Создание отчета по результатам диспансерного обследования в лаборатории средствами Microsoft Excel. Построение диаграмм. Расчет заработной платы сотрудников лаборатории. Создание сложного документа, состоящего из нескольких таблиц. Зависимости.


УТВЕРЖДАЮ
Зав. по ПО______________И.К. Галицкая
«_____»__________20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
по дисциплине: Информационные технологии в профессиональной деятельности
Специальность «Лабораторная диагностика», 5 курс
ТЕМА: «Создание отчета по результатам диспансерного обследования в лаборатории средствами Microsoft Excel. Построение диаграмм. Расчет заработной платы сотрудников лаборатории. Создание сложного документа, состоящего из нескольких таблиц. Зависимости.»Пояснительная записка.
Методическая разработка практического занятия по теме: «Процессор электронных таблиц Microsoft Excel» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности «Лабораторная диагностика». В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формированию у студентов элементов профессиональных и общих компетенций.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает в себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
Так как лаборантам на своем рабочем месте приходится работать с электронной версией документов, выполнять исследования, обмен и управление данными и их анализом, им необходимо уверенно работать с электронными таблицами.
Microsoft Office Excel 2007 — популярная многофункциональная программа, которая обеспечивает анализ информации для поддержки принятия решений. Благодаря Microsoft Office Excel 2007 и службам Excel можно более уверенно вести аналитическую работу со своими коллегами, клиентами и деловыми партнерами.
На данном занятии необходимо вспомнить возможности программы Microsoft Office Excel 2007, известные студентам из программы «Информатика», рассмотреть правила составления сложных таблиц, и знания по этой теме закрепить практическими навыками.
.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Создание отчета по результатам диспансерного обследования в лаборатории средствами Microsoft Excel. Построение диаграмм»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
основные методы и приемы обеспечения информационной профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Студент должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
Цели занятия:
1. Дидактические:
формирование умений использовать прикладные программные средства
применять на практике возможности программы MS Word при создании документов любой сложности.
формирование элементов ПК:
ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
2. Развивающие:
формирование элементов ОК: 2
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
развивать навыки творческого и логического мышления;
развивать память;
развивать интерес к информационным технологиям, к современной технике;
3. Воспитательные
формирование элементов ОК:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
вырабатывать творческую инициативу, аккуратность, собранность;
формировать бережное отношение к технике;
формировать бережное отношение к собственному здоровью (соблюдение санитарно-гигиенических правил, правил по технике безопасности).
Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа
Метод контроля знаний: выполнение работы по заданию
Оснащение: Интерактивная доска, персональный компьютер, карточки с индивидуальными заданиями.
Продолжительность занятия: 180 минут.
Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины Обеспечиваемые дисциплины и МДК
Английский язык,
Основы латинского языка с медицинской терминологией
Информатика МДК.01.01.Теория и практика лабораторных общеклинических исследований
МДК.02.01.Теория и практика лабораторных гематологических исследований
МДК.03.01. Теория и практика лабораторных биохимических исследований
МДК.04.01. Теория и практика лабораторных микробиологических исследований
ЕН 04.Статистика,
МДК.07.01.Т и П лабораторных клинико-биохимических и коагулологических исследований.
ОП.08. Экономика и управление лабораторной службой.
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы Обеспечиваемые темы
Офисный пакет операционной системы Windows Связывание данных в таблицах базы данных «Лабораторный журнал». Экспортирование данных в Microsoft Excel.
Настраиваемые формы ручного ввода результатов. Печать результатов с фильтрацией по заданным параметрам.
Накопление результатов исследований, вводимых вручную с клавиатуры компьютера.
Используемая литература:
Информационным технологиям в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. 5-е изд., стер; Михеева Е.В. , Титова О.И.; Academia, 2009 г.
Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности; Михеева Е.В.; Велби, 2009 г.
Информационные технологии. Вычислительная техника. Связь; Герасимов А.Н., Михеева Е.В.; Academia; 2005 г. Хронокарта занятия.
1 Организационный момент 2 минуты
2 Мотивация 3 минуты
3 Контроль уровня знаний по теме: «Табличный процессор» 20 минут
4 Коллективный разбор студентами возможностей «Табличный процессор»
(сообщения подготовлены студентами )25 минут
4 Методические указания 15 минут
5 Самостоятельная работа студентов по заданиям
Практической работы №4. 110 минут
6 Подведение итогов занятия 3 минуты
7 Сообщение домашнего задания 2 минуты
Характеристика отдельных элементов занятия
Содержание этапов занятия Методическое обоснование
1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.
2. Мотивация
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что знание возможностей табличного процессора MS Excel позволяет будущим специалистам выполнять расчеты, проводить обмен и управление данными и их анализом.
3. Контроль уровня знаний по теме: «Табличный процессор»
(Приложение 1)
Коллективный разбор студентами возможностей «Табличного процессора»
(сообщения подготовлены студентами)
4. Методические указания
Объяснение ведётся преподавателем, на интерактивной доске демонстрируются возможности Microsoft Excel при использовании сложных формул (Приложение 2).
Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую самостоятельную работу в соответствии с методическими указаниями:
демонстрируется заполненная электронная таблица, которую нужно создать студентам;
- демонстрируется вспомогательные таблицы, для расчетов;
- объясняется технологии использования формул и функций.
Преподаватель обращает внимание на соблюдение правил техники безопасности и санитарного режима при работе в компьютерном классе.
Самостоятельная работа студентов (Практическая работа № 4)
Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, обращает внимание студентов на положение рук при работе на компьютере, правильной посадке за компьютерным столом, направляет студентов при возникновении затруднений при работе с Практической работой.
1.Студенты создают электронную таблицу под руководством преподавателя
(Приложение 2).
3. Студенты оформляют результаты работы в тетради.
4. Отвечают на контрольные вопросы.
6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы.
7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Программы подготовки презентаций. Microsoft Access», дает рекомендации по подготовке к занятию: выполнение условного форматирования, построение диаграмм, по вариантам подготовить сообщение о возможностях программы подготовки презентации Microsoft Power Point. Использовать конспект текущего занятия и работу с учебником Е. В.Михеевой, Гл.5, стр.127-158 по КТП Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов
Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а так же осознанное выполнение практической работы
Выявление уровня знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих компетенций
Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.
Посредством работы с заданиями Практической работы закрепляются полученные знания. Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит участие в формировании общих компетенций:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Происходит участие в формировании профессиональных компетенций:
ПК1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Практическая работа № 4 по теме: «Создание отчета по результатам диспансерного обследования в лаборатории средствами Microsoft Excel. Построение диаграмм»
Студент должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
основные методы и приемы обеспечения информационной профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
Студент должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
Цель работы:
Научиться пользоваться возможностями табличного процессора MS Excel при использовании функций и формул.
Содержание работы:
Порядок выполнения работы:
Подготовить компьютер к работе.
Ознакомиться с теорией данного занятия.
Загрузить табличный процессор Microsoft Excel.
Ознакомиться: с видом экрана, содержанием главного меню, назначением кнопок панелей инструментов, содержанием справочной системы.
Создать таблицу: «Расчет фонда заработной платы» по заданию.
Алгоритм выполнения занести в тетрадь.
Предоставить работу преподавателю.
Выйти в корневой каталог. Припарковать, выключить компьютер
Контрольные вопросы к уроку
Из перечисленных типов данных: символьные, звуковые, числовые, формулы и функции, даты, какие данные может ввести пользователь в ячейку?
Как выравниваются по умолчанию числовые и символьные данные?
Что такое формула, функция?
Перечислите форматы числовых данных.
В ячейке А1 записано число 10, в ячейке В1 - число 12. Запишите формулу, которая находит произведение этих чисел.
В ячейке F1 записана формула: = $C$1+D1/E1. Как изменятся адреса в формуле при копировании её в ячейку F2?
Если адреса ячеек при копировании модифицировать не надо, то в каком виде нужно указывать адрес?
В ячейке А1 записано число 10, в ячейке A2 - число 12, в ячейке А3 - число 5, в ячейке С1 - число 6, в ячейке С2 - число 16, в ячейке С3 - число 2. Запишите функцию, которая находит минимальное значение среди этих чисел.
В ячейку таблицы записана формула. Что будет отображено в ячейке в обычном режиме?
Домашнее задание:
в созданной таблице выполнить условное форматирование: выбрать работников, у которых заработная плата в диапазоне от 9000руб. до 15000руб,
отсортировать по стажу работы, защитить данные, построить диаграмму по полям:
«Всего начислено», «К выдаче».
По вариантам подготовить сообщение о возможностях программы подготовки презентаций Microsoft Power Point
Литература: лекционный материал, уч.Михеевой, Гл.5, стр.127-158
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: «Создание отчета по результатам диспансерного обследования в лаборатории средствами Microsoft Excel. Построение диаграмм»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
основные методы и приемы обеспечения информационной профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
Студент должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
Цели занятия: формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС:
контроль и коррекция знаний по теме «Табличный процессор Microsoft Excel»;
получение и закрепление знаний и умений по использованию возможностей табличного процессора MS Excel при сложных расчетах.
участие в формировании элементов общих компетенций в области информатики:
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
участие в формировании элементов профессиональных компетенций в области информатики:
соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
оформлять документы первичного учета.
оформлять первичную учетно-отчетную документацию.
Вопросы для самоподготовки
Из перечисленных типов данных: символьные, звуковые, числовые, формулы и функции, даты, какие данные может ввести пользователь в ячейку?
Как выравниваются по умолчанию числовые и символьные данные?
Что такое формула?
Что такое функция?
Перечислите форматы числовых данных.
В ячейке А1 записано число 10, в ячейке В1 - число 12. Запишите формулу, которая находит произведение этих чисел.
В ячейке F1 записана формула: = $C$1+D1/E1. Как изменятся адреса в формуле при копировании её в ячейку F2?
Если адреса ячеек при копировании модифицировать не надо, то к каком виде нужно указывать адрес?
В ячейке А1 записано число 10, в ячейке A2 - число 12, в ячейке А3 - число 5, в ячейке С1 - число 6, в ячейке С2 - число 16, в ячейке С3 - число 2. Запишите функцию, которая находит минимальное значение среди этих чисел.
