Открытый урок по черчению на тему:Геометрические тела.Анализ формы предметов и способы их образования

Тема урока: «Геометрические тела. Анализ формы деталей и способы их образования.

Цель: создать условия для обобщения знаний о классификации геометрических тел и умения выполнять анализ геометрической формы детали.
Задачи:
Обучающие:
формировать представления о геометрических телах .
способствовать осознанию существенного отличия геометрических тел от геометрических фигур.
развивать умения анализировать форму предметов.
Развивающие:
способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализ, сравнение, умение делать выводы, работать по алгоритму, доказывать, объяснять понятия).
создать условия для развития абстрактного мышления и познавательного интереса.
развивать умения преобразовывать форму предмета.
Воспитательные:
формировать уважительного отношения к товарищам (умение слушать и слышать) работать коллективно.

Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
компьютер; интерактивная доска, карточки-задания
Дидактическое обеспечение:
презентация «Геометрические тела»
материал для контроля знаний карточки-задания для работы в группах,
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный с применением компьютерно- информационных технологий (презентация);
исследовательский
частично- поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная; групповая.
Ход урока
1.Организационный момент:
Класс делится на при группы
-геометрические фигуры
-тела вращения
-гранные тела

Правила работы в группе(Слайд №2)
Выслушивай, не перебивая
Придерживайся темы
Любые идеи имеют ценность
Уважай различные мнения
Любые вопросы важны
Избегай прямых указаний и назидательности

Каждой группе дается чертеж и аксонометрическое изображение. Необходимо сопоставить цифры на видах и буквы на наглядном изображении прочитать зашифрованное высказывание.
(Слайд №3)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Учащиеся отгадывают тему урока

Сообщение темы и цели урока: - научиться анализировать форму деталей и уметь определять способ её образования. слайд №4

2.Изложение нового материала с просмотром презентации.
-Присмотритесь к окружающим нас предметам. Каждый из них можно представить в виде какого-нибудь геометрического тела или сочетания нескольких различных геометрических тел. Что говорили о форме знаменитые люди?
Форма – это внешнее очертание , наружный вид, контр предмета.
У Аристотеля – форма- это действующая сила, образующая вещи.
По Канту – это содержание познаваемого- вся категория мышления: количество, качество, субстанция, место и время. (Слайд №5)
Самая распространенная геометрическая форма- призматическая. Архитектура современных городов, мебель в наших квартирах, школьная мебель – все они имеют призматическую форму. Слайд 5
Рассмотреть предметы имеющие форму шестиугольной призмы, пирамиды, цилиндра, конуса , шара(сферы) слайды 6-12
Рассмотрим свойства геометрических тел и дадим определение геометрическим телам. Слайды 13-18
Предложить учащимся составить классификацию геометрических тел. Слайд 20

Анализ геометрической формы предмета
Одна из задач сегодняшнего урока- выяснить, каким образом геометрические тела соединяются между собой и как получаются окружающие нас предметы.

Ребята, мы с вами перечислили различные геометрические фигуры и тела.
Слайд 21 Внимательно рассмотрите изображение опоры. Выясните из каких геометрических тел она состоит.
Выясняем ,что ее форма складывается из прямоугольного параллелепипеда, двух полуцилиндров и усеченного конуса. В детали имеется цилиндрическое отверстие.

Дать определение : Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.

3. Закрепление и обобщение знаний
Слайд 21-24 рассмотреть способы преобразования формы деталей (сложения, вычитания и комбинированный способ) (Слайд 25) выполнить с фронтальным опросом.

Работа по группам. Карточки-задания (Слайд№26)
Выполнить анализ геометрической формы детали и определить каким способом она образована.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Проверка слайды 27-29

Физминутка (Слайд №30-32)

Творческая работа по группам
Микеланджело, высекая фигуру человека из каменной глыбы,
не создавал её, а «открывал», убирая всё лишнее. (Слайд33)

Задача: из деревянного бруска создать новый предмет-добавить или убрать лишние части, чтобы получилась модель игрушки 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

1 группакораблик
2 группамашинка
3 группа--паровозик.

Слайд№ 34. работа на форматах.

--проверка работ(объяснение учащихся), обсуждение

4. Подведение итогов.
Вопросы:
--Перечислите известные вам простейшие геометрические фигуры .
--Перечислите известные вам геометрические тела .
--В чем заключается отличие геометрического тела от геометрической фигуры ?
--О каких способах преобразования формы сегодня вы узнали на уроке?
Слайд№35
--Игра «И все- таки они похожи»
Призма Птица
Пирамида Отвертка
Цилиндр Черепаха
Конус Цветок
--вывод учащихся

5 Рефлексия.(Слайд 36)
--Что нового вы узнали сегодня на уроке?

6.Оценка урока (Слайд 37)
Учащиеся оценивают урок
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
--самооценка в группах
15