. Оценка На эти стихи сочинили музыку, сейчас прослушаем. Музыка
5. Восприятие нового. Стадия осмысления. Цель: Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста Девиз урок: Слайд 3 «Надо жить так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки» I.Стадия вызова Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. Для того, чтоб узнать тему нашего урока вам нужно разгадать кроссворд и узнать ключевое слово.

1
к
и
с
т
о
ч
к
а



2
т
о
ч
и
л
к
а

3
д
н
е
в
н
и
к





4
п
е
н
а
л




5
д
о
с
к
а




6
п
о
р
т
ф
е
л
ь



7
а
л
ь
б
о
м



1.Вот мольберт, палитра, холст.
Краской здесь рисует «хвост».
Вот с водицей мисочка,
Моется в ней.

2.Почему из-под : Вьются стружки и опилки? Карандаш писать не хочет, Вот она его и точит
3.В нем заданья на дом И стоят отметки рядом - До чего же хороши! Ну-ка, мама, подпиши!
4.Карандаш в нем мается, Но зато он не ломается. Ручка в тесноте находится, Но зато легко находится.

5. По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей - Чиста страница. (Школьная доска)
6. Зимой на улице бежит, А летом в комнате лежит. Но только осень настает Меня он за руку берет. И снова в дождик и метель Со мной шагает мой :
7.Вы меня перелистали -
Как в музее побывали.
Космос на одной странице,
На другой странице - дом,
На последней - хвост жар-птицы.
А всё вместе я - ...


Самопроверка. Слайд 4 - С каким произведением познакомимся на уроке? -Как вы думаете, как должен вести себя совестливый человек? (Человек, который ведёт себя достойно по отношению к другим в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не предаёт, не указывает на недостатки других людей в обидной форме) Открыли учебники нашли тему нашего урока и сели красиво! -Кто автор произведения «Совесть»?
II. Стадия осмысления - О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям. Сегодня мы будем читать рассказ Аркадия Петровича Гайдара. Этот человек прожил достойную жизнь, написал много книг не только для взрослых, но и для детей. Слайд 5, 6 Выст. Некоторые из них, возможно, вам знакомы: «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Голубая чашка» -Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся - Назовите цель нашего урока? (А. П. Гайдар «Совесть») - Задачи нашего урока? 1. Познакомиться с биографией А. П. Гайдара 2.Прочитать произведение Гайдара «Совесть»)
3. Проанализировать поступки героев произведения. Слайд 7 Цель Итак, тема нашего урока: знакомство с произведением Аркадия Петровича Гайдара.
Чтение детьми имени, отчества и фамилии писателя на доске. Слайд 8 ФОТО Работа над расширением зрения.
А теперь наберите их с помощью печатной машинки. Условие: между словами – хлопок.
Е
М
Т
А
О
И

Ю
Г
Ш
Р
Х
В

П
Й
З
Э
Ё
У

Ф
Б
Я
Ч
Д
Л

К
И
С
Н
Щ
Ж

К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме П умение на основе анализа объектов делать выводы III. Знакомство с биографией писателя.
Вы лучше поймёте произведение, его сюжет, прочитав небольшой рассказ об этом писателе. Парная работа.
Гайдар Аркадий Петрович- известный советский писатель.
Настоящая его фамилия- Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили.
В 20 лет он был уволен в запас.
Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента.
В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, честь.
Любимый жанр писателя- фельетон.

В тексте- 68 слов.
На чтение – 1 минута.
Чтение про себя, текст на карточках.














