Доклад «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка».







Доклад
«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка».














.
Преподаватель английского языка
Кафедры иностранных языков СПО КБГУ
Мусукова Марина Магомедовна














Нальчик 2012 год.


Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня
его информационного потенциала. Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net) .Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов:
- электронную почту;
- телеконференции;
- видеоконференции;
- возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички;
- доступ к информационным ресурсам;
- справочные каталоги;
- поисковые системы;
- разговор в сети.
Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях, получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.
Глобальная сеть Интернет предлагает преподавателям иностранного языка множество полезных ресурсов. Это специальные программы обучения иностранным языкам, а также аутентичный материал, отбор которого преподаватель может проводить самостоятельно и адаптировать его к конкретным учебным задачам.
Сегодня можно сказать, что Интернет со всем богатством своих ресурсов реально способствует достижению основной цели изучения иностранного языка в вузе, а именно: формированию коммуникативной компетенции . Для пользователя реализация коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные темы. Общаясь в истинной языковой среде, студенты учатся спонтанно и адекватно реагировать на различные значимые, реалистичные, интересующие и достижимые задачи, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами .
Однако, нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения. Таким образом, грамотно интегрируя информационные ресурсы сети Интернет в учебный процесс, можно:
1) формировать и совершенствовать речевые умения, используя современные аутентичные материалы;
2) пополнять словарный запас лексикой современного английского языка;
3) знакомиться с особенностями речевого поведения, культурой и традициями различных народов в условиях общения;
4) формировать устойчивую мотивацию иноязычной речевой деятельности учащихся на основе систематического использования «живых» материалов и обсуждения актуальных проблем .
Кабинеты иностранных языков , к сожалению, не оснащены компьютерами, но кабинеты информатики позволяют систематически проводить уроки с использованием Интернет-ресурсов. На уроках английского языка на 2х курсах передо мной стояла з
·адача познакомить своих учеников с теми англоязычными сайтами, которыми они могли бы пользоваться и дома, поддержав тем самым интерес к изучению языка. Мы активно использовали материалы сайта Британского совета [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интересные тренировочные лексические, грамматические и фонетические упражнения можно найти на сайте Кембриджа. Учашимся нравится игра “Grammar Gremlins”, которая помогает развивать грамматические умения и навыки .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Конечно, Интернет незаменим в том, что касается самостоятельного контроля знаний.
С учащимися 3-4 курсов мы совершали виртуальные экскурсии по Канаде, в чём неоценимую помощь оказали видеоматериалы, отобранные мной в Интернете, а так же сайт:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
В самостоятельном контроле знаний нам помогли on-line тесты Кембриджа . Выполнив тест, можно проанализировать свои ошибки и не повторять их в дальнейшем.
Необходимо отметить, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания. Компьютер лоялен к разнообразию студенческих ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Сделав первые шаги в использовании Интернет-ресурсов на своих уроках и увидев результат: реальное увеличение объёма знаний о социокультурной специфике англоязычных стран, формирование положительной мотивации к изучению английского языка через использование современных аутентичных материалов в учебном процессе, что напрямую способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся. Надеемся, что дальнейшая работа в этом направлении (с использованием Интернет-ресурсов) поможет сформировать способность использовать языковую систему эффективно и уместно.




































Литература

1. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ № 2, 3, 2001.
2. Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иностранному говорению» - M.: Просвещение, 1991.
3. Полякова Т. Ю. «Английский язык для диалога с компьютером» - М.:
Высшая школа, 1997
4. Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ №3, 2003.

15