План-конспект урока по теме «Опиливание сортового проката» 6 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №96
Канавинского района города Нижнего Новгорода



ПЛАН-КОНСПЕКТ
занятия по теме «Опиливание сортового проката»
модуля «Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов» 6класс






Автор : Важнёв Е.П.
учитель технологии высшей категории
E-mail:evgeniyvazhnev@mail.ru
Номинация: металлообработка


Нижний Новгород
2013год


Пояснительная записка
Я провожу это занятие уже много лет и по своему опыту могу с уверенностью сказать, что оно всегда проходит очень интересно. Это занятие является одним из занятий по теме «Обработка металлов» модуля «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» в 6 классе. До этого занятия учащиеся уже должны получить знания о видах и свойствах чёрных металлов и сплавов; получении чугуна и стали; сортовом прокате, его получении, видах и применении; некоторых технологических операциях по его обработке. Поэтому это занятие является логическим продолжением этой темы.
Типология занятия
Тип занятиякомбинированный, с элементами объяснения нового материала, повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков на практике.
Целеполагание
Цель: ознакомление учащихся со способами и приёмами по обработке сортового проката.
Задачи:
Образовательные
1.Сформировать и закрепить знания и умения по ручному опиливанию металлов.
2. Овладеть грамотной технической терминологией по обработке металлов.
Развивающие
1.Развивать практические навыки по обработке металлов и выбору технологии их обработки.
2.Развивать техническое мышление и пространственное воображение.
3.Расширять кругозор через межпредметные связи предмета «Технология».
Воспитательные
1.Воспитывать трудолюбие, чувства ответственности за свою работу и уважения труда человека.
2.Воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам и оборудованию школьной мастерской.
Профориентационные
1.Познакомить с профессией слесарь.
2.Показать значимость рабочих профессий в современном производстве.

-1-
Оборудование: слесарные верстаки, наборы слесарных разметочных, контрольно-измерительных, режущих инструментов, сверлильный станок, классная доска.
Дидактический материал: таблицы