Рабочая программа по окружающему миру по программе перспективная начальная школа 2 класс





















Комитет по образованию и делам молодежи
Администрации Солонешенского района
МБОУ «Сибирячихинская СОШ»


«Принято» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы
______________ ______________ ______________
Кашперова М.Н. Слуева Е.Я. Прибыткова З.А.
Протокол № ____ от Приказ № ____ от
«___»__________ 2014 «___»__________ 2014 «___»__________ 2014




Рабочая программа
по окружающему миру 2 класс начального (полного) общего образования,
(1 ступень), базовый уровень
Программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основании примерных программ по учебным предметам Москва «Просвещение» 2010 и на основе авторской программы по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В.Трофимовой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г.



Составитель Половинкина Наталья Алексеевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория


с. Сибирячиха 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основании примерных программ по учебным предметам Москва «Просвещение» 2010 и на основе авторской программы по окружающему миру ОН.Федотовой, Г.В.Трофимовой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.
Во втором классе учащиеся изучают, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и ее движением вокруг Солнца.
Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.).
Во втором классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми родителями, педагогами школы, агрономами, экологами, на уроках информатики и т. д.) и письменно (общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).
Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга Края», «государственные символы: флаг, герб, гимн, «права и обязанности гражданина».
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта и опыта городской жизни - с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений - работы с научно-популярной, справочной литературой;
проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам Природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Содержание УМК.
Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:
Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир (Наш мир). 2 класс: Учебник. В 2 ч. М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. М.: Академкнига /Учебник.

Количество учебных часов
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Во 2-м классе - 2 часа в неделю – 68 часов в год.
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Вид работы
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
ВСЕГО
ЗА ГОД

Экскурсия
1

1
1
3

Опыты
1
2


3

Практические работы
2


3
5


Формы организации урока:
индивидуальная,
фронтальная,
групповая,
коллективная,
парная.

Система контроля знаний. умений и навыков предполагает следующее:
Контрольная работа.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
Тестирование.
Результаты изучения курса «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Содержание тем учебного предмета

Человек и природа (50ч)
Звезды и планеты. Солнце- ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Правила безопасного поведения (7ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота- залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Человек и общество (11ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России- право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).








































Календарно- тематический план
Неделя


№ п/п


Тема урока

Цель


Оснащен-ность
Количест-во часов на тему

Требования
к уровню подготовки обучающихся
(результат)
Критерии оценки

Формы и методы

Домашнее задание

1
1
Письмо экологов
школьникам
- учить выделять отличительные признаки живой природы, распределять объекты в группы по общим признакам; дать общую классификацию объектов окружающего мира, формируя целостное представление о нём
Проектор, рабочая тетрадь
6
Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.
Уметь:
– выделять отличительные признаки живой природы;
– распределять объекты в группы по общим признакам

Словесные, фронтальная.
№1,2 (Т.1)



2
Мишины вопросы
продолжить изучение разнообразия растений и животных родного края; воспитывать бережное отношение к природе
Карты, гербарий

Уметь:
– находить взаимосвязи живой и неживой природы;
– узнавать растения и животных своей местности
Приложение№1
Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
С. 9–10

2
3
Советы старших
-учить обобщать и систематизировать знания об объектах живой и неживой природы;
Проектор, рабочая тетрадь

Уметь:
– различать объекты неживой и живой природы;
– работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой;
– искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы

Объяснительно- иллюстративный, фронтальная.
с.3 №4(Т)


4
Осенние работы на пришкольном
участке
-познакомить учащихся со значением пришкольного учебно-опытного участка для наблюдений за развитием растений


Уметь:
– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
– работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)

Практическая работа, групповая.
Подготовить рисунки
по результатам экскурсии, №5(Т)

3
5
Ищем ответы на вопросы в учебнике
- учить работать с книгой как источником информации
Учебник, дополнительная литература

Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника.
Уметь:
– работать с книгой как с источником информации;
– ориентироваться в словарях, словарных статьях;
– находить ответы на свои вопросы с помощью словаря
Приложение№1
Словесные, фронтальная.
№5,6, с.4(Т.1)


6
Опыт и наблюдение
-уточнить детские представления о Солнце и Земле; познакомить с новым термином «модель»; учить находить на глобусе Северный и Южный полюс
Географические и биологические объекты родного края

Знать:
– понятия «опыт», «наблюдение»;
– различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.
Уметь проводить опыты и наблюдения по плану

