Методическая разработка урока на тему Правила вычерчивания контуров технических деталей. Сопряжения

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Учалинский колледж горной промышленности








Методическая разработка
открытого урока
по дисциплине: «Инженерная графика»
тема: «Правила вычерчивания контуров технических деталей. Сопряжения»






Разработал: Сухова С. Г.,
преподаватель











Учалы
2016

Одобрена решением цикловой Утверждаю
комиссии Зам. директора по УР ГАПОУ УКГП
__________________________ ________________________________
Протокол № _____ «____» ____________ 2016 г.
от «____» ____________ 2016г.
Председатель ______________


Учебно - методическая карта учебного занятия

Дата проведения 18. 02. 2016 г. Группа: ТОР – 14ДО

Дисциплина: Инженерная графика
Раздел 1 Геометрическое черчение
Тема 1.3 Правила вычерчивания контуров технических деталей. Сопряжения.

Тип урока: комбинированный урок
Количество часов: 45 минут
Место проведения : кабинет № 401

Цели учебного занятия:
Дидактическая (обучающая): овладеть методикой построения сопряжений на чертежах.
Развивающая: формировать у студентов основы графической грамотности и навыков в графической деятельности; развивать умение анализировать чертеж и принимать решения, необходимые для его построения; развивать творческие и познавательные способности, пространственное воображение.
Воспитательная: тесно связать обучение с жизнью, практической деятельностью; развивать самостоятельность, инициативу; приучать студентов к аккуратности и добросовестному отношению к своей работе.

Студент должен:
Знать:
- приемы вычерчивания контуров деталей с применением различных
геометрических построений;
- правила нанесения размеров по ГОСТ.
Иметь навыки:
- деления отрезка, угла и окружности на равные части;
- построения параллельных и перпендикулярных прямых;
- определения масштаба изображения
Уметь: строить сопряжения пересекающихся прямых, прямой и дуги, двух дуг.

Внутрипредметные и межпредметные связи: Тема 1.2 Геометрические построения. Связь с дисциплинами – Математика, Информационные технологии.

Оборудование: экран, проектор, презентация, дидактический материал, чертежи на доске.

Задание на самоподготовку: Выполнить сопряжения линий по карточкам – заданиям.



Дидактическая структура учебного занятия



эле-
мен-та

Структурные
Элементы
занятия
Содержание элемента занятия.
Используемые методы и приемы
Время,
мин.

Методическое
обеспечение

1
Организационное начало
Приветствие студентов, проверка присутствующих
1
Журнал группы

2
Вводно-мотивационная часть
Мотивация учебно – познавательной деятельности студентов
1
Презентация

3
Повторение пройденного материала с целью актуализации опорных знаний
Выявление уровня усвоения знаний и сформированности умений.
Опрос студентов по пройденному материалу:
1)Как разделить отрезок на равное количество частей?
2)Как разделить окружность на 3 части?
3)Как разделить окружность на 8 частей?
10
Построение чертежей на доске

4
Изучение нового материала
1)Сообщение темы и цели урока
2)Определение понятия «Сопряжение».
3) Построение сопряжения двух пересекающихся прямых.
4) Построение сопряжения прямой и дуги.
5) Построение сопряжения двух дуг
23
Презентация, доска, мел

5
Закрепление нового материала
1)Выполнение студентами индивидуальных заданий 2)Проверка выполненных заданий

7
Презентация; карточки - задания

6
Выдача домашнего задания
Информация о домашнем задании; инструкция по его выполнению
2
Карточки - задания

7
Подведение итогов занятия
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач занятия. Выставление оценок.
1
Журнал группы





Преподаватель: ___________ Сухова С. Г.






Ход занятия

1 Организационное начало

Здравствуйте уважаемые преподаватели и дорогие студенты!
Садитесь пожалуйста.
Я рада приветствовать Вас на открытом аттестационном уроке по дисциплине «Инженерная графика».
Урок я буду проводить со студентами группы ТОР - 14ДО
Пожалуйста откройте тетради и запишите число. Сегодня 18 февраля 2016 года.
Мне бы очень хотелось узнать кто пришел на занятие, а поможет мне в этом перекличка.

2 Вводно – мотивационная часть

Отправляясь в дорогу, мы всегда проверяем наличие необходимых нам вещей. И поэтому я попрошу наших студентов посмотреть на парту и убедиться что все чертежные инструменты и принадлежности у вас под руками.

Приступаем к уроку.

Перед вами слайд. На нем изображена деталь, которую должен сделать токарь Учалинского горно – обогатительного комбината по вашим чертежам.

Посмотрите пожалуйста на чертеж и скажите, какие части детали мы уже умеем вычерчивать?


3 Повторение пройденного материала

На словах вы уже многое умеете вычерчивать, но есть такая пословица: «Доверяй, но проверяй!» и я хочу проверить, хорошо ли вы освоили пройденный материал.

Вопросы к студентам:

А) Разделить отрезок на 5 равных частей.
В) Разделить окружность на 3 равные части.
С) Разделить окружность на 8 равных частей

Все эти построения присутствуют в нашей детали.

Молодцы! Теперь еще раз хорошо посмотрите на деталь. На ней мы видим линии, плавно переходящие одна в другую. И наша задача на сегодня научиться строить эти плавные переходы, называемые сопряжением.
Если мы научимся их строить, мы сможем вычертить всю деталь.

4 Изучение нового материала

Запишите в тетради тему нашего сегодняшнего занятия.
Тема 1.3 Правила вычерчивания контуров технических деталей.
1. Сопряжения

Цель нашего занятия – овладеть методикой построения сопряжений на чертежах.
Запишем в тетради определение: «Сопряжение – плавный переход прямой линии в дугу или одной дуги в другую.»

Применение сопряжения настолько разнообразно, что трудно перечислить все примеры его использования. Остановимся на некоторых из них:

А) Поворот скоростной автотрассы.




Он имеет форму дуги. Эта дуга рассчитывается исходя из веса машины и скорости движения. Ведь если машина на скорости не впишется в поворот, то ее отбросит центробежная сила и может произойти авария. И чтобы этого не случилось, инженеры – дорожники рассчитывают для каждого вида трасс радиусы вставок – поворотов, которые строго нормированы.





Повороты скоростных автотрасс


Б) Сопряжения применяются не только в решении таких сложных задач, они встречаются в нашей жизни повсеместно.

Плавные переходы не только обеспечивают удобство пользования и красоту, но также делают деталь более прочной и безопасной.

Посмотрите на слайды. Здесь изображены:

- набор компьютерных инструментов;
- компьютерные мыши.

Все эти предметы изготовлены с применением сопряжений.





Набор инструментов Компьютерная мышь

А теперь подумайте и назовите окружающие вас предметы, при изготовлении которых применялось сопряжение?

Представление о том, что такое сопряжение мы уже имеем и теперь наша задача научиться его выполнять.

Приступим к выполнению сопряжений на чертежах, ведь именно по чертежам были изготовлены все предметы, которые мы с вами видели.

Записываем в тетрадь определение: Для построения сопряжений необходимо найти:
- центр сопряжения (Qс);
- точки сопряжения (А, В).

Сопряжение 2-х пересекающихся прямых дугой заданного радиуса



Для построения сопряжения необходимо найти:
- центр сопряжения Qс;
- точки сопряжения А и В.
Дано:
- 2
· прямые
- радиус сопряжения Rс.

Построение сопряжения:

а) Провести параллельно заданных прямых линии центров на расстоянии равном радиусу (Rс) дуги сопряжения.
б) Точка пересечения данных линий будет центром дуги сопряжения Qс;
в) Для нахождения точек сопряжения А и В необходимо опустить из центра сопряжения Qс перпендикуляры на заданные прямые.
г) Зная центр и точки сопряжения из точки Qс радиусом Rс проводят дугу сопряжения.

2) Сопряжение дуги с прямой линией

Дано:
- окружность радиусом R;
- прямая;
- радиус сопряжения Rс.

Построение сопряжения

1) Нахождение центра дуги сопряжения Qс:
а) параллельно заданной прямой на расстоянии равном радиусу сопряжения Rс проводим линию центра;
б) из центра окружности О проводим вспомогательную дугу радиусом R+Rс;
в) пересечение данных линий центров (точка Ос) является центром дуги сопряжения.

2) Нахождение точек сопряжения:
а) на прямой:
- из Ос опускаем
· на прямую, получаем точку А;
б) на дуге:
- соединяем центры О и Ос
- точка пересечения В находится на пересечении данной прямой с заданной окружностью.





3) Сопряжение 2-х окружностей дугой заданного радиуса

Дано:
- две окружности с центрами О и О1 и радиусами R и R1
- радиус сопряжения Rс .

А) Построение внешнего сопряжения

а) Из центра О проводим вспомогательную дугу радиусом R+Rс;
б) Из центра О1 проводим вспомогательную дугу радиусом R1+Rс .
в) Точка пересечения двух вспомогательных дуг Ос является центром сопряжения.
г) Для нахождения точек сопряжения необходимо соединить точку Ос с точками О и О1.
д) Точки пересечения данных линий с заданными окружностями будут являться точками сопряжения А и В.
е) Из центра Ос проводим дугу сопряжения радиусом Rс, соединяя точки А и В .



Б) Построение внутреннего сопряжения

а) Из центра О1 проводим вспомогательную дугу R3=Rс- R1
б) Из центра О2 проводим вспомогательную дугу радиусом R4=Rс-R2
в) Вспомогательные дуги пересекутся в точке Ос, являющейся центром сопряжения.
г) Для построения точек сопряжения А и В:
- из Ос через центры О1 и О2 проводим лучи до пересечения их с заданными окружностями, получаем точки А и В.
д) Из центра Ос проводим дугу сопряжения радиусом Rс, соединяя точки А и В.




5. Закрепление материала

Мы научились строить с вами сопряжения и теперь сможем полностью вычерчить чертеж, а токарь изготовит по нему деталь.

Посмотрите на экран. На данных слайдах тоже сначала был выполнен чертеж, а затем по нему изготовили деталь.


Самовар














Еще я хочу показать вам предметы, при изготовлении которых тоже применялось сопряжение: ножницы, музыкальные инструменты, компьютерные динамики, системные блоки, клавиатуры.







Предметы, при изготовлении которых применялось сопряжение

А) Ножницы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Б) Музыкальные инструменты

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


В) Компьютерные динамики



Г) Системные блоки






Д) Клавиатуры




А теперь, чтобы закрепить новый материал, я предлагаю вам выполнить прак- тическую работу по карточкам – заданиям.


Вариант 1 - Выполнить сопряжение дуги и прямой линии дугой заданного радиуса.
Вариант 2 - Выполнить сопряжение двух дуг дугой заданного радиуса.
Вариант 3 - Выполнить сопряжение двух прямых дугой заданного радиуса.


Кто сделает, сдает работу на проверку.

6) Выдача домашнего задания

Во время выполнения работы выдаются индивидуальные домашние задания.
и у кого из студентов остается время, может приступить к их выполнению.
Домашнее задание по теме «Сопряжения»


Вариант 1

Задание 1. Построить сопряжение двух пересекающихся под острым углом прямых, дугой заданного радиуса R30.

Задание 2. Построить сопряжение двух дуг окружностей дугой заданного радиуса (внешнее касание).

Дано: R1=30 ;
R2=35 ;
Rсопр.=20 .

Задание 3. Выполнить задания 1и 2 на компьютере.


Вариант 2

Задание 1. Построить сопряжение двух пересекающихся под тупым углом прямых, дугой заданного радиуса R30.

Задание2. Построить сопряжение дуги и прямой линии дугой заданного радиуса.

Дано: R=30 ;
Rсопр.=20 .

Задание 3. Выполнить задания 1и 2 на компьютере.

Все размеры даны в мм.


При выполнении домашних заданий руководствоваться учебником
Миронова Б. Г.«Инженерная и компьютерная графика» стр. 45 – 55; и конспектом лекций по теме 1.3 Правила вычерчивания контуров технических деталей. Сопряжения.


7. Подведение итогов занятия

Деталь для токаря мы теперь сможем вычертить полностью.
Выставляются оценки за урок

До свидания! Спасибо за внимание!