Занятие по изобразительной деятельности Русский пряник для детей 8-11 лет

Управление образования администрации г. Белгорода
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Юность» г. Белгорода








Конспект интегрированного занятия
«Русский пряник»
(рекомендовано для детей 8-11 лет)




Разработали: Стуликова Наталья Алексеевна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Юность» г. Белгорода,
почётный работник образования
Алексеева Маргарита Андреевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ «СОШ № 46»,
почётный работник образования
народный мастер
ГЦНТ «Сокол» г. Белгорода,







Белгород, 2016
Занятие подготовлено в рамках интеграции художественной и пластической деятельности при взаимодействии с социальными партнёрами: МБУДО «Юность», ГЦНТ «Сокол», МБОУ «СОШ № 46» и музей - мастерская «Традиционных народных ремёсел Белгородской области».
Цель: познакомить детей с новыми технологиями декоративной лепки и росписи, посредствам истории пряничного дела в России.
Задачи:
познакомить с историей возникновения и развития пряничного дела, начиная с древнего Египта и заканчивая современными тенденциями русского пряника;
познакомить с видами пряников по назначению: игровые, лечебные, свадебные, подарочные и др.;
познакомить с разновидностями пряников по способу лепки: лепные, печатные, силуэтные;
совершенствовать навыки работы с глиной и тестом по созданию плоскорельефных изделий;
закрепить навыки декорирования изделия линейной рельефной гравировкой, линейно-точечной гравировкой, способом налепов, росписью ангобом;
развивать умение декорировать изделия из теста цветной глазурью с использованием кулинарного мешка;
научить приёмам лепки по изготовлению лепных и силуэтных пряников;
развивать коммуникативные компетенции: выступление перед аудиторией, умение договариваться и работать сообща;
воспитывать интерес к русским традициям;
воспитывать уважительное отношение к хлебу;
воспитывать умение творчески решать изобразительные задачи, аккуратность в работе.
Оборудование для занятия: предметно-визуальный ряд – самовар, разновидности пряников по форме (печатный – тульский, лепной – козуля, силуэтный – имбирный); презентация «Русский пряник», мультимедийное оборудование; столы, оформленные под торговлю – пряничные ряды.
Оборудование для детского творчества: клеёнки, досточки для лепки, баночки с водой, стеки, глина, пряничное тесто, ангоб разного цвета, кулинарная глазурь разного цвета, шаблоны пряничных силуэтов.
Ход занятия
Педагог 1: Любите ли сладости? А какие хлебобулочные изделия, которые считаются сладостями, вы любите?
Дети отвечают.
Педагог 1: Сегодня на занятии у нас тоже есть сладости – пряники. Но они здесь вовсе не для чаепития. Они сегодня будут объектом для изучения. Как вы думаете, как можно изучить пряник? Что бы вы хотели о нем узнать?
Дети: Когда сделали первый пряник? Из чего делают пряники? Какие бывают пряники?
Педагог 2: А как вы думаете пряник – это русское лакомство? А для чего нужны пряники, кроме еды? Есть ли какие – то русские традиции, связанные с пряником? Хотели бы вы узнать ответы на эти вопросы?
Дети: да.
Педагог 2: Где бы мы могли получить информацию на полученные вопросы?
Дети: в интернете, в музее народной культуры могут рассказать о русских традициях, у кондитеров можно узнать о рецептах и способах лепки
Педагог 1: Ответы на поставленные вопросы могут стать задачей нашего занятия. Но сегодня у нас необычное занятие, в котором участвуют дети из детского объединения «Традиционная глиняная игрушка» и дети детского объединения «Дорогами прекрасного» - а вы творческие ребята, которые любят что – то мастерить, и разве мы можем ограничится изучением интересной информации?
Дети: Мы можем слепить пряники.
Педагог 2: А поскольку мы будем изучать историю пряничного дела в России, как вы думаете, что бы сделали бы с пряниками пряничные мастера?
Дети: Они бы их продали?
Педагог 2: Где?
Дети: На ярмарке?
Педагог 1: Давайте попробуем придумать тему нашего занятия, поставить цель и задачи.
Дети предлагают варианты.
Темы занятия (например: «Русский пряник», «Пряничная ярмарка», «Чудо пряники»).
Цель занятия: налепить пряников и продать их на ярмарке.
Задачи занятия: узнать историю русского пряника, способы лепки и украшения пряников.
Педагог 1: Сегодня ответить на ваши вопросы и провести мастер- классы по изготовлению и декорированию пряников нам помогут дети 4 года обучения детского объединения «Традиционная глиняная игрушка» и «Дорогами прекрасного».
Об истории пряника нам расскажет команда историков.
Ребёнок 1: (Слайд 4) Пряник  мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, цукаты, изюм, фруктовое или ягодное повидло. На вид пряник чаще всего  слегка выпуклая в середине пластина прямоугольной, круглой или овальной формы, на верхней части обычно выполнены надпись или несложный рисунок, часто сверху нанесён слой кондитерской сахарной глазури. Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепёшках относят примерно к 350 г. до н. э.

