Семинар-практикум для родителей «Кризис трёх лет. Понять и пережить»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ленский детский сад»







Проверено и проведено
заместитель заведующего
____________Кулакова А.М.








Семинар-практикум
для родителей
«Кризис трёх лет.
Понять и пережить»













Воспитатель: Кочергина
Наталья Михайловна










Ленск, 2016

Цель: повышение компетентности родителей в вопросе возрастных особенностей детей раннего возраста.

Задачи:
Выделить основные симптомы возрастного кризиса трёх лет;
Развить психолого-педагогическую компетентность родителей;
Актуализировать позицию ответственного родительства.

Игра «Наш малыш»
Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.
Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши один раз».
Наш малыш стал очень любопытным.
Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
Наш малыш отказывается спать в привычное время.
Наш малыш капризничает во время еды.
Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.
Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
Наш малыш любит с нами играть.
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребёнка, проблеме кризиса 3-х лет.
В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
ранимость центральной нервной системы;
повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды;
подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим.
Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребёнком, тогда этот период может пройти более гладко и безболезненно.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев, с полутора лет.
Как правило, фаза эта заканчивается к 3,54 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте, тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2, 53 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаше, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых до 19 раз!
Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Один из современных психологов увековечил особенности возрастного кризиса 3-х лет в стихотворной форме. Л. А. Булдакова (психолог).
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно не доволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!

Л. С. Выготский описал семь основных особенностей (семизвездие симптомов, характерных для поведения ребёнка в период кризиса трёх лет).
Как угодно лишь бы не так!
В последнее время у вашего ребёнка любимыми словами стали «не хочу» и «не буду». Это негативизм. Именно он вынуждает ребёнка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что его об этом попросили. Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдаёт строгий приказ: «Не трогай! Ешь быстро! » Гораздо лучше сказать: «Не люблю, когда трогают мои вещи! Главный мотив, который движет ребёнком, сделать не так, как просят, а наоборот.
Я так решил!
Упрямство. Когда ребёнка упрямится, он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает наперекор другим из-за того, что он так сказал и не желает менять своего решения. Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребёнка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
Пойди туда не знаю куда.
Строптивость – очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определённого человека. Это протест против самого образа жизни.
Я сам.
Своеволие – оно проявляется в том, что ребёнок хочет всё делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности - жизненно важная для трёхлетних малышей.



Бунт на корабле.
Ваш ребёнок каждый день протестует против чего-то: вермишель не любит, то причесали не той расчёской, то из садика уходить не хочет. Если что-то не по нему, сразу истерика. И родители поддаются.
Протест – бунт – проявляется в том, что поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.
Не нужны мне ваши книжки.
Ваш ребёнок любил рассматривать книжки, любил, когда вы ему читали, учил на память стихи. Но в один момент он как бы потерял ко всему интерес – это обесценивание. Теряются старые привязанности ребёнка к людям, правилам поведения, вещам. Ребёнок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыш позволяет себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек и даже мам.
Властелин семьи.
Ваше чадо пытается установить над вами власть: играть так, спать этак; есть вот то; купить естественно всё и сразу – это деспотизм.

Упражнение «Что меня в моём ребёнке огорчает, а что радует»
На листочках, которые разделены на две части записать: в левую колонку – всё, что огорчает в ребёнке, в правую – всё, что радует. На выполнение упражнения дается 5 мин. Затем педагог записывает на доске все факты, огорчающие родителей. Таким образом, определяется, что почти всё, что родителей огорчает, является временным проявлением возрастного кризиса.

Просмотр видеоролика «Стань ответственным родителем».

Упражнение «Другие слова и выражения»
Очень сложно бывает регулировать интонацию голоса, когда ребенок пребывает на пике одного из симптомов, которые мы с вами рассмотрели выше. И еще сложнее сделать так, чтобы ребенок выполнил вашу просьбу. Предлагаю рассмотреть «другие» слова и выражения, которые помогут вам в сложной ситуации.

Игра «Какой он – мой ребёнок»
(звучит песня «Берегите своих детей» в исполнении Ия)
1. Обвести контур руки на листе бумаги.
2. На изображении каждого пальца написать по букве имени своего ребёнка.
3. Расшифровать буквы, написать лучшие качества характера своего ребёнка, начинающиеся на эту букву.
4. В центре ладони изобразить символ, кем ребёнок является в семье.

На эти лучшие качества ваших детей нужно опираться в период кризиса трёх лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка!
Успехов вам в воспитании детей!