Практическая работа, групповая.
С. 15–16

4
7
Земля. Модель Земли. Практическая работа.
-сформировать первые представления о звёздах
Глобус
5
Знать:
– название нашей планеты;
– форму Земли;
– глобус – модель Земли;
– ось Земли – воображаемая линия.
Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор
Приложение№2
Частично- поисковый, работа в паре.
С. 17–20,



8
Почему на Земле день сменяется ночью?
-познакомить с причиной смена дня и ночи
Проектор, рабочая тетрадь

Знать:
– особенности движения Земли вокруг своей оси;
– что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси.
Уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси

Словесные, фронтальная.
№9,10, с.7(Т.1),
с.7-14(Хр.),
чит. по выбору

5
9
Звезды и созвездия
-сформировать первые представления о звёздах как об огромных раскалённых телах космоса
Глобус, карта

Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Уметь:
– характеризовать звезды и планеты;
– находить на небе известные небесные тела

Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
№15, с.10(Т.1),
с.15-20 (Хр.)


10
Планеты
- учить находить на звёздном небе планеты Солнечной системы
Глобус, карта

Иметь представление о планетах Солнечной системы.
Знать:
– как отличить планеты от звезд;
– как можно отыскать планету на звездном небе
Приложение№1
Объяснительно- иллюстративный, фронтальная
С. 21-26(Хр.)
Подготовить сообщения о Земле или Луне

6
11
Движение Земли вокруг Солнца
-познакомить с причиной смена времён года на Земле
Глобус

Знать:
– особенности движения Земли вокруг Солнца;
– что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца.
Уметь:
– объяснять причину смены времен года;
– демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца

Словесные, фронтальная.
№21, с.16 (Т.1)


12
Как связаны живая и неживая природа?
-учить работать со словариком; познакомить с новым для учеников понятием «горизонт»; обсудить с учащимися связи неживой и живой природы,
Проектор, рабочая тетрадь
2
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь:
– сравнивать предметы живой и неживой природы;
– планировать и проводить несложные опыты
Приложение№1
Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
С. 35–41. Подобрать приметы о природе,
с.27-28(Хр.)

7
13
Условия жизни на планете Земля.
-выявить условия жизни на планете Земля


Знать определение понятия атмосфера, условия, необходимые для жизни на Земле.
Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются

Словесные, фронтальная.
С. 41–44,



14
Свойства воздуха
Практическая работа.
-учить проведению опытов и фиксации результатов наблюдений; выявить свойства воздуха в ходе опытов и наблюдений
Лабораторное оборудование
4
Знать:
– основные, легко определяемые свойства воздуха;
– значение воздуха в природе.
Уметь:
– проводить простейшие опыты;
– фиксировать результаты и их анализ
Приложение№12
Объяснительно- иллюстративный, фронтальная
С. 45–49,
№27(Т),
с.29-30(Хр.)

8
15
Кому и для чего нужна вода?
-определить в ходе опытов свойства воды, сравнить их со свойствами воздуха, выявить сходные свойства
Проектор, рабочая тетрадь

Знать:
– основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве;
– значение воды в природе;
– ТБ и соблюдать правила поведения у воды.
Уметь:
– проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений;
– сравнивать свойства воды и воздуха

Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
С. 50–52.
Сообще
ние
об источни
ках воды,
с.31-32(Хр.)


16
Вода и ее свойства. Практическая работа.
-повторить и расширить представление детей о значении воды для жизни на Земле; продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов




Лабораторное оборудование


Приложение№2
Практическая работа, групповая.
С. 52–58,
№29,33
(Т.1)

9
17
Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды»
Проверочная работа.



Уметь:
– выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
– работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)
Приложение№3
Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
Принести несколько штук фасоли, две баночки, вату. Работа по карточкам.


18
Условия, необходимые для развития растений. Практическая работа.
-учить планированию и проведению опытов; формулировке выводов в письменном виде

4
Знать условия, необходимые для развития растений.
Уметь:
– анализировать опыты;
– формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде

Словесные, фронтальная.
С. 33-34(Хр.)

10
19
Корень, стебель и лист. Практическая работа.
-учить выявлять значение корня, стебля и листьев в жизни растений; развивать познавательный интерес к предмету путём вовлечения школьников в исследовательскую работу


Уметь:
– различать части растений;
– из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения
Приложение№2
Объяснительно- иллюстративный, фронтальная
С. 63–66,
№36, с.26(Хр.)


