Вопросы обучения чтению профессионально-ориентированных текстов на английском языке с исполь-зованием информационно-коммуникационных технологий

Аршинская О.Б.
преподаватель высшей категории
Иркутский авиационный техникум
г. Иркутск

Вопросы обучения чтению профессионально-ориентированных текстов на английском языке с использованием информационно-коммуникационных технологий

Введение. Как известно, долгое время уровень владения иностранным языком студентами неязыковых вузов и техникумов определялся необходимостью изучения профессиональной литературы. Активная работа с литературой является неотъемлемой частью любой методики преподавания языка. Поскольку приобретение навыков чтения на иностранном языке является важной частью обучения, существует потребность в эффективных учебных курсах, содержащих тексты высокого качества (аутентичные, занимательные, познавательные).
Иркутский авиационный техникум готовит студентов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), для которых владение английским языком де-факто является одной из профессиональных компетенций. Большое количество сопроводительных материалов к программным системам, лицензионные соглашения по их использованию написаны на английском языке. Многие профессиональные форумы в интернете ведутся на английском языке. Активно работают интернациональные команды разработчиков программного обеспечения, где взаимодействие между членами команды также идет в основном на английском языке. Это остро ставит вопрос выбора методики преподавания языка, отвечающей современным реалиям. Трудность заключается в том, что у многих студентов, поступающих в наше учебное заведение отсутствуют базовые знания по английскому языку. Необходимо за относительно короткий срок дать им и базовые знания и сформировать навыки чтения аутентичных текстов по специальности.
К сожалению следует признать, что отечественные учебные пособия по работе с текстами не удовлетворяют современным требованиям. В первую очередь это связано с тем, что многие из них написаны давно и отстали от жизни как лексически, так и тематически. Особенно серьезной является проблема устаревания, поскольку данная область бурно развивается, в ней постоянно возникают новые термины, становятся не актуальными или получают новое значение термины ранее использовавшиеся.
Например, достаточно неплохой для работы со студентами учебник И.П. Агабекяна «Английский для средних специальных заведений» (2009) имеет слишком широкую направленность, а имеющихся в нём текстов по информационным технологиям явно недостаточно. Книга для чтения «Эта чудесная страна Компьютерлэнд» (1990) ( составители А.А. Вейзе и Д.В .Воробьев ( построена как пособие по экстенсивному чтению и не имеет упражнений, представляя собой простой сборник текстов с глоссарием [1, 2].
Ряд учебников предлагают английские издательства. Это «Click On», (V. Evans, N. Sullivan.( Express Publishing, 2000) «Network» (B. Bowler.( Oxford, 2000), «Ideas & Issues» (O. Johnston, M. Farrell.( Chancerel International Publishers Ltd, 1998) и другие [3-5]. Эти учебники предлагают комплексный подход к освоению языка, основанный на четырех умениях: чтении, говорении, аудировании и письме. Они снабжены аудио- и видеокассетами, имеют хорошее полиграфическое оформление, учитывают интересы и возраст студентов. Имеющиеся в них материалы разнообразны, увлекательны и познавательны, однако к информационным технологиям имеют отношение, по существу, только названия. Здесь предлагаются обычные темы каждодневного общения: «Рабочий день», «Свободное время», «Семья», «Еда» и т.д. Т.е. все то же, что имеется в любом учебнике по языку.
ИКТ в обучении английскому языку. Еще до недавнего времени понятие ИКТ в обучении языкам ассоциировалось с применение обучающих программ. Эта методика показала свою эффективность и сохраняется поныне (иллюстрацией здесь может служить перенесение подобных программ на современные мобильные устройства: планшетные компьютеры и смартфоны, а также разработка мобильных приложений для обучения языкам). Однако их возможности в настоящее время намного шире. В первую очередь это связано с широким распространением сети интернет, обеспечивающей доступ к большому числу аутентичных текстов на иностранном языке едва ли не для любой области деятельности. Это обеспечивает большую свободу выбора. Например, при изучении темы «Знаменитые ученые и изобретатели» каждый студент может найти интересующую его лично информацию. В ходе работы над текстом в электронном виде обучающиеся знакомятся с содержанием текста и выполняют задания преподавателя на извлечение основной и второстепенной информации, тренируют навыки контекстного анализа и языковую догадку, развивают умения поискового чтения. В качестве завершающего упражнения студенты получают творческое задание: проанализировать и обобщить полученную из текста информацию и составить план сообщения о знаменитом учёном. Другой вариант- предлагается заполнить таблицу основными событиями жизни данного учёного. В итоге студенты делают сообщение с опорой на план или таблицу.
Еще одним примером может служить подготовка материалов по теме «Написание резюме» (на английском языке). Студенты достаточно просто могут найти оригинальные примеры, подготовленные носителями языка, чтобы использовать соответствующие клише в своей работе. При этом выполняется анализ текста, выделяются типичные лингвистические характеристики и основные структурные элементы резюме. После чего можно перейти к самостоятельному составлению резюме и проведению деловой игры «Прием на работу».
В сети интернет можно найти новейшую информацию об особенностях работы тех или иных программных продуктов, поучаствовать в профессиональных форумах на изучаемом языке и так далее.
Такое расширение информационных потоков повышает мотивацию и познавательную активность учащихся.
Одной из популярных технологий обучения сегодня является проектная деятельность. Студенты 1 курса готовят проекты на английском языке: «Туристические маршруты Иркутска», «Туристические маршруты по Байкалу», «Любимое место на земле» и т.д. В ходе проектной деятельности студенты фактически создают буклеты для туристов и материалы для виртуальных экскурсий. Защита проекта сопровождаются презентацией на английском языке. ИКТ применяется здесь для поиска соответствующих материалов, подготовки самой презентации с помощью соответствующих программных систем (MS Power Point и др.). При этом ими параллельно осваиваются и новые для них информационные технологии, т.е. происходит интеграция предмета «Английский язык» с предметом «Информатика».
Эти и другие предоставляемые возможности стали предметом обсуждения для широкого круга специалистов (см. напр. [6, 7]).
Заключение. Применение современных ИКТ предоставляют обучающимся возможности, которые отсутствовали при использовании традиционных подходов, основанных на работе с учебниками и учебными текстами. При этом развитие самих ИКТ, в первую очередь среды интернет, предлагает новые, современные технологии преподавания, которые к тому же могут по-настоящему заинтересовать студентов и показать им значимость языковой подготовки. Это в известной мере решает и проблему мотивации к обучению иностранным языкам.

ЛИТЕРАТУРА

Агабекян И.П., Английский для средних специальных заведений.( Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Вейзе А.А., Воробьев Д.В. Эта чудесная страна Компьютерлэнд. ( М.: Просвещение. 1990.
Evans V., Sullivan N., Click On.( Express Publishing, 2000.
Bowler B., Network.( Oxford, 2000.
Johnston O., Farrell M., Ideas & Issues. ( Chancerel International Publishers Ltd, 1998.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: Учебно-методическое пособие. ( М.: Глосса-Пресс, Ростов н/Д: Феникс, 2010. ( 182 с.
Евстигнеева И.А. Развитие дискурсивных умений обучающихся средствами современных информационных и коммуникационных технологий // Иностр. языки в школе. ( 2014. ( № 2. ( С. 17-21.