Проект: Взаимодействие с библиотекой, как средство развития коммуникативной компетенции воспитанников


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»











Проект: Взаимодействие с библиотекой, как средство развития коммуникативной компетенции воспитанников


















Подготовили: Воспитатели Карпеева О.В. Ненашева С.Л.







г.Нефтеюганск
2014


Проект: Взаимодействие с библиотекой, как средство развития коммуникативной компетенции воспитанников.
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: долгосрочный.
развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Участники проекта: дети подготовительной группы, дети младшей группы, воспитатели, семьи воспитанников.
Образовательная область: познавательное
Актуальность. Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности, которая умеет выразить свою мысль, умеющая общаться со сверстниками и со взрослыми. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого, книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Именно литература на дошкольном этапе, как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает быстро и заинтересовано познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать в том числе и героям книг, закладывает основы нравственности человеческой личности.










Проблема. В группе был проведен словесный опрос детей и анкетирование родителей с целью определения степени влияния книг на формирование у детей устойчивого интереса к книге, чтению и популяризации семейного чтения, который показал, что 80% детей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер – как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20% опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Целью данного проекта является: развитие коммуникативной компетентности дошкольников, устойчивого интереса детей к книге, как к произведению искусства, источнику знаний, создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.
Задачи:
1. Способствовать формированию устойчивого интереса ребенка к литературе, как виду искусства.
2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного проекта: детей, родителей, воспитателей.
3. Пробуждать у дошкольников желания самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
4. Расширение социальных связей детей через взаимодействие с социокультурными общественными организациями ( библиотекой, кукольным театром), способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
5. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
6. Воспитывать бережное отношение к книге, как результату труда многих людей.

Миссия. Проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, сотрудников библиотеки, воспитателей в решении воспитания грамотного человека.
Предполагаемые риски: Родители не заинтересуются темой проекта, недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей посредством чтения книг, приобщения детей к чтению.


Предполагаемый результат:
-Создание обогащенной социо-предметной среды путем оформления книжных уголков в группах.
- Расширение участия заинтересованных лиц (сотрудники библиотеки, родители) в воспитании литературного образованного человека, формирования желания посещать библиотеку всей семьей.
-Ребенок овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
-Договаривается, обменивается предметами. Распределяет действия при сотрудничестве. Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстником, в зависимости от ситуации; с повышенным интересом к художественной литературе.
Повышение компетенции членов семьи в вопросах речевого развития ребенка. Возрождение домашнего чтения. Обобщение и распространение семейного опыта.
Этапы работы над проектом.

Этап
Содержание
Задачи
Сроки
ответственные

1
Подготовительный
1.Составление плана решения проекта.
2. Изучение методической литературы.
3. Анкетирование родителей: «Организация домашнего чтения в семьях»
4.Беседы с детьми: «Моя любимая книга».
5. Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой, с детьми младшей группы.
6. Анализ содержания уголка книги в группах в соответствии с возрастом, спецификой работы.
7. Консультация для родителей: «Для чего читать детям сказки».
1. Познакомить администрацию и родителей с проектом.
2. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме.
3. Подобрать методическое обеспечение проекта.
4. Разработать конспекты занятий, развлечений, консультаций.
5. Проанализи- ровать содерание Уголка книги в группе.



2.
Внедренческий.
1.Оформление уголка чтения в соответствии с современными требованиями.
2. Оформление тематических выставок.
3. Встреча с сотрудником библиотеки, беседа о профессии, путешествие в «Прошлое книги» (презентация), рекламные беседы о новых книгах, поступивших в библиотеку.
4. Экскурсия в детскую библиотеку.
5. Создание книг самоделок и их презентация: «Знакомим детей младшей группы с книжками – малышками».
5. Развлечение совместно с детьми младшей группы: «Книга – наш друг». 6.Драматизация сказок.
7. Составление памятки для родителей «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения»
9. Экскурсия в книжный магазин.
10. Клуб заинтересованных родителей: «Книга в кругу семьи»
11. Выставка рисунков, поделок по мотивам прочитанных сказок.
12. Фестиваль семейного творчества «Театральная семья»

1.Пополнить фонд детской литературы в группе.
2.Систематизировать подборку книг по тематике.
3.Активизировать всех участников образовательного процесса в реализации проекта.



3.
Заключительный
1.Проведение повторного анкетирования, беседы с детьми и родителями.
2.Подведение итогов реализации проекта.
3.Отчет о реализации проекта провести на родительском собрании.
1.Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту.
2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книге.
4. Поощрить наиболее активных участников в реализации проекта (родителей, детей)
.





























Для реализации проекта был разработан план действий. На первом этапе в группе были созданы необходимые условия. В библиотеке вся литература подразделяется на разделы. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы в нашем Книжном уголке, разделили книги на категории, и для удобного запоминания детьми расположения книг, мы создали условные обозначения:
Глобус – это литература энциклопедического характера;
Матрешка – устное народное творчество;
Гномик – сказки;
Листик – книги природоведческого характера;
Колокольчик – стихи;
Звездочка – рассказы нравственно – патриотического характера.
Дом – книги, принесенные из дома.
Наряду с книгами, в группе есть богатый дидактический материал: картинки, иллюстрации, альбомы с демонстрационным материалом.
На втором этапе дети встретились с сотрудником библиотеки Булынко Еленой Петровной, она рассказала о профессии библиотекаря, показала презентацию «Путешествие в прошлое книги», провела рекламные беседы о новых книгах, поступивших в библиотеку. Подарила детям закладки и формуляры для игры в библиотеку.
С целью продолжения знакомства детей с работой библиотеки, формирования читательского интереса и воспитания любви к книге, организовали экскурсию в библиотеку. Сотрудники библиотеки рассказали не только о своей работе, но провели нас по залам, организовывали различные конкурсы – как дети знают сказки.
Посещение библиотеки вдохновило детей на создание своих собственных книг. Дети вместе с родителями приняли активное участие в создании книг – самоделок и показали их детям младшей группы. Детям было предложено принести из дома свою любимую книгу, которую мама читает им на ночь. Так же вместе с родителями подготовить пересказ ее содержания и кто написал их любимое произведение.
Провели развлечение совместно с детьми младшей группы «Книга – наш друг». Дети старшей группы показали значимость книги в жизни человека, как следует обращаться с книгами, подарили закладки, изготовленные своими руками, объяснили малышам, для чего они служат. В группе устраиваем игры – драматизации по сказкам и показываем их детям младшей группы
Организовали книжкину больницу, изученный алгоритм действий при ремонте книг, позволяет детям организовать самостоятельно деятельность в этом направлении.
Для родителей составили памятки «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения» и они вместе с детьми посетили книжный магазин, приобрели книги, которые их заинтересовали.
С особым интересом прошло заседание клуба заинтересованных родителей: «Книга в кругу семьи». Где обсуждались вопросы:
есть дома библиотека, или у ребенка есть своя книжная полка, что она собой представляет. Как часто родители с ребенком посещают детскую библиотеку. Часто ли родители читают ребенку книги, могут ли назвать
самые любимые книги своего ребенка, беседуют ли они с ребенком о прочитанном, в каком возрасте ребенок должен научиться читать. И мы узнали, что не смотря на большую загруженность родителей, в домашнем воспитании книга занимает достойное место. И если мы научим детей не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами и поступками, то это поможет нам вырастить из них настоящих людей.