В ячейку таблицы записана формула. Что будет отображено в ячейке в обычном режиме?
Самостоятельная работа студента по теме:
«Табличный процессор Microsoft Excel»
изучение информационного материала;
работа с банком тестов.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы
1.в созданной таблице выполнить условное форматирование: выбрать работников, у которых заработная плата в диапазоне от 9000руб. до 15000руб,
2.отсортировать по стажу работы, защитить данные, построить диаграмму по полям:
«Всего начислено», «К выдаче».
По вариантам подготовить сообщение о возможностях программы Microsoft Access.
Литература: лекционный материал, уч.Михеевой, Гл.5, стр.127-158
Используемая литература:
Информационным технологиям в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. 5-е изд., стер; Михеева Е.В. , Титова О.И.; Academia, 2009 г.
Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности; Михеева Е.В.; Велби, 2009 г.
Информационные технологии. Вычислительная техника. Связь; Герасимов А.Н., Михеева Е.В.; Academia; 2005 г. Интернет ресурсы:
http://www.ph4s.ru/book_pc_informatika.htmlhttp://ru.wikipedia.org -"Википедия"http://informatika.na.byПриложение 1
Контроль уровня знаний в виде компьютерного тестирования в программе
Hyper Test по теме «Создание отчета по результатам диспансерного обследования в лаборатории средствами Microsoft Excel. Построение диаграмм»
Контроль уровня знаний предыдущего занятия в виде индивидуальной практической
работы по теме «Изучение средств и алгоритмов создания таблиц Microsoft Word»
Создать документ:
Вариант 1
НАПРАВЛЕНИЕ В ЛАБОРАТОРИЮ УФК
Определение ЛПНП
Ф.И.О. Возраст Отделение Диагноз Дата Подпись врача Вариант 2
БЛАНК АНАЛИЗА
Ф.И.О. Возраст Отделение Анализ крови на(N) Дата Подпись Вариант 3
Клинико-диагностическая лаборатория больницы № 1
АНАЛИЗ КРОВИ № '' '' г ФИО Врач Общее исследование крови
Лейкоциты Эритроциты в 1 мм3 Гемоглобин %Цветовой показатель Картина красной крови: полихромозия Паразиты крови СОЭ за 1 час Приложение 2

50272953175
Приложение 3
Сведения из теории.
Создание формулы с функциями
Щелкните ячейку, в которую требуется ввести формулу.
Чтобы начать ввод формулы с функцией, на панели формул нажмите кнопку Вставить функцию .
Выберите необходимую функцию.
В поле Поиск функции можно ввести запрос с описанием операции, которую требуется выполнить, (например, по словам "сложение чисел" будет найдена функция СУММ). Кроме того, можно выбрать категорию в поле Категория.
Введите аргументы. Для ввода в качестве аргументов ссылок на ячейки нажмите кнопку свертывания диалогового окна (которая временно скрывает диалоговое окно), выделите ячейки на листе и нажмите кнопку развертывания диалогового окна.
Пример формулы Описание
=СУММ(A:A) Суммирует все числа в столбце A
=СРЕДНЕЕ(A1:B4)Вычисляет среднее значение всех чисел в диапазоне
По завершении ввода формулы нажмите клавишу ВВОД.
 Чтобы выполнить быстрое сложение значений, также можно воспользоваться функцией Автосумма. На вкладке Главная в группе элементов Правка нажмите кнопку Автосумма, а затем выберите необходимую функцию.
Быстрое копирование формул.    Одну и ту же формулу можно быстро ввести в диапазон ячеек. Выделите нужный диапазон, введите формулу, а затем нажмите сочетание клавиш CTRL+ВВОД. Например, если в диапазон ячеек C1:C5 ввести формулу =СУММ(A1:B1), а затем нажать сочетание клавиш CTRL+ВВОД, приложение Excel вставит формулу в каждую ячейку диапазона, используя ячейку A1 в качестве относительной ссылки.Использование всплывающих подсказок для функций.    При хорошем знании аргументов функции можно использовать всплывающие подсказки, которые появляются после ввода имени функции и открывающей скобки. Чтобы просмотреть справку по функции, щелкните ее имя. Чтобы выбрать соответствующий аргумент в формуле, щелкните имя аргумента,
Создание формулы с вложенными функциями.
Вложенные функции — это функции, а качестве одного из аргументов которых заданы другие функции. В формулу можно вложить до 64 функций. Указанная ниже формула суммирует набор чисел (G2:G5), только если среднее значение другого набора чисел (F2:F5) больше 50. В противном случае она возвращает значение 0.

 Функции СРЗНАЧ и СУММ вложены в функцию ЕСЛИ.
Щелкните ячейку, в которую требуется ввести формулу.
Чтобы начать формулу с функции, на панели формул нажмите кнопку мастера функций .
Выберите необходимую функцию.
В поле Поиск функции можно ввести запрос с описанием операции, которую требуется выполнить, (например, по словам "сложение чисел" будет найдена функция СУММ). Кроме того, можно выбрать категорию в поле Категория.
Чтобы ввести аргументы, выполните одно или несколько из указанных ниже действий.
