Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК “Перспективная начальная школа”






Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа р.п.Старотимошкино
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор
___________________Г.К.Урмеева МОУ СОШ р.п.Старотимошкино
«_25_» августа 2014г. МО «Барышский район»
___________________Ш.А.Беркутов
«_25_» августа 2014г







Рабочая программа учебного предмета
Окружающий мир
класс__4__базовый уровень
разработана учителем начальных классов первой кв.категории

Варламовой Наилёй Шавкятовной

на 2014 -2015 учебный год.












Рассмотрено и одобрено на заседании
МО учителей начальных классов
Протокол № 1 от « 22 » августа 2014г.
Руководитель МО _________ Варламова Н.Ш.






Рабочая программа по окружающему миру.
4 класс.
УМК “Перспективная начальная школа”
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса создана на основании следующих нормативных документов:
- федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ;
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
- приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях;
- Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 г. № 320-р «О введении федерального образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»,
- Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 25 февраля 2013г. № 559-р «О введении федерального образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»
- письма Министерства образования и науки Ульяновской области от 07.08.2014г. «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2014-2015 учебном году»;
- Постановления Министерства образования и науки Ульяновской области от 29.08.2013 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ООО»;
- приказа Управления образования МО «Барышский район» № 293 от 12.08.2014 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях муниципального образования «Барышский район» в 2014-2015 учебном году»;
- Учебного плана МОУ СОШ р.п.Старотимошкино МО «Барышский район» на 2014 – 2015 учебный год;
- Устава муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы р.п.Старотимошкино муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области;
- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ р.п.Старотимошкино МО «Барышский район;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Преподавание ведется по учебнику
Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Царева, Л. А. Окружающий мир: 4 класс: учебник: в 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2014.
Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С. А., Царева, Л. А. Окружающий мир: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы №1,2.- М.: Академкнига / Учебник, 2014.
Федотова, О. К, Трофимова, Г. В., Трофимов, С, А.,. 4 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / 2014.

Тип образовательного учреждения – бюджетное учреждение.
Вид образовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа.



2. Общая характеристика курса
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс, объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формирований у школьника целостной картины окружающей среды (природной" и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.
Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
последовательное формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
формирование специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения – вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».
Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы.
Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины – России на планете Земля.
Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников : устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в 4 классе отводится историческому материалу – истории Отечества. Программа учитывает, что в сельских начальных школах имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю) 35 рабочих недель

4.Ценностные ориентиры содержания предмета

· природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

· наука-ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

· человечество мир во всем  мире, многообразие и  уважение культур и народов, прогресс человечества международное сотрудничество;

· труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие

· патриотизм любовь к Родине, своему краю, народу, служение Отечеству;

· социальная солидарность свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

· гражданственность долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

· поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

· семья любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;

· личность саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

· традиционные религии представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога

5.Место и основные формы контроля
Преобладающей формой текущего контроля являются:
Фронтальный опрос
Индивидуальный устный опрос
графические работы
тестовые задания


5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4 – м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:


Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 4-м классе является формирование следующих умений:

объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

6. Содержание учебного предмета


Содержание
Кол-во часов

1
История Отечества
7

2
Земля – планета Солнечной системы
4

3
Путешествие по природным зонам
13

4
Родной край – часть великой России
11

5
Человеческий организм
11

6
Изучаем органы чувств
8

7
Путешествуем по странам мира
6

8
Москва как летопись истории России
5

9
Мы – граждане России
3

10
Повторение изученного
2


Земля планета солнечной системы (3 ч)
Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.
Родная страна Россия (2 ч)
Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.
Родной Край часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.
Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.
Практикум
Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)
Практические работы: работа с гербариями классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.
Страны и народы мира (3 ч)
Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.
Практическая работа с картой мира.
Человек часть природы. Человек член общества (22 ч)
Человек часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.
Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.
Режим труда и отдыха основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.
Человек член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.
Практикум
Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).
История Отечества (20 ч)
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.
Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.

7. Планируемые результаты обучения.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения
на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

· использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения
правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

· выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

· рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о Государственной
символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России;
последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

· самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

· обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава
государства – президент Российской Федерации;

· готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы,
права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

· находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

· работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

· пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

· называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

· определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;
· находить на «ленте времени» такие исторические события, как
крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

· рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим
событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный
огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину –первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник»
на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

· обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

· рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.
Учащиеся получат возможность научиться:

· составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

· определять часовой пояс своего края;

· находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

· собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» учащиеся научатся:

· понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара,
ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

· понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

· понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

· понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание
при необходимости носить очки и др.).
Учащиеся получат возможность научиться:

· соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде
или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.);

· соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк,на луг;

· соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

· заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

8. Описание учебно - методического, материально- технического обеспечения образовательного процесса.

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир 4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник, 2014 год.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник, 2014 г.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 4 класс. – М: Академкнига/ Учебник, 2014 год.

4. Программа по предмету «Окружающий мир», 4 класс, авторы: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, Л.Г. Кудрова, Москва, Академкнига/
Учебник, 2012 г.

5. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник, 2012 год.

Электронные образовательные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]