Ребёнок 2: (Слайд 5) Пряник со времени своего появления прошел очень длинный путь. Его возникновение связано открытием человечества хлеба. С тех пор как люди научились выпекать из зерновой каши пресные лепешки, хлеб стал для них не только пищей насущной, но и основой жизни, культуры, взаимоотношений с другими народами, религии.
Ребёнок 3: (Слайд 6)
В древнем Иране, где поклонялись богу Солнца Митре, в его честь лепешке придавали круглую форму, что до сих пор сохранилось у народов Ближнего Востока и Средней Азии
Славянский блин тоже символизирует Солнце.
Две тысячи лет назад в Сирии договоры скреплялись пожатием рук над хлебом.
Египтяне предлагали хлеб в качестве залога мира.
Обрядов и культов, связанных с хлебом, было великое множество, но все их объединяло одно - желание получить покровительство богов. 
Педагог 1: (Слайд 7) На Руси первые пряники, называемые “медовым хлебом”, появились они еще в IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в “медовый хлеб” стали добавлять лесные травы и коренья.
(Слайд 8) В XII - XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности - «сухие духи», среди которых наиболее популярными были чёрный перец, итальянский укроп, цитрусовые, мята, кориандр, ваниль, имбирь, мускат, гвоздика, привезенные из Индии и Ближнего Востока, пряник стал пряным – ароматным, и получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.
Педагог 2: (Слайд 9) В XVII - XIX веках пряничное дело было распространённым народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками.
(Слайд 10) К концу XIX века прянишники в России предлагали около двадцати сортов пряников. Пряники делали
из ржаной муки с медом, гвоздикой, имбирем, померанцевой коркой (горького апельсина), спиртом и водой. Сделанные фигурки помещали в ели тёплую печь и высушивали.
Шоколадные пряники обмазывали сверху и снизу массой из тертого шоколада и сахара.
В Сибири известны пряники из розового теста, маленькие прянички на сухой малине.
(Слайд 11) В России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства: лепные, печатные, силуэтные.
(Слайд 12) Лепные пряники лепят из теста, так же как игрушки из глины, самый древний способ. Лепные пряники пришли к нам из языческой Руси. Их появление в виде ритуального хлеба - пряников в форме фигурок животных и птиц, приносился в жертву богам природы, от которых зависил урожай. Сегодня лепные пряники - это большая этнографическая редкость, сохранившаяся на территории русского Севеpa под названием “козули”. Их традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, утица, тетерка с птенцами - уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии.
(Слайд 13) Пряники “тетеры” или “витушки” неповторимые по технике лепки и форме пряники выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в фигурки зверей или спиралевидные геометрические фигуры, близкие к солярным знакам.
(Слайд 14) Печатный пряник самый распространенный, изготавливался с помощью пряничной доски – «пряницы» в виде рельефного оттиска на тесте. Его красота и качество в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску. В старину таких умельцев называли “знаменщиками". К XVIIIXIX векам производство пряников процветало уже в Перми, Архангельске, Курске (в том числе «коренские пряники», которыми славилась Коренная пустынь). Знаменитый на всю Россию печатный пряник – тульский и городецкий. Он славится не только за свои вкусовые качества, но и за внешний вид, благодаря умелым рукам резчиков и пекарей.
(Слайд 15) Силуэтные пряники вырезаются из теста при помощи специальной формочки или по шаблону. Особой региональной разновидностью русских пряников являются современные козули. Такие пряники очень популярны в Архангельской области и считаются одним из символов Поморья. По способу изготовления их можно отнести к вырезным пряникам.
Педагог 1: Должна вам сказать, что пряники имели разное назначение.
(Слайд 16) Пряники разделялись по назначению: подарочные, прощальные, свадебные, поминальные, лечебные, игровые... Так, например, подарочные пряники для невесты и молодой дамы были в виде корзины цветов, сердечка, целующихся голубков, лебедей с соответствующими случаю надписями: “Знак любви”, “Знак верности”, “Знак памяти”, “Знак дружбы”, “Кого люблю, тому дарю”, "В день ангела”.
(Слайд 17) Считалось, что пряники, специально изготовленные в монастырских пекарнях, обладают целебными свойствами и помогают в лечении некоторых тяжких недугов. Лечебные пряники готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела - хранителя.
(Слайд 18) Игровые пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей оставался невредимым, упав на землю. Хорошо известное выражение «как пряник ломается» возникло на ярмарочных играх, когда одним движением руки нужно было пряник на три равные части разломить. Говорят, находились среди игроков такие ловкачи, что за одну только ярмарочную неделю до 20 пудов пряников выигрывали. На некоторых пряниках оттискивали буквы алфавита, с их помощью дети могли учиться читать.
Педагог 2: (Слайд 19) Интересна история и имбирного пряника