Для ввода в качестве аргументов ссылок на ячейки нажмите кнопку свертывания диалогового окна рядом с нужным аргументом (которая на время скрывает диалоговое окно), выделите ячейки на листе и нажмите кнопку развертывания диалогового окна .
Чтобы в качестве аргумента задать другую функцию, введите ее в соответствующее поле аргумента. Например, можно добавить СУММ(G2:G5) в текстовое поле Значение_если_истина функции ЕСЛИ.
Части формулы, отображенные в диалоговом окне Аргументы функции, указывают функцию, выбранную в предыдущем действии. Например, при выборе функции ЕСЛИ в диалоговом окне Аргументы функции отобразятся аргументы для функции ЕСЛИ.
Перемещение формулы
Выделите ячейку с формулой, которую необходимо перенести.
На вкладке Главная в группе Буфер обмена нажмите кнопку Вырезать.
Формулы можно скопировать и путем перетаскивания границы выделенной ячейки в левую верхнюю ячейку области вставки. Все имеющиеся данные будут заменены.
Выполните одно из следующих действий:
Чтобы вставить формулу и все параметры форматирования, на вкладке Главная в группе Буфер обмена нажмите кнопку Вставить.
Чтобы скопировать только формулу, на вкладке Главная в группе Буфер обмена нажмите стрелку Вставить, выберите команду Специальная вставка, а затем — пункт Формулы.
Копирование формулы
Выделите ячейку, содержащую формулу, которую необходимо скопировать.
На вкладке Главная в группе Буфер обмена нажмите кнопку Копировать.
Выполните одно из следующих действий:
Чтобы вставить формулу и любое форматирование, на вкладке Главная в группе Буфер обмена нажмите кнопку Вставить.
Чтобы вставить только формулу, на вкладке Главная в группе Буфер обмена выберите последовательно команды Вставка, Специальная вставка, а затем щелкните пункт Формулы.
Примечание.  Можно вставить только значения формулы. Для этого на вкладке Главная в группе Буфер обмена последовательно выберите команды Вставка, Специальная вставка и затем — команду Значения.
Убедитесь, что ссылки на ячейки в формуле дают нужный результат. При необходимости измените тип ссылки, выполнив следующие действия.
Выделите ячейку с формулой.
В строке формул (Строка формул. Панель в верхней части окна Microsoft Excel, которая используется для ввода или изменения значений или формул в ячейках или на диаграммах. На ней отображается константа или формула, содержащаяся в активной ячейке.) выделите ссылку, которую нужно изменить.
Нажатием клавиши F4 выберите нужный тип ссылки.
В приведенной ниже таблице отражены изменения ссылок разных типов при копировании формулы, содержащей эти ссылки, в положение на две ячейки вниз или на две ячейки вправо.
 Примечание.  Кроме того, можно скопировать формулы в соседние ячейки при помощи маркера заполнения (Маркер заполнения: Небольшой черный квадрат в правом нижнем углу выделенного блока. При наведении на маркер заполнения указатель принимает вид черного креста.) . После проверки того, что ссылки на ячейку, содержащиеся в формуле, дают нужный результат (как описано на шаге 4), выделите ячейку, содержащую копируемую формулу, а затем перетащите маркер заполнения по диапазону, который нужно заполнить.
Распространенные ошибки при создании формул
В таблице ниже представлены наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые при вводе формул, и способы их устранения.
 Совет.   Чтобы отменить выделение, щелкните любую ячейку листа.
Во время ввода формул следует руководствоваться предложенными ниже рекомендациями. Каждая формула должна начинаться со знака равенства (=). Если первым символом в ячейке является буква или цифра. Excel интерпретирует данные как текстовое или числовое значение соответственно.
После ввода формулы Excel автоматически отображает полученный результат вычислений в ячейке, где данная формула была введена.
Чтобы в расчетах использовать значения, введенные в другие ячейки рабочего листа, в формулах вводят адреса этих ячеек. В таком случае говорят, что в формуле на ячейки сделаны ссылки.
Помимо ссылок, в формулы можно явно вводить числовые значения. Предположим, что в ячейку С5 введена стоимость некоторого товара без учета налога на добавленную стоимость (НДС). Для получения окончательной стоимости товара с учетом НДС (составляет 20%) необходимо в другой ячейке ввести формулу =С5*1,2. Для Excel эта формула не что иное, как руководство к действию, а именно: значение ячейки С5 необходимо умножить на 1,2.
Excel автоматически обновляет результат вычисления формулы сразу после изменения значения в ячейке, на которую в формуле сделана ссылка. Например, если после ввода формулы =В4+В5+В6+В7 вы измените значение в ячейке В5, программа автоматически отобразит обновленный результат в той ячейке, в которой данная формула была введена.
В формулах можно использовать следующие символы, которые называются арифметическими операторами: + (сложение), - (вычитание), * (умножение), / (деление), Л (возведение в степень), % (процентное отношение).
Во время ввода формул огромное значение имеет очередность выполнения арифметических операторов.
Приоритет операторов
В Excel используется стандартная очередность выполнения арифметических операторов, которую изучают в средней школе на уроках математики. Как известно, выполнение арифметических операторов осуществляется слева направо с учетом приоритета одних операторов над другими. Рассмотрим порядок их выполнения.
Все операторы, заключенные в круглые скобки.
Возведение в степень.
Умножение и деление.
Сложение и вычитание.
От очередности выполнения арифметических операторов зависит конечный результат вычислений. Предположим, в ячейках I, A2 и A3 введены цены товаров без учета НДС, а вам необходимо подсчитать общую стоимость этих товаров с учетом НДС. Если для этого воспользоваться формулой =А1+А2+А3*1,2, то в итоге получиться неверный результат. Согласно данной формуле, вместо »чтобы сложить все три значения, а затем полученную сумму на 1,2, Excel сначала умножит на 1,2 значение ячейки A3, а затем прибавит к полученному результату значения ячеек А1 и А2. Естественно, в этом случае итоговый результат будет неправильным, но вполне закономерным, поскольку умножение имеет больший приоритет, чем сложение. Для получения верного результата необходимо заключить в круглые скобки операторы, которые должны выполняться в первую очередь. В данном примере в первую очередь необходимо сложить значения ячеек А1, А2 A3, поэтому формула для расчета итоговой стоимости трех аров должна выглядеть так: = (А1+А2+АЗ) *1,2. Теперь Excel в очередь просуммирует значения в ячейках Al, A2 и A3, а ем умножит полученный результат на 1,2.
Ввод формул
Как вам уже известно, каждая формула должна начинаться со знака равенства (=). В формуле можно использовать арифметические операторы, числовые значения и ссылки на ячейки. Результат формулы отображается в ячейке, в которой эта формула была введена. В программе Excel ввести формулу можно либо с помощью клавиатуры, либо с помощью мыши.
Для начала рассмотрим наиболее надежный и вместе с тем простой способ ввода формулы — с помощью мыши.
Активизируйте ячейку, в которой должна находиться формула, а следовательно, отображаться ее результат.
Введите с клавиатуры знак равенства (=). Щелкните на первой ячейке, значение которой необходимо использовать в вычислениях. Адрес этой ячейки появится в строке формул.
Введите нужный арифметический оператор. Например, введите знак сложения (+), если к значению выбранной ячейки необходимо прибавить содержимое другой ячейки; либо введите знаки вычитания (-), умножения (*) или деления (/).
Продолжайте выбирать ячейки с нужными значениями и вводить арифметические операторы, пока не закончите ввод формулы. (Если необходимо, заключите те или иные составляющие формулы в круглые скобки, чтобы изменить порядок выполнения арифметических операторов.)
В заключение после ввода формулы нажмите клавишу <Enter>
Если в ячейке с введенной формулой вместо результата вычислений появилось сообщение об ошибке, проверьте следующее. Возможно, в качестве знаменателя дроби указано нулевое значение; в качестве знаменателя указан адрес пустой ячейки; из таблицы удалена ячейка, на которую в формуле сделана ссылка; вместо ссылки на одну ячейку используется ссылка на именованный диапазон ячеек.
Отображение формул
Время от времени у каждого пользователя программы Excel возникает необходимость в проверке всех формул, введенных на рабочем листе. Но в ячейке с формулой отображается не сама формула, а результат ее вычисления. Специально для таких случаев в Excel предусмотрен режим отображения формул. Чтобы активизировать этот режим, воспользуйтесь комбинацией клавиш <Ctrl+>. В данном режиме Excel не только отображает формулы, но и выделяет ячейки, на которые в этих формулах сделаны ссылки (рис. 13). Чтобы вернуться в обычный режим отображения данных рабочего листа, еще раз нажмите клавиши <Ctrl+>. Обратите внимание: в обычном режиме работы содержимое текущей ячейки всегда отображается в строке формул, которая расположена под лентой инструментов (в верхней части окна программы).
Редактирование формул
Ошибки, допущенные при вводе формулы, исправляют так же, как и ошибки, появившиеся во время ввода любых других данных. Просто выделите ошибочно введенный символ и введите вместо него тот, который нужен. Если же вы ввели формулу, нажали клавишу <Enter> и только потом заметили ошибку, дважды щелкните на ячейке с формулой для активизации режима редактирования, затем отредактируйте формулу.
Копирование и вставка формул
Копирование и вставка формул практически ничем не отличается от аналогичной процедуры, выполняемой над любыми другими данными. Необходимо помнить лишь о том, что в процессе вставки скопированной формулы Excel автоматически меняет адреса ячеек, на которые в данной формуле сделаны ссылки. Причем новая адресация зависит от того, в какую ячейку вставлена данная формула.
Во время вставки формулы Excel автоматически меняет только относительные ссылки, которые использованы в данной формуле.
В некоторых случаях нет необходимости автоматически изменять ссылку при копирование формул. Предположим, что в созданной вами таблице есть формула со ссылкой на ячейку, где хранится текущий курс рубля по отношению к американскому доллару. Естественно, ссылка на эту ячейку не должна изменяться при копировании или перемещении формулы. Специально для таких случаев в Excel предусмотрены так называемые абсолютные ссылки, которые не меняются в процессе копирования или перемещения формул.
Для того чтобы изменить тип ссылки — относительную сделать абсолютной (или наоборот), переместите курсор на любой адрес ячейки, используемый в формуле, и нажмите клавишу <F4>. В результате перед буквой столбца и номером строки (в адресе ячейки) появится символ доллара ($). В принципе символ доллара можно вводить и вручную, но в большинстве случаев использование клавиши <F4> значительно упрощает эту процедуру. Помимо относительных и абсолютных, в Excel предусмотрены смешанные ссылки. Суть ссылки такого типа напрямую связана с ее названием. В этом случае абсолютную ссылку создают только на столбец, а на строку делают относительную ссылку (или наоборот). После копирования формулы со смешанной ссылкой «изменению подлежит либо только буква столбца, либо только номер строки. Например, $В4 (буква столбца не меняется во время копирования формулы) или В$4 (во время копирования формулы номер строки остается неизменным).
Для того чтобы изменить тип только что введенной ссылки, несколько раз нажмите клавишу <F4> (либо введите в нужной части адреса ячейки символ доллара ($) вручную).
Сообщения об ошибках
Результат правильно введенной формулы немедленно отображается в той же ячейке, в которой данная формула введена. В противном случае в ячейке с формулой будет отображен либо неверный результат, либо сообщение об ошибке. Сообщения об ошибках и возможные причины их появления приведены в табл. 4.
Сообщения об ошибках формул и функций Возможная причина
##### Ширина ячейки недостаточна для отображения результата
#ЗНАЧ! Использован недопустимый аргумент или операнд формулы
#ДЕЛ/О! В процессе вычисления формулы осуществляется деление на нуль
#ИМЯ? В формуле неверно указана ссылка на ячейку или какой-либо другой элемент (операнд). Как правило, ошибки такого типа появляются в результате опечаток
#Н/Д В формуле использован недопустимый аргумент
#СЫЛКА! В формуле создана недопустимая ссылка на ячейку
#ЧИСЛ0! В формуле используется недопустимое числовое значение
#ПУСТО! В формуле допущена ошибка в ссылке на ячейку или диапазон ячеек. Например, вместо точки с запятой (или арифметического оператора) между двумя ссылками введен символ пробела
Среди типичных ошибок, которые появляются в процессе ввода формулы, можно отметить следующие: пропуск адреса ячейки, пропуск арифметического оператора и неверно созданная ссылка. В простых формулах выявить ошибку нетрудно, чего не скажешь о громоздких формулах. Чтобы облегчить жизнь пользователям, в Excel предусмотрены программные средства, специально предназначенные для поиска и устране¬ния ошибок в формулах. Эти инструменты располагаются во вкладке Формулы ленты инструментов и открываются щелчком на кнопке Зависимости формул.
Влияющие ячейки. Показывает ячейки, на которые в текущей формуле сделаны ссылки (рис. 14). Используйте этот инструмент для того, чтобы быстро проверить значения, на основе которых проводятся вычисления в текущей формуле.
Зависимые ячейки. Показывает ячейку с формулой, в которой сделана ссылка на текущую ячейку.
Источник ошибки. Указывает на ячейки, значения которых могут служить вероятной причиной появления ошибки в формуле.
Автовычисления
По умолчанию в правой части строки состояния всегда отображается среднее значение, общее количество и сумма значений выделенного в данный момент диапазона ячеек . Это не что иное, как результат работы средства Автовычисления, с помощью которого в Excel можно быстро суммировать любые значения рабочего листа без использования формул или калькулятора. Средство Автовычисления предназначено не только для подсчета суммы значений в выделенных ячейках. С его помощью можно быстро узнать среднее значение чисел в выделенном диапазоне, общее количество значений, а также максимальное или минимальное значение диапазона. Для выбора другой операции щелкните в строке состояния на слове Сумма правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выберите соответствующую команду.
Ввод данных
В ячейки таблицы Excel можно вводить данные трех типов: текст, число, формула. Ввод данных осуществляется непосредственно в текущую ячейку или в строку формул. Вводимые данные в любом случае отображаются как в ячейке, так и в строке формул.
Общие правила ввода данных
Выделите ячейку.
Введите данные с клавиатуры непосредственно в ячейку или в строку формул.
Подтвердите ввод. Подтвердить ввод можно одним из трех способов: нажать клавишу Enter или Tab; нажать кнопку Ввод (галочка) в строке формул; выделить любую другую ячейку на листе (нельзя использовать при вводе формул).
При вводе неправильного символа его можно удалить. Для удаления символа слева от текстового курсора надо нажать клавишу Back Space.
При вводе данных переводить текстовый курсор в ячейке клавишами клавиатуры нельзя. Это можно сделать только с использованием мыши. Необходимо навести указатель мыши и один раз щелкнуть левой кнопкой мыши.
Для отказа от ввода данных в ячейку следует нажать клавишу Esc или кнопку Отмена (крестик) в строке формул
В ячейке может находиться до 32767 символов. Исключение составляют формулы. Длина записи для формулы – 8192 символа.
Текстовые данные представляют собой строку символов произвольной длины. Все, что не может интерпретироваться Excel как число или формула, воспринимается программой как текст. Текстовые данные автоматически выравниваются по левому краю ячейки. Когда длина текста превышает ширину ячейки, его часть отображается в соседней ячейке, если она пуста. Иначе текст «обрезается», – в этом случае можно увеличить ширину столбца.
При вводе текста нельзя расставлять переносы в словах с использованием клавиши дефис ( - ). Это может затруднить последующую работу с данными (сортировки, выборки и т. п.).
Числовые данные – это целые или вещественные числа. Дробная часть должна отделятся от целой части запятой. Удобнее всего набирать числа на малой цифровой клавиатуре (при включенном индикаторе Num Lock) – точка этой части клавиатуры соответствует десятичной запятой. Числа автоматически выравниваются по правому краю ячейки.
При первоначальном вводе числа (до изменения ширины столбцов) в ячейку может отобразиться число из 11 цифр. При этом ширина столбца может автоматически увеличиться. При вводе большего числа число будет отображено в экспоненциальном формате.
Если же ширина столбца была уменьшена и число не помещается в ячейке, то вместо числа в ячейке отображаются символы ####. При этом число можно увидеть в строке формул или в виде всплывающей подсказки при наведении указателя мыши на ячейку. В ячейке число может быть отображено при увеличении ширины столбца или при уменьшении размера шрифта.
Наибольшее число, которое можно ввести в ячейку составляет 9,99999999999999*10307. Точность представления чисел – 15 разрядов (значащих цифр).
Можно вводить числа с простыми дробями. При вводе с клавиатуры простую дробь от целой части числа отделяют пробелом. В строке формул простая дробь отображается как десятичная .Для удобства представления больших чисел группы разрядов при вводе можно отделять пробелами. Например, число 12345678 можно ввести как 12 345 678. В строке формул при этом число будет отображаться без пробелов между разрядами
Группы разрядов числа (за исключением первой группы) должны обязательно включать три знака. В противном случае данные в ячейке не будут восприниматься как число. Формат с разделителем разрядов запоминается в ячейке. После очистки содержимого ячейки и ввода новой числовой информации (включая даты и время) к ней автоматически будет применяться установленный числовой формат. Для возможности ввода другой числовой информации необходимо очистить формат ячейки.
В отдельных случаях необходимо вводить числа, которые, по сути, являются текстом и не должны распознаваться как числа. Это могут быть, например, номера банковских счетов, номера телефонов, коды и артикулы, почтовые индексы, номера домов и квартир и т. п. Для того чтобы Microsoft Excel автоматически назначал таким числам текстовый формат, перед числом необходимо ввести знак апострофа ('). Этот знак отображается только в строке формул, но не отображается в ячейке. Такая ячейка будет помечена в левом верхнем углу зеленым треугольником. При выделении такой ячейки слева может появляться кнопка Источник ошибки. Если ввод апострофа перед числом произведен специально, то следует щелкнуть по кнопке и выбрать команду Пропустить ошибку. Если апостроф перед числом введен ошибочно, то следует щелкнуть по кнопке и выбрать команду Преобразовать в число.
Числовые данные имеют несколько форматов, в том числе и форматы Дата и Время.
Microsoft Excel воспринимает даты начиная с 1 января 1900 года. Даты до 1 января 1900 года воспринимаются как текст. Наибольшая возможная дата – 31 декабря 9999 года.
Произвольную дату следует вводить в таком порядке: число месяца, месяц, год. В качестве разделителей можно использовать точку (.), дефис (-), дробь (/). При этом все данные вводятся в числовом виде. Точка в конце не ставится. Например, для ввода даты 12 августа 1918 года с клавиатуры в ячейку следует ввести: 12.8.1918 или 12-8-1918 или 12/8/1918.
При вводе года можно ограничиться двумя цифрами, если речь идет о датах с 1 января 1930 года по 31 декабря 2029 года. Например, для ввода даты 12 апреля 1961 года с клавиатуры в ячейку достаточно ввести:12.4.61 или 12-4-61 или 12/4/61.
Независимо от способа ввода, первоначально дата в ячейке отображается в полном формате.
При вводе даты текущего года можно ограничиться вводом только числа месяца и месяца с использованием тех же разделителей.
Текущую дату можно ввести комбинацией клавиш Ctrl + Shift + 4.
Независимо от способа ввода и последующего форматирования дата в строке формул всегда отображается в полном формате: ДД.ММ.ГГГГ.
Чтобы ввести текущее время, можно нажать комбинацию клавиш Ctrl + Shift + 6.
Ячейка может содержать одновременно дату и время. Для этого необходимо ввести дату, ввести пробел, а затем ввести время. Можно вводить и в обратной последовательности: сначала время, а потом дату, но пробел должен быть обязательно.
Формулы. Ввод формулы всегда должен начинаться с символа «=» (знак равенства). Формула может содержать числовые константы, ссылки на ячейки и функции Excel, соединенные знаками математических операций. Скобки позволяют изменить стандартный порядок выполнения действий.
Замена содержимого
Для замены содержимого ячейки достаточно выделить ее, ввести новые данные и подтвердить ввод.
При вводе некоторых типов числовых данных (даты, время, числа с разделителями разрядов, проценты и др.) автоматически устанавливается формат данных в ячейке. Ввод новых числовых данных вместо существовавших может привести к их неправильному отображению. Так, если в ячейке была ранее введена дата, то после ввода обычного числа Microsoft Excel преобразует его в дату. Например, число 178 будет отображено как дата 26.06.1900. В этом случае следует очистить формат ячейки.
Редактирование содержимого
Содержимое ячейки можно редактировать непосредственно в ячейке или в строке формул.
При правке содержимого непосредственно в ячейке необходимо щелкнуть по ней два раза левой кнопкой мыши так, чтобы текстовый курсор начал мигать в ячейке, или выделить ячейку и нажать клавишу F2. После этого произвести необходимое редактирование и подтвердить ввод данных.
2.2. Средства автоматизации вводаТак как таблицы часто содержат повторяющиеся или однотипные данные, программа Excel предоставляет средства автоматизации ввода. К числу таких средств относятся автозавершение и автозаполнение
Автозавершение При вводе текстовых данных в непрерывный ряд ячеек одного столбца можно воспользоваться автозавершением. В ходе ввода текстовых данных в очередную ячейку Excel проверяет соответствие вводимых символов значениям, имеющимся в этом столбце выше. Если обнаружено совпадение первых символов, вводимый текст автоматически дополняется имеющимся значением. Нажатие клавиши <Enter> подтверждает операцию автозавершения. Если текст должен быть другим, ввод следует продолжать, не обращая внимания на предлагаемый вариант.
Автоматический ввод производится только для записей, которые содержат текст или текст в сочетании с числами. Записи, полностью состоящие из чисел, дат или времени, необходимо вводить самостоятельно.
Автозаполнение В правом нижнем углу текущей ячейки имеется черный квадратик – маркер заполнения.
При наведении указателя мыши на этот маркер, он приобретает форму тонкого черного крестика.
Протягивание маркера заполнения рассматривается как операция «размножения» содержимого ячейки в горизонтальном или вертикальном направлении. При этом следует сначала ввести значение в ячейку, затем снова сделать ячейку активной и протянуть маркер.
Автозаполнение числами
Протягивание левой кнопкой мыши маркера ячейки, содержащей число, скопирует это число в последующие ячейки. Если при протягивании маркера удерживать клавишу <Ctrl>, то ячейки будут заполнены последовательными числами.  
При протягивании вправо или вниз числовое значение увеличивается, при протягивании влево или вверх – уменьшается. По ходу протягивания появляется всплывающая подсказка.
При протягивании маркера заполнения правой кнопкой мыши появится контекстное меню, в котором можно выбрать нужную команду:
·Копировать – все ячейки будут содержать одно и то же число;
·Заполнить – ячейки будут содержать последовательные значения (с шагом арифметической прогрессии 1).
Применение буфера обмена.
В Excel, как и в любой программе Windows, помещение в буфер обмена выполняется командами Копировать / Вырезать, а вставка – командой Вставить. Эти команды выбирают:
в контекстном меню текущей ячейки (диапазона),
на вкладке Главная в группе Буфер обмена,
Место вставки определяется указанием ячейки, соответствующей левому верхнему углу диапазона, помещенного в буфер обмена. При выделении же диапазона вставки, необходимо следить, чтобы он по размерам в точности совпадал с копируемым диапазоном.
Передача информации через буфер обмена имеет в программе Excel особенности. Вставка данных возможна лишь немедленно после их помещения в буфер обмена. Выполнение любой другой операции приводит к отмене начатого процесса копирования или перемещения. Однако утраты данных не происходит, поскольку «вырезанные» данные удаляются из места их исходного размещения только в момент вставки в новую позицию.
Чтобы скопированные данные сохранялись в буфере обмена для дальнейшей работы, необходимо перед началом операции копирования на вкладке Главная в группе Буфер обмена щелкнуть на кнопке . Панель Буфера обмена отобразится в области задач окна Excel (в левой части экрана). В этом случае можно добавлять в буфер новые данные (до 24 элементов), выполнять другие операции и вставлять данные из буфера в любое время и в любое приложение Microsoft Office. Накопленные элементы остаются в буфере обмена до закрытия всех приложений.
Щелкнув на кнопке Параметры в нижней части панели буфера обмена, можно установить опцию Собирать данные без отображения буфера обмена.
Excel позволяет вставлять из буфера обмена не только скопированные значения, но и форматы, формулы и т.п. Кнопка Вставить в панели инструментов снабжена стрелкой, раскрывающей список параметров вставки:
Если команду Вставить вызывать не кнопкой панели инструментов, а из контекстного меню ячейки вставки (или Главная Буфер обмена Вставить), то рядом со вставленным в ячейку значением появится кнопка Параметры вставки), щелчок на которой откроет список параметров.
Примечание. Кнопка Параметры вставки появляется только при вставке скопированных данных, но не вырезанных.
Лист регистрации изменений
№ измене-нияНомера листов (страниц) Всего листов (страниц) в документе Вход. № сопроводитель-ного документа и дата Подпись
ответствен-ного за внесение Дата
Изменен-ныхНовых Аннулиро-ванных