Конспект урока по русскому языку на тему Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов: текст-описание и текст-повествование 2 класс ПНШ


Тема: Развитие речи с элементами культуры речи.Типы текстов: описаниеи повествование
Цель: учить определять характер текста: описание или повествование.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно анализировать содержание текста и определять его характер; соотносить содержание текста с его планом.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.

– Какие слова здесь «спрятаны»? (Описание, повествование.) Как вы думаете, что обозначают эти слова?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о главной мысли текста; логические – осуществляют анализ содержания текстов. Регулятивные: осмысливают текстовый материал; применяют освоенные способы действия; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
– Что вы знаете о тексте?
– Прочитайте сначала первый текст, а затем второй (упражнение 45).
– Какой из двух текстов дает представление о том, как выглядит кот? (Первый текст.)
– А какой текст рассказывает о том, как ведет себя кот, что и как он делает? (Второй текст.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника, собственного опыта; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о видах текста. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
– Тексты, как и предложения, бывают разными по цели. В тексте-описании автор хочет, чтобы мы представили что-то или кого-то. В тексте-повествовании цель автора – рассказать о каких-то событиях.
Вопросы к текстам помогут ученикам обнаружить, что в тексте-описании часто встречаются слова-названия признаков, а в повествовании – слова-названия действий.
– Какой из текстов про кота является текстом-описанием, а какой – текстом-повествованием? (Первый текст – описание, второй – повествование.)
– Прочитайте отрывок из сказки Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот» (упражнение 46).
– Найдите в тексте все слова-названия признаков. (Нет таких слов.)
– Найдите в тексте все слова-названия действий. Их много?
– Это текст-описание или текст-повествование? (Это текст-повествование.)
– Какое название текста сразу указывает на то, что это текст-повествование? («Кто чем занят».)
– Сравните два плана к разным текстам (упражнение 47).
– Какой план соответствует тексту-описанию, а какой – тексту-повествованию? (План а) – соответствует тексту-описанию; план б) – тексту-повествованию.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задания 99–102.
Учащиеся выполняют самостоятельно.