Прочитайте вопросы и определите, на какие из них вы можете ответить, пользуясь текстом.
Как зовут известного советского писателя?
Какова его настоящая фамилия?
Сколько войн прошёл писатель?
Любимый жанр писателя. Слайд 9
Что означает его псевдоним Гайдар?
-Правильно, на последний вопрос нет ответа в тексте.
Вам расскажет Б. Аня. В середине двадцатых годов появился писатель аркадий Гайдар. Историю его псевдонима рассказывают по - разному. Одни говорят, что когда- то гайдаром монгольские конники называли всадника, высланного в дозор, вперед. Другие считают, что юный Аркадий, увлеченный книгами о благородных рыцарях и мушкетёрах, сочинил себе имя на французский манер – Голиков АркадиЙ Д АРзамаз ( то есть из Арзамаса) Слайд 10 -Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова «Совсем совесть потерял»? -О ком так говорят? - Какого человека считают бессовестным? А совестливым? 6.Физминутка под музыку. Цель: Повышение умственной работоспособности детей, предупреждение 7. Восприятие нового. Стадия осмысления. Словарная разминка
Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Страница учебника 93 .Читай плавно, по слогам, затем-целыми словами. – Прочитайте тройки слов. Что вы можете о них сказать (из уроков русского языка)? (Однокоренные слова)
– Вспомните, какие слова называются однокоренными? (Однокоренные слова имеют общий корень, но отличаются по лексическому значению и могут быть образованы от разных слов.)
– Назовите корни слов.
Читай целыми словами 1.готов-готовь-готовила-приготовила
верь-доверь-доверие-доверчив-доверчивый-доверчивыми.
2.ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ УК-РАД-КОЙ НАТ-КНУ-ЛАСЬ СМЕК-НУ-ЛА БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ -Все ли эти слова вы понимаете? (дети говорят) Словарная работа (толкование слов по словарю) Слайд 11 - Разверните жёлтые карточки - Вот как объясняется значение этих слов в толковом словаре Серге
·я Ива
·новича Ужегова: Вышмыгнуть - быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь Добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобивый. Украдкой- скрытно, тайком, незаметно для других. Смекнуть - догадываться, понимать, рассчитывать... Доверчивый - склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи. Болтаться- бездельничать, бродить, двигаться, шататься. Наткнуться-наскочить, напороться на что-либо острое. Беспощадный- не дающий пощады; жестокий, безжалостный. 3.Из каких слов состоит слово ДОБРОДУШНЫЙ? Что оно значит?
Прогнозирование. -Можно ли определить по названию, каким будет этот рассказ: шуточным, серьёзным или поучительным? Напишите ваши предположения на листочках.
Как вы думаете, о чём оно?
1. Первичное чтение учителем. Слайд 12, 13 По словарю Ожегова «Совесть – это чувство нравственной ответственности за свои поступки», «Стыд – чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка» - Подбери синонимы к слову совесть. (Стыд, честь, ответственность) Слайд 14 - Подбери антонимы к слову совесть.( Наглость, бесстыдство) - Какое настроение вызвало произведение? Почему? - Твоё отношение к произведению? Почему? -Какое по жанру прочитанное произведение? (Рассказ) -Почему рассказ? Докажите. (Рассказ – это единство настроения, ситуации и действия». Кратковременность изображаемых событий, малое количество действующих лиц – главные особенности этой литературной формы. Как правило, в рассказе описывается одно, реже два-три события, которые становятся главными и сюжетообразующими. В нем обычно бывает одна нить, с одной главной сменой ситуации.) -Кто является главным героем? (Девочка Нина Карнаухова) 2. Чтение детьми. Чтение с остановками. - Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, что хотел показать нам автор? (Дети слушают и следят по тексту)
Чтение 1 фрагмента (1 и 2 абзацов). Нина Карнаухова не приготовила урока и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
1 остановка
Вопросы по осмыслению текста - Почему девочка решила не пойти в школу? (Не выучила уроки) -Как она туда прошла? (Украдкой) -Что такое «украдкой»? (Тайно) -Почему «украдкой»? (стыдно)
Чтение 2 фрагмента
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
 Несчастный прогульщик! строго сказала она. И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
 Нет! удивленно ответил малыш. Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
2 остановка
Вопросы по осмыслению текста: -Какое настроение было у Нины? (хорошее) -Кого она встретила? (Малыша) -Каким был мальчик, которого встретила Нина? -Почему она назвала его «несчастным прогульщиком»? (судила по себе) – Чему удивился малыш? (что его назвали прогульщиком) - Как он объяснил своё появление в роще? (испугался собаки) - Почему Нина нахмурилась? (у мальчика была уважительная причина) -Что заставило Нину помочь малышу провести его через рощу?
Чтение 3 фрагмента
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
3 остановка
– Почему Нина оставила книги под кустом? (было стыдно) -Обманул ли мальчик Нину? (Нет, в роще действительно была собака) -Как изменилось настроение Нины? (была весёлая, стала грустная) -Почему заплакала Нина, ей жалко завтрака? (нет) -Найдите в тексте, какие чувства испытала Нина в конце рассказа? (И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть. ) - Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (было больно, обидно, стыдно) 8. Самостоятельная работа.
Тема: Аркадий Петрович Гайдар
«Совесть».
1.Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Автор произведения:
А)К.Г.Паустовский
Б)А.С.Пушкин
В)А.П.Гайдар
2.Это произведение
А) сказка
Б)рассказ
В)стихотворение
3.Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.
А) Поспешишь -людей насмешишь.
Б) Семеро одного не ждут.
В) На обмане далеко не уедешь.
4.Согласен ли ты с выражением: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна.»
А) да
Б) нет. 5. Когда так говорят? Взаимопроверка. Слайд 15 Тот кого мучает совесть постоянно нервничает и думает только о том что сделал.  Если совесть чиста то можно ходить со спокойной душой. 
9.Подведение итогов. - Чему научились? Как вы понимаете выражение из рассказа?
И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть. Случалось ли так, что у вас было тяжело на сердце? Кто в этом виноват? Надо стремиться быть в жизни совестливым человеком, порядочным и правдивым.
Свободные высказывания учащихся.
10. Рефлексия - Давайте вернёмся к листочкам, так какой же это рассказ: шуточный, серьёзный или поучительный? (учит, поучительный) -У кого совпали предположения, поднимите руку. Об авторе: - Если Аркадий Петрович Гайдар написал такой рассказ, то какой человек он был? Правильно, ребята, он был честным, смелым, трудолюбивым. Прочитать другие его произведения, а так же больше узнать о жизни А.П.Гайдара вы можете, посетив школьную библиотеку. 12. Оценка. 13. Домашнее задание. Слайд 16 Слайд 17






























Список литературы:
Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 2 класса по литературному чтению. В 2 частях.- Смоленск: Ассоциация XXIвек , 2005.
Кубасова О.В. Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику»Любимые страницы» для 2 класса общеобразовательных учреждений. 2004г.
Персидская И.В. Литературное чтение.2 класс: Поурочные планы по учебнику О.В. Кубасовой «Любимые страницы», 2003г.
Презентация о Гайдаре А.П., интернет.


















 
 
..
 
 
 
 
 






 
..
 
 
 
 
 




 
 
 
..
 
 
 








 
..
 
 
 







 
 
..
 
 







 
 
 
..
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
..



















13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215