Родиной имбирных пряников считают британский городок Макет Дрейтон. Именно там начали печь хрупкие пряники с добавлением ароматной пряности – имбиря. Считается, что рецепт пряников завезли в Великобританию крестоносцы. Уже в начале XVIII века имбирные пряники становятся известны на территории всей Европы.
Имбирь – одна из самых известных специй в мире. Знатоки утверждают, что корень имбиря может заменить целую аптеку. При простудах и нарушениях пищеварения, при головной боли и болях в мышцах, при еще сотнях самых разных недугов может помочь как кусочек свежего корня имбиря, так и его сушеный порошок.
(Слайд 20) Много лет подряд пряник был символом праздника, так как он вкусней, ароматней и слаще, чем обычный хлеб. Поэтому неудивительно, что в определенный момент имбирный пряник стал атрибутом рождественских праздников. Имбирные пряники обычно достаточно тонкие и хрупкие. Во время выпечки тесто практически не увеличиваться в размерах, сохраняя свою форму. Поэтому из пряничного имбирного теста удобно делать различные фигурки. Традиция печь печенье в форме людей существовала уже в XVI веке. Пряничные домики стали делать в XIX веке после выхода в свет сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель».
Педагог 1: Один из вопросов, на которые вы хотели получить ответ был:
«Какие русские традиции связаны с пряниками». На этот вопрос нам ответит команда знатоков народной культуры.
Ребёнок 4: (Слайд 21) Существовали и обряды, и обычаи, связанные с пряниками.
Так, пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника.
 Получив кусочек, гости знали, что праздник окончен, пора расходиться по домам, поэтому этот пряник назывался «разгонный». На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям с пряником, и на него все клали подарки и деньги.
  Другой обычай - ловить пряники. На второй день Пасхи девушки в лучших нарядах выстраивались в круг на площадке около церкви, а парни кидали в них пряники, баранки, конфеты, причем каждый старался попасть в свою избранницу.
 Ребёнок 5: (Слайд 22) В «Егорьев» день (23 апреля) лепные, фигурные пряники давали животным, чтобы скот летом ходил сам домой и лучше плодился.
Пряники было принято дарить, в Прощеное Воскресенье, которое приходилось на последний день Масленицы перед началом Великого поста. В этот день по христианскому обычаю ходили “прощаться” - просить друг у друга прощения за все причиненные обиды. Визиты сопровождались подношением пирогов и очень больших по весу пряников (от двух до пяти килограммов). Учитывая вес и размер “заказных” пряников, их доставляли на лошадях с особой осторожностью, так как донести такой пряник, не разломив его по дороге, было задачей не из легких.
Педагог 2: В преддверье ярмарки нам необходимо узнать как продавали пряники? Об этом нам расскажет представитель торговой палаты.
Ребёнок 7: (Слайд 23) В России пряники в XIX веке продавали на ярмарках, где в главном павильоне существовали пряничные ряды. Так же в России существовали и пряничные заведений, которые выпекали более семь с половиной пудов этой продукции в год, а так же существовали пряничные заводы и пекарни. И качество этой продукции было отменным, иначе, зачем было тверскому пряничнику Ивану Баранову открывать свои магазины в Берлине, Париже, Лондоне и Вене. Понравились русские пряники и в далекой Америке, где в 1876 году на выставке, проходившей в Филадельфии, потомственный пряничник Уткин, земляк Ивана Баранова, получил бронзовую медаль “за разнообразие сортов пряника и оригинальность его пошиба (внешнего вида)”.
Педагог 1: (Слайд 24) В наше время пряничное дело, к сожалению, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде, а внешний вид и вкусовые качества пряников в основном далеки от тех, что были привычны для наших не таких уж и далеких предков. И все же не стоит забывать о том, что и по сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, городецкие, ржевские, архангельские пряники, а значит, есть надежда на то, что мастерство изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, будет продолжать жить и радовать всех, от мала до велика.
Физкультурная минутка под попурри народных песен в исполнении Марии Девятовой.
Педагог 2: Сейчас вы узнали об истории пряников, и разные интересные факты, в том числе о разновидностях пряников по способу лепки. Среди наших гостей (детей 4 года обучения) есть пряничных дел мастера, которые сейчас проведут мастер – класс по изготовлению пряников из разных материалов.
Детям предлагают разделиться на группы:
1 группа – лепка лепных пряников из солёного теста;
2 группа – лепка печатных пряников из глины и роспись ангобом;
3 группа – лепка силуэтных пряников из солёного теста;
все дети - роспись цветной глазурью имбирных пряников.
Готовые изделия дети раскладывают на импровизированные пряничные ряды.
Подведение итогов
Ребёнок 8:
К нам сюда скорее просим,  Подходи, честной народ.  Веселиться начинайте.  Всех нас ярмарка зовет! 
Ребёнок 9:
Тары-бары растобары Есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад. Разбирайте нарасхват.

