Методическая разработка «ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»


МКОУ Баклушинская С.Ш.
Методическая разработка
«ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Подготовила
Учитель родного татарского
языка и литературы
Абуталипова Алсу НизямовнаПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация: в данной статье рассмотрены гибкие формы организации обучения школьников. Успешность обучения возможна только в том случае пробуждения интереса детей к изучаемому предмету и систематического поддерживания его.
Ключевые слова: информационные технологии, обучение, татарский язык, урок, компьютерные технологии, интернет-ресурсы, презентация, татарская литература.
В настоящее время коррекционная школа VIII вида, так же как и всё образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать все условия для становления его как субъекта жизни, поэтому она требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке.
Татарский язык объективно является одним из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников, тем более детей с интеллектуальной недостаточностью, но в каждом классе имеется некоторое число учащихся с выраженными способностями к этому предмету. Перед учителем встаёт задача – поиск более гибких форм организации учёбы. Сегодня, наверное, каждый учитель задумывается над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как организовать учебный процесс, чтобы ребёнку урок был в радость?».
Новые информационные технологии открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, и татарский язык не является исключением. Рабочие уроки с использованием ресурсов сети Интернет позволяют глубже изучить творчество писателей, совершить экскурсии по литературным музеям, участвовать в различных заочных конкурсах, что повышает интерес учащихся с ОВЗ к изучаемому материалу, расширяет их кругозор.
Применение компьютерных технологий можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что увиденное запоминается гораздо лучше, значительно возрастает экономия времени учебного времени, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
В своей практике я использую конспекты-презентации по творчеству и биографии писателей, драматургов и поэтов, созданные в программе Microsoft Power. Например, презентации по Тукаю, Джалилю, А. Алишу и многие другие. Например, после изучения творчества писателя А. Алиша проверяю знания учащихся с помощью вот такого материала.
Эти презентации содержат краткий текст, рисунки. Часть презентаций я сделала сама, многие взяла из интернет-ресурсов, но конечно я их меняла с учетом возрастных и психогических особенностей наших детей. Ученики тоже делают презентации, так выпускник Космылин Антон получил грамоту отдела образования Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района за презентацию, посвященную дню рождения Г. Тукая, Герасимов Дмитрий и Космылин Антон хорошо работали с цифровыми образовательными ресурсами. В феврале текущего года Иванов Михаил ученик 6б класс получил грамоту отдела образования Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района за 2 место в районном конкурсе Родного языка в номинации «Презентация», Афанасьев Александр активно работает ЦОР.
На уроках использую мультфильмы на татарском языке по произведениям Тукая «Су анасы-Водяная», «Шурале», Кызыклы шәкерт-Забавный ученик» и другие, которые беру на своей странице электронного образования. Когда изучали стихотворения Тукая, очень помог интернет. Например, прочитали стихи поэта, потом на эти слова посмотрели и послушали видеозапись песни. Наглядные уроки навсегда останутся в памяти детей.
Так, например, были созданы конспекты-презентации по произведениям Г. Тукая «Шурале», «Водяная» («Шүрәле»), («Су анасы»). Материалы использованы из ресурсов Интернета. На экране появляется рисунок и отрывок из произведения на татарском языке. Предлагаю учащимся перевести данный отрывок. Затем на экране появляется литературный перевод данного отрывка. Предлагаю учащимся сопоставить переводы, ответить на вопросы: какой перевод более точный, какие конструкции показались трудными при переводе, какие слова не перевели.
Достаточно богатый, разнообразный материал из ресурсов Интернета можно использовать при изучении темы «Татарские национальные праздники».
На уроках татарского языка с помощью информационных и коммуникационных технологий возможно организовать выполнение всех традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию можно выделять: для привлечения внимания учащихся к неправильно написанной или вставленной букве использовать «мигалку».
В таблицах и правилах делать большего размера нужную букву или увеличивать слова. С целью повышения интереса к изучению темы, применяю презентацию-слайды с заданиями, правильность выполнения которых можно контролировать самостоятельно.
Применение компьютера в коррекционной школе не только улучшает настроение детей, но и дает возможность ученикам продолжить работу на уроке с новыми силами. Использование презентаций на уроках показало возрастание заинтересованности учащихся материалом, который я хочу преподнести им.
Чтобы дать возможность отдохнуть провожу физкультминутки, физкультпаузы для глаз.
В легкой, непринужденной форме диалога, который сопровождается показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи и легче заучиваются, запоминаются новые слова, термины и т. д.
Компьютер можно использовать как при объяснении нового материала, так и при закреплении полученных знаний. На уроке использую активные виды деятельности: слушание детьми образцовой речи с многократным повторением, озвучивание небольших текстов (сказок, рассказов) в сопровождении музыкальных произведений. Их воспроизведение, занимательные упражнения. Заучивание наизусть, пение.
Для обогащения словарного запаса у обучающихся использую на уроке картинки, рисунки, таблицы, кроссворды. На уроках я применяю следующие приемы, как наблюдение, сравнение, сопоставление. Большую помощь в осознании грамматических закономерностей русского языка оказывают знания учащихся по грамматике родного татарского языка, единые речевые механизмы аудирования, говорения, чтения и письма.
Я почти на каждом уроке татарского языка применяю методику сопоставительного изучения татарского и русского языков. Потому что очень много общего в грамматике этих языков. Переводим термины, приводим примеры как в русском языке, так и в тат. языке, находим общее и различие в грамматике обоих языков. Это очень помогает усвоению тем как по татарскому, так и по русскому языку. Игра предполагает творческое начало. Она посильна даже слабым обучающимся. Находчивость и сообразительность здесь оказываются ключевыми моментами в получении знаний.
В процессе игры вырабатывается умение сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Игровые моменты способствуют активизации учебной деятельности. Обучающиеся активно работают, развиваются. Они высказывают свои мнения смело, используя в речи фразы «По – моему», «Я считаю», «Я думаю», «По моему мнению» и т. д. Использование данных технологий формирует и развивает учебно-познавательные компетенции, усиливает мотивации к изучению предмета. У обучающихся с интеллектуальной недостаточностью повышается уровень обученности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Систематическое использование информационных технологий на уроке позволяют решать такие задачи, как:
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
- преодоление формализма в системе преподавания;
- использование личностно-ориентированного обучения;
- повышение познавательного интереса и творческой активности учащихся
- повышение эффективности урока.
Мною было проведено много внеклассных мероприятий, где я применяла материалы из интернета. Это презентации, которые частично перерабатывала, картинки, фотографии, рисунки, аудиозаписи, видеоролики и др.
Вывод: таким образом, мы ещё раз убеждаемся: успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и систематически поддерживать его.
Список литературы
1. Латыпова Г.М. Применение компьютерных технологий на уроках родного татарского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2013/11/08/primenenie-kompyuternykh-tekhnologiy-na-urokakh