20
Питание
растений .
-познакомить с особенностями процесса питания растений
Проектор, рабочая тетрадь

Уметь использовать книгу как источник информации.
Иметь представление о питании растений


№38,40
(Т.1),
с.35-38(Хр.)

11
21
Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и растения»



Знать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности.
Уметь приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения)

Репродуктивный, коллективная.
Работа по карточкам.


22
Цветковые и хвойные растения
-повторить материал о цветковых и хвойных растениях; воспитывать бережное отношение к растениям

4
Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли)
Приложение№1
Словесные, фронтальная.
№42(Т.1),
с.39-44(Хр.)

12
23
Папоротники,
мхи и водоросли
-познакомить с новыми группами растений; воспитывать бережное отношение к растениям
Проектор, рабочая тетрадь

Уметь:
– группировать растения по их признакам и свойствам;
– работать с научной литературой;
– оформлять свои наблюдения
Приложение№1
Частично- поисковый, работа в паре.
С. 76–80,
№44,
(Т.1),
с.46-50(Хр.)


24
Красная книга
России. Правила поведения на природе
-учить правилам поведения на природе; воспитывать бережное отношение к природе;


Знать:
– названия растений Красной книги (не менее 2–3);
– правила поведения в природе.
Уметь:
– кратко характеризовать средства сохранения природы;
– выполнять простейшие инструкции;
– называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3)
Приложение№1
Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
С. 81–85.
Конкурс на лучший экологический знак,
№47,с.119-124(Хр.)

13
25
Обобщение по теме «Разнообразие растений»
-учить правилам поведения на природе; воспитывать бережное отношение к природе;


Уметь:
– группировать растения по их признакам и свойствам;
– работать с научной литературой;
– оформлять свои наблюдения
Приложение№3
Репродуктивный, коллективная.
№49(Т.1),
работа по карточкам


26
Для чего люди
выращивают
культурные
растения?
-учить отличать культурные растения от дикорастущих; познакомить учащихся с культурными растениями разных групп
Проектор, рабочая тетрадь
8
Знать:
– чем отличаются дикорастущие растения от культурных;
– группы культурных растений.
Уметь:
– выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих;
– приводить свои примеры культурных растений каждой группы

Словесные, фронтальная.
С. 87–91.
Подготовить загадки о растениях

14
27
Какие части
культурных
растений используют люди?
-расширить знания учащихся о культурных растениях своего края; выявить части культурных растений, которые человек использует в пищу



Приложение№1
Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
С. 92–93,
№55(Т.1),
с.53-56(Хр.)


28
Можно ли все
огородные
растения высаживать одновременно?
-обсудить проблему: почему одни растения высаживают семенами, а другие рассадой; учить составлять таблицу сроков посадки огородных растений своего края


Знать:
– основные растения огорода;
– части растений – листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена.
Уметь:
– ухаживать за огородными растениями;
– правильно подбирать рассаду или семена

Поблемный, фронтальная
С. 94–97,
№57(Т),
принести семена овса, ржи, кукурузы, пшеницы.

15
29
От чего зависит
урожай зерновых?
-показать важность зерновых культур в жизни человека;
Проектор, рабочая тетрадь

Знать:
– названия (изображения) зерновых растений;
– важность зерновых культур в жизни человека
Приложение№1
Словесные, фронтальная.
С. 97–100,
№59(Т.1),
с.57-62(Хр.)



30
Растения сада
-обобщить и систематизировать знания учащихся о садовых растениях родного края, труде людей в саду


Знать основные растения сада.
Уметь:
– находить и определять садовые растения;
– ухаживать за растениями

Частично- поисковый, работа в паре.
С. 100–102,
№61(Т.1)

16
31
Сколько живут
растения?
-познакомить с отличительными признаками однолетних, двулетних, многолетних растений; обсудить с детьми возможность определения возраста деревьев по годичным кольцам
Проектор, рабочая тетрадь

Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.
Уметь:
– определять возраст растений;
– составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений;
– характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений
Приложение№1
Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
С.102–104,
№63(Т.1)


32
Размножение растений своими частями
- обсудить с ними новую проблему возможности размножения растений не только семенами, но и своими частями


Знать понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод».
Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений

Словесные, фронтальная.
С. 105–106,
с.51-52(Хр.)

17
33
Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»
-повторить с детьми материал о способах расселения растений на новые места;


Знать:
– дикорастущие и культурные растения своей местности;
– сельскохозяйственные растения своей местности.
Уметь:
– раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
– называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3)
Приложение№3
Репродуктивный, коллективная.
Работа по карточкам


34
Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?
Практическая работа.
-познакомить детей с новыми видами грибов, способом питания грибов; расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе
Проектор, рабочая тетрадь
3
Знать:
– свойства и признаки грибов;
– взаимосвязь живой и неживой природы;
– чем питаются грибы
Приложение№2
Практическая работа, групповая.
С. 109–112,
№65(Т.1),
с.63-68(Хр.)

18
35
Ядовитые и
несъедобные
двойники
шляпочных
грибов
-учить отличать съедобные шляпочные грибы от ядовитых и несъедобных двойников;
Проектор.

Знать:
– отличительные признаки съедобных грибов;
– съедобные грибы, растущие в родном крае;
– несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов

Словесные, фронтальная.
С. 113–115


36
Как правильно собирать грибы?
-познакомить с правилами сбора грибов
Таблица, доска.

Знать правила сбора грибов.
Уметь приводить примеры грибов своей местности

Частично- поисковый, работа в паре.
С. 115–116,
№67(Т.1)

19
37
Разнообразие
животных
-познакомить с новыми группами животных; повторить известные группы животных; обсудить отличительные признаки животных разных групп
Проектор, рабочая тетрадь
8
Знать группы животных и их признаки.
Уметь:
– приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2–3 представителей каждой группы;
– раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных
Приложение№2
Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
С. 5–8.
Подгото-
вить
рассказ о любой группе животных,
№2(Т.2)


38
Насекомые
-повторить отличительные признаки насекомых; дать учащимся представление о растительноядных, хищных и всеядных насекомых


Знать:
– отличительные признаки насекомых и деление их на группы;
– названия насекомых родного края

Словесные, фронтальная.
С. 9–11,
с.69-72(Хр.)

20
39
Рыбы
-повторить отличительные признаки рыб, познакомить с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде, дать представление о растительноядных, хищных и всеядных животных этой группы
Проектор, рабочая тетрадь

Знать:
– отличительные признаки рыб;
– приспособления рыб к жизни в воде;
– группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные)

Объяснительно- иллюстративный, фронтальная
С. 12–14.
Сообще-
ние о рыбах родного края,
с.73-76(Хр.)


40
Земноводные
-повторить и расширить детские представления о земноводных, обогатить знания учащихся новыми сведениями о жизни лягушек, жаб, титонов, продолжить формирование общеучебного умения высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков животных


Уметь:
– высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма;
– называть земноводных родного края
Приложение№2
Репродуктивный, коллективная.
С. 15–17,
№16(Т.2),
с.77-82(Хр.)

21
41
Пресмыкающиеся
-ввести новое понятие «млекопитающие», познакомить с главными отличительными признаками млекопитающих, расширить знания детей новыми сведениями о питании зверей, познакомить учащихся с растительноядными, насекомоядными, хищными и всеядными млекопитающими




Проектор, рабочая тетрадь

Знать:
– черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей;
– сходства и различия пресмыкающихся и земноводных;
– опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними

Словесные, фронтальная.
С. 18–20,
№20(Т.2),
с.83-88(Хр.)


42
Птицы
- повторить отличительные признаки птиц, дать знания о важности перьевого покрова в жизни птиц, расширить знания о питании птиц; воспитывать бережное отношение к птицам

6
Знать:
– отличительные признаки птиц;
– группы птиц по признаку питания – зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные
Уметь определять птиц среди других животных
Приложение№2
Репродуктивный, коллективная.
С. 21–23,
№25(Т.2),
с.89-96(Хр.)


22
43
Звери
-учить находить черты сходства и различия крокодилов, черепах, ящериц, змей; углубить знания учащихся о жизни ящериц и змей, их питании; выявить отличительные признаки гадюки и ужа, познакомить с правилами безопасного поведения при встрече со змеями
Проектор, рабочая тетрадь

Знать:
– значение понятий «звери», «млекопитающие»;
– млекопитающих родного края.
Уметь:
– определять млекопитающих среди других животных;
– описывать млекопитающих (по выбору)

Словесные, фронтальная.
С. 24–25,
№28,29
(Т.2),
с.97-104(Хр.)


44
Как животные защищаются



Знать:
– группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
– способы защиты животных от врагов

Объяснительно- иллюстративный, фронтальная
С. 26–28,
№33(Т.2),
с.105-110(Хр.)

23
45
Домашние
животные
-углубить знания учащихся о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам
Проектор, рабочая тетрадь
6
Знать:
– признаки домашних животных;
– об особенностях диких и домашних животных.
Уметь раскрывать особенности домашних животных
Приложение№1
Словесные, фронтальная.
С. 29–31,
№35(Т.2),
с.111-118(Хр.)



46
Живой уголок
-познакомить учащихся с обитателями живого уголка и правилами ухода за ними;


Уметь ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность)


С. 32–34,
№40(Т.2)

24
47
Урок-экскурсия
на животноводческую ферму.
-познакомить учащихся с жизнью животных на животноводческой ферме, рассказать о профессиях людей, которые работают на ферме; повторить правила поведения на экскурсии


Знать правила поведения и обращения с животными.
Уметь:
– наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев станции юннатов;
– обобщать результаты наблюдений по экскурсии

Экскурсия, наглядные.
Пригото
вить рисунки по материа
лам экскурсии


48
Значение диких
животных
-- повторить и расширить знания учащихся о диких животных, обсудить вопрос значения диких животных в жизни человека, рассказать об эстетическом и научном значении диких животных, о животных, наносящих вред человеку
Проектор, рабочая тетрадь

Знать диких животных родного края.
Уметь определять значение диких животных в жизни человека
Приложение№1
Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
С. 35–38,
№44(Т.2)

25
49
Человек в ответе
не только за тех,
кого приручил
-воспитывать ответственное и бережное отношение к природе


Знать:
– правила поведения в природе;
– правила обращения с дикими и домашними животными;
– животных, занесенных в Красную книгу России, родного края

Словесные, фронтальная.
С. 39–40,
№46(Т.2),



50
Заповедники или
заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»
-познакомить с заповедными местами родного края, ,животными и растениями, которые находятся под охраной
Красная книга

Знать:
– названия животных Красной книги России (не менее 2–3);
– правила поведения в походах.
Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае
Приложение№1

Работа по карточкам.

26
51
Про тебя
-повторить признаки живой природы, ввести понятие «живые существа» или живые организмы», выяснить, чем человек отличается от других живых существ, установить признаки сходства и отличия людей друг от друга
Проектор, рабочая тетрадь
6
Знать:
– о значении природы для здоровья и жизни человека;
– об отдельных видах труда, связанных с природой;
– о значении данного труда;
– сходство и различие людей друг от друга


С. 43–48,
№47,(Т.2)


52
Что умеет человек?
-познакомить учащихся с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники


Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений
Приложение№1
Словесные, фронтальная.
С. 49–53,
№52(Т.2)

27
53
Расти здоровым
-повторить условия, необходимые для жизни на Земле, подвести учащихся к пониманию важности здоровья для человека, сформировать начальные представления о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью


Знать:
– понятие «здоровье»;
– причины простудных заболеваний и меры их предупреждения;
– компоненты, от которых зависит здоровье человека;
– какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему

Репродуктивный, коллективная.
С. 54–59,
№55(Т.2)


54
Питание и здоровье
сформировать представление о режиме питания, рассказать о значении питания для человека; объяснить, что такое полезная пища и почему пища должна быть разнообразной
Проектор, рабочая тетрадь
5
Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища».
Уметь работать с дополнительными источниками знаний
Приложение№1
Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
С. 60–65,
№59(Т.2)

28
55
От кого зависит
твой режим дня?
-познакомить с условиями жизни, влияющими на здоровье; воспитывать здоровый образ жизни


Знать условия хорошего самочувствия.
Уметь:
– соблюдать режим дня;
– составлять режим своего рабочего и выходного дня
Приложение№1
Словесные, фронтальная.
С. 66–69,
№60(Т.2)


56
Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»
-повторить, чем человек отличается от других живых существ, установить признаки сходства и отличия людей друг от друга; воспитывать здоровый образ жизни
Карточки

Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура)

Практическая работа, групповая.
Работа по карточкам

29
57
Чистота – залог здоровья.
-дать учащимся первоначальные представления о микробах; познакомить с основными правилами личной гигиены; воспитывать здоровый образ жизни
Проектор, рабочая тетрадь
5
Знать:
– значение понятия «микробы»;
– где человека подстерегают микробы;
– основные правила личной гигиены.
Уметь:
– выполнять правила личной гигиены;
– рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами;
– оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах
Приложение№1
Словесные, фронтальная.
С. 71–76,
№64(Т.2),
с.125-128(Хр.)


58
Берегись простуды!
-закрепить первоначальные знания учащихся о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявить меры их предупреждения; воспитывать здоровый образ жизни
Проектор, рабочая тетрадь



Объяснительно- иллюстративный, фронтальная
С. 77–79,
№67(Т.2)

30
59
Твоя безопасность на улице
--закрепить знания учащихся основных правил дорожного движения; предупредить об опасностях, подстерегающих ребёнка при общении с незнакомыми людьми, при встрече с оставленными предметами


Знать:
– знаки дорожного движения,
– сигналы регулировщика и светофора;
– правила поведения в природе;
– что такое опасная ситуация.
Уметь:
– составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях

Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
С. 80–85,
№68(Т.2)-1часть


60
Твоя безопасность дома
-учить безопасному поведению в своём доме, правилам безопасного обращения с электроприборами, с газовым оборудованием, правилам общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми
Проектор, рабочая тетрадь

Знать правила безопасного поведения дома.
Уметь:
– вызвать помощь;
– вести себя в нестандартных ситуациях
Приложение№1
Практическая работа, групповая.
С. 86–90,
№71(Т.2)

31
61
Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»
-учить безопасному поведению в своём доме, на улице и т.д.
















Карточки

Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать)
Приложение№3
Репродуктивный, коллективная.
Работа по карточкам


62
Имя города, села, поселка
--развивать познавательные интересы учащихся о родном крае, о родной стране, Москве
Карта
7
Знать название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села).
Уметь работать с различными источниками информации

Словесные, фронтальная.
С. 93–97,
№73-74
(Т.2),
с.129-130(Хр.)

32
63
История Московского Кремля
-познакомить с историческими событиями, связанными с Москвой
Проектор, рабочая тетрадь

Знать исторические факты о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля.
Уметь:
– описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);
– самостоятельно работать с книгой
Приложение№1
Объяснительно- иллюстративный, фронтальная
С. 98–101,
с.131-134(Хр.)



64
Экскурсия
в город
Предприятия, обслуживающие жителей города


Уметь:
– работать с оглавлением и справочниками учебника;
– анализировать полученную информацию;
– соблюдать правила во время экскурсии в город


С. 103–106,
№77(Т.2),
с.135-136(Хр.)

33
65
Общий дедушка
Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками


Знать:
– фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
– основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
– способы обмена информацией.
Уметь пользоваться средствами связи
Приложение№1
Частично- поисковый, индивидуально- групповая.
С. 107–109,
№79(Т.2)


66
День Победы
Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ
Проектор.
Портреты выдающихся деятелей России.

Знать:
– названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);
– название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
– государственную символику России.
Уметь приводить примеры основных государственных праздников

Словесные, фронтальная.
С. 110–113,
№81(Т.2)

34
67
День Конституции
Государственные праздники
Герб, флаг.
Портреты выдающихся деятелей России.


Приложение№1

С. 114–117, №84(Т.2)


68
Обобщение по теме «В родном краю»
Россия – наша Родина
Тест.

Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села).
Уметь работать с различными источниками информации
Приложение№3
Репродуктивный,индивидуальный.
С. 118–121




















Формы и средства контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Приложение №1
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Приложение №2
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценкиОшибки:
–        неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
–        нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
–        неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
–        ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
–        незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
–        отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
–        ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
–        неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
–        преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
–        неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
–        отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
–        неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
–        неточности при нахождении объекта на карте.
 
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. 
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Приложение №3
Критерии оценки результатов тестирования
по предмету «Окружающий мир с элементами ОБЖ» 
 
 
2 класс (15 вопросов)
 
От 13 до 15 баллов – высокий уровень
От 10 до 12 баллов – средний уровень
От 7 до 9 баллов – ниже среднего
Менее 7 баллов – низкий уровень



Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»
1 О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Учебник.
2 класс. В 2-х ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
2 О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Хрестоматия. 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
3 О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
4 Т.С. Гулуева, Н.В. Лободина. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С .А. Трафимова. – Волгоград: Учитель, 2012.
3 О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1, № 2. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты ( комнатные растения)
Мультимедийный проектор







Лист внесения изменений
Дата внесения изменений
Содержание
Реквизиты документа (дата, № приказа)
Подпись лица, внесшего запись

























































15