Ребёнок 10:
Почтенная публика,  Кому дырку от бублика   От вкусного, хорошего.  Отдаем дешево! 

Ребёнок 11:
А вот пирожки! И прянички вот! Свежие, вкусные –  Сами просятся в рот!
Ребёнок 12:
Хватит на всех товара любого,
Товар продаём за вежливое слово.
Дети подходят к «пряничным рядам» и выбирают пряник, который им понравился, объясняют причину выбора и цель покупки. В процессе торговли, закрепляются знания о назначении пряников, русских пряничных традициях. Дети оценивают эстетичный вид изделие. Оплатой за пряник является вежливое слово, например: «Я хочу купить пряник за вежливое слово – «добрый день».
После анализа детских работ посредствам торговли дети проходят на свои места. Подводят итог реализации поставленной цели и задач занятия, делятся впечатлениями о понравившихся моментах.
Выходят дети 4 года обучения
Ребёнок 1:
Ярмарка не даст скучать!  Петь зовёт и танцевать!
Дети исполняют вокально – хореографическую композицию «Ах, эти пряники!»
1 куплет: Мы сегодня на занятии
Были так внимательны!
Тесто, глину получили
И лепили пряники.
Припев: Ах, эти пряники
Медовые, ванильные,
Что за чудо пряники –
Пряники старинные.
2 куплет: Всё о пряниках узнали
Налепили, расписали
На ярмарку принесли
Угостим Вас от души
Припев
3 куплет: Самовар пыхтит и пляшет,
Подходите за чайком!
Мы на ярмарке весёлой
Его с пряником попьём.
Припев
Дети приглашают всех участников занятия на чаепитие с пряниками.










Информационные источники
Виды пряников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Виды пряников и их характеристика [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История пряника [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История возникновения пряников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История и разновидности пряников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История появления имбирного пряника и секреты его приготовления [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
О пряниках, о тайнах их интересной истории, а также о пряничных дел мастерах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Песенки, песни заклички на ярмарку, стихи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пряничные ряды, кон. XVIII - нач. XIX в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пряничный домик История и основы пряничного домостроения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пряничный домик [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Удивительный имбирный пряник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












13PAGE \* MERGEFORMAT14215




<ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 315