Рабочая программа по внеурочной деятельности Информатика в играх и задачах

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Медведевская гимназия


Рассмотрено: Согласовано: Утверждено
Протокол заседания Зам. директора по УВР: Директор Медведевской гимназии :
______________ ____________________ __________________________






Рабочая программа по информатике в 3 классе
по Образовательной системе «Школа 2100»
(34 часа)



Составитель: Камилова Алсу Ильясовна,
учитель начальных классов








Медведево, 2016.


Пояснительная записка к рабочей программе курса «Информатика в играх и задачах» 3 класс
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы А.В. Горячева, Н.И.Суворова «Информатика в играх и задачах» Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи:
Формирование  навыков решения логических задач: поиск закономерностей рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных  с  информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми;
развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу  (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, создание схем, структуры и моделей)
Особенности построения курса «Информатика »
В курсе выделяются следующие разделы:
- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
1. Технологический компонент
Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:
основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
ценностей семьи и общества и их уважение,
чувства прекрасного и эстетических чувств,
способности к организации своей учебной деятельности,
самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Логико-алгоритмический компонент
Цель: развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества:
развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если , то », «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам, отведенным авторами программы.
Планируемые результаты по предмету
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Информатика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Основное содержание учебного предмета
Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учебно – методическое обеспечение
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: «Баласс», 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: «Просвещение», 2010.
А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: «Просвещение», 2010.
А.В. Горячев, Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 3 класс. М: «Баласс», 2013.
А.В. Горячев, Горина К.И., Суворова Н.И. Методические рекомендации по информатике для 3 класса. М.: «Баласс», 2012.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: «Просвещение», 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)



















п/п
Тема урока
Планируемые результаты
Характеристика деятельности обучающихся
Дата



предметные
личностные
метапредметные

план
факт

Алгоритмы (9 ч.)

1.
Введение. Алгоритм как план действий
Алгоритм. Формы записи алгоритмов; составлять и выполнять простые алгоритмы; находить и исправлять ошибки в алгоритмах.


Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.


Умение в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.



Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия, управлять ими.

Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
составлять план решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, схем, условных обозначений);
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; установления аналогий и причинно-следственных связей; самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов алгоритма.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли (строить связной ответ), взаимодействовать друг с другом (слушать, сравнивать и оценивать ответы других).
Определять этапы (шаги) действия.



Определять правильный порядок выполнения шагов.



Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах.


Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами.




2.
Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись.







3.
Ветвление в алгоритме.
Понимать запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем; составлять и
выполнять алгоритмы с ветвлениями.






4.
Цикл в алгоритме.
Составлять и
выполнять алгоритмы с циклами.






5.
Алгоритмы с ветвлениями и циклами.
Составлять и
выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами.






6.
Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы (обобщение)
Составлять схему нелинейного алгоритма (с ветвлениями и циклами), записывать условия ветвлений и повторов.






7.
Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме.
Составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать условия ветвлений и повторов.






8.
Контрольная работа по теме «Алгоритмы» (45 мин).
Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.






9.
Анализ работ.

Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.






Группы (классы) объектов (8 ч.)

10.
Состав и действия объекта.
Описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Регулятивные УУД:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.
Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).



11.
Группа объектов. Общее название.

Описывать состав и возможные действия объекта; давать разные общие имена одному объекту.
Умение работать в паре, группе, не создавая конфликтов; уважительное отношение к мнению других, умение находить выход из спорных ситуаций.


Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Умение производить самооценку.

Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации; добывать новые знания; извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстрации; умение сравнивать и группировать; делать выводы; способность решать проблемы творческого и поискового характера; умение выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; умение строить
логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; построение логической цепи рассуждений.
Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.







12.
Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы.
Описывать общие свойства (составные части и действия) объектов группы и особенные свойства объектов подгруппы.






13.
Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов.
Отличать общие и единичные имена объектов; выбирать единичные имена для предметов заданной группы и описывать их отличительные признаки в табличном виде.






14-15.
Имена объектов (обобщение).







16.
Контрольная работа по теме «Группы объектов» (45 мин)
Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.






17.
Анализ работ.
Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.






Логические рассуждения (10 ч.)

18.
Множество. Число элементов множества. Подмножество.
Определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству (подмножествам).

Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.

Умение производить самооценку.




Регулятивные УУД:
планирование и контроль в форме сличения способа действий и его результата с эталоном; корректировать свою деятельность; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, а что ещё неизвестно; прогнозирование результата.



Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, классификации объектов; подведение под понятие.




Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать речь других; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).


Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ».


Определять истинность составных высказываний.


Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.



19.
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств.
Определять характер отношений между двумя заданными множествами (множество-подмножество, имеют пересечение – не имеют пересечения).






20.
Пересечение и объединение множеств.
Определять принадлежность элементов множеству, которое является пересечением и объединением двух множеств.






21.
Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «НЕ».
Определять истинность высказывания со словом «НЕ»; выражать истинность высказываний словами «ДА» и «НЕТ».






22.
Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ».
Определять истинность сложных высказываний - с логическими связками «И», «ИЛИ».






23.
Граф. Вершины и ребра.
Составлять графы по словесному описанию.






24.
Граф с направленными ребрами.
Строить графы по словесному описанию.






25.
Множество (обобщение).
Определять принадлежность элементов множеству и его подмножеству.






26.
Контрольная работа по теме «Множество» (45 мин).
Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.






27.
Анализ работ.
Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.






Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч.)

28.
Аналогия.
Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Регулятивные УУД:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные УУД:
выбор наиболее эффективных способов решения задач; совершенствование умений переработки и преобразования информации;
умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
умение составлять и решать логические задачи на основе простейших моделей; поиск и выделение необходимой информации;
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; способность решать проблемы творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
формирование осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами;
умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.


Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.














29.
Закономерность.
Находить, исправлять закономерность.






30-31.
Аналогичная закономерность.
Располагать предметы в цепочке, таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.






31.
Выигрышная стратегия.
Находить закономерность в ходе игры; применять выигрышную стратегию («секрет выигрыша»).






32.
Контрольная работа по теме «Закономерности» (45 мин)
Работать самостоятельно, контролировать свою работу и её результат.






33.
Анализ работ
Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их.






34.
Урок – игра «По страницам информатики»
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в нестандартных
ситуациях.








Заголовок 315