РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 6 класса


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос. Варламово
муниципального района Сызранский Самарской области
Рассмотрено и принято на заседании МО учителей точных наук Рекомендовано к утверждению Утверждено к использованию в образовательном процессе школы
Приказ № от_______________
Протокол № отЗам. Директора по УВР
_____________ И. Г. Парфенова Директор
___________Т. П. Кавелина РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 6 класса
Составил: Игошкина Ю. В.,
учитель информатики
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы», с учетом примерной программы по информатике, которая составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Актуальность разработки программы обусловлена необходимостью адаптации программы к реальным условиям преподавания.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения. Для пятых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.Цели программы:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи программы:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
В результате изучения выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Выпускник получит возможность:
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами;
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Метапредметные результаты:
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»
владение основными общеучебными умениями информационно- логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечною результата биение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком в графической среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения , новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.Личностные результаты:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информации и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основные принципы реализации программы - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого учащегося пользоваться новыми массовыми ИКТ. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Содержание программы:
Целевая аудитория: 6 класс.
Занятия внеурочной деятельности проводится 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа.
Количество часов в I четверти - 9 ч.;
Количество часов во II четверти - 7 ч.;
Количество часов в III четверти - 10 ч.;
Количество часов в IV четверти - 8 ч.
Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:
изобразительное искусство
математика
Программа предусматривает проведение занятий, работу детей самостоятельно, индивидуальную работу.
Организации занятий:
групповые;
словесное обучение (беседа);
наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);
проект;
тренинг;
дискуссия;
конкурс;
исследование;
викторина;
обсуждение.
Формы контроля:
Контроль осуществляется с помощью тестирования, презентации, устного контроля, компьютерное тестирование.
Содержание учебного курса
1. Компьютер и информация
Знать: что такое компьютер; что такое и для чего нужны файлы и папки; правила перевода двоичных чисел из одной системы счисления в другую; растровое и векторное кодирование графической информации
Уметь:иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления; уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера; определять назначение файла по его расширению; выполнять основные операции с файлами; уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создание списков и таблиц; уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».
Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».
Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».
Практическая работа №4 «Нумерованные списки».
Практическая работа №5 «Маркированные списки».
2. Человек и информация
Знать: определение понятия, образование понятий, содержание и объем, виды отношений между понятиями, классификацию понятий; определение суждения и умозаключения
Уметь: определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию; объяснять термины «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; различать необходимые и достаточные условия.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №6 «Создаем таблицы».
Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».
Практическая работа №8 «Строим диаграммы».
Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».
Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».
3. Алгоритмы и исполнители
Знать: иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры; иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей; знать определение линейного, циклического и алгоритма с ветвлениями
Уметь: определять вид алгоритма; создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений; создавать алгоритмы для исполнителей с учетом СКИ
Тематическое планирование
№ п/п Название темы
Всего часов из них Форма контроля
аудиторных внеаудиторные активные Компьютер и информация 12 5 7 Тестирование
Человек и информация 13 7 6 Тестирование
Алгоритмы и исполнители 9 4 5 Тестирование
Итого: 34 16 18 Тестирование
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год) Программой предусмотрено проведение:
- Практических работ – 17
- Контрольных работ - 3
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Тема занятия Всего часов Из них УУД Форма организации занятия Форма контроля
Аудиторные Внеаудиторные Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места 1 1 умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств Презентация «Техника безопасности», «История вычислительной техники» Самоконтроль
Файлы и папки. Практическая работа №1 «Работаем с файлами и папками» 1 1 умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Презентация «Файлы и папки» Самоконтроль
Информация в памяти компьютера. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором» (задание 1) 1 1 владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Презентация «Системы счисления» Самоконтроль
Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором» (задание 2) 1 1 Презентация «Двоичная система счисления» Самоконтроль
Перевод двоичных чисел из одной системы счисления в другую 1 1 умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую Презентация «Цифровые данные» Компьютерное тестирование
Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1) 1 1 умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Презентация «Тексты в памяти компьютера» Самоконтроль
Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2) 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Создание документов в текстовом процессоре Word. Контрольная работа №1 «Текстовый редактор MSWord» 1 1 работа с текстом в среде соответствующего редактора: умения и навыки использования средств информационных технологий;
умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Индивидуальная работа на компьютере Компьютерное тестирование
Растровое кодирование графической информации 1 1 владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Объяснение Самоконтроль
Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки» 1 1 владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Индивидуальная работа на компьютере Компьютерное тестирование
Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки» 1 1 умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Индивидуальная работа на компьютере Компьютерное тестирование
Контрольная работа №2 «Кодирование информации. Единицы измерения информации» 1 1 владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Индивидуальная работа на компьютере Тестирование
Анализ контрольной работы 1 1 Объяснение Самоконтроль
Познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» 1 1 владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице» 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Образование понятий. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 1, 2) 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Компьютерное тестирование
Решение задач. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3, 4) 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Компьютерное тестирование
Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задание 5) 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Компьютерное тестирование
Отношения между понятиями (тождество, пересечение, подчинение). Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3) 1 1 умение строить информационные структуры для описания объектов;
Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Отношения между понятиями (Соподчинение, противоречие, противоположность). Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4-7) 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задание 1) 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задание 2, 3) 1 1 умение строить информационные структуры для описания объектов;
Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Знакомимся с векторной графикой» (задания 1-3) 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Компьютерное тестирование
Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Знакомимся с векторной графикой» (задания 4-6) 1 1
Индивидуальная работа на компьютере Компьютерное тестирование
Решение задач. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему» 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Алгоритм. Исполнитель. Решение задач. Форма записи алгоритма 1 1 умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи Презентация «Алгоритмы» Тестирование
Линейный алгоритм. Практическая работа №13 «Создаем презентацию часы» 1 1 умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Решение задач 1 1 Объяснение Самоконтроль
Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «Создаем презентацию ВРЕМЕНА ГОДА» 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем презентацию СКАКАЛОЧКА» 1 1 умение организовать собственную деятельность: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Подготовка к контрольной работе. Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками» часть 2 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Контрольная работа №3 «Алгоритмы и исполнители» 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Компьютерное тестирование
Обобщающее повторение. Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу» 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Самоконтроль
Обобщающее повторение. Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу» 1 1 Индивидуальная работа на компьютере Тестирование
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
Босова Л Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика: учебник для 5 класса / Л ЛБосова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса/ Л ЛБосова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Югова Н Л, Камалов РР. Поурочные разработки по информатике: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Югова Н Л, Хлобыстова И Ю. Поурочные разработки по информатике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Босова Л Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Электронное приложение Босова Л. Л.
МедиаресурсыПроектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Оборудование
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программноеобеспечение
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
Программа разработки презентаций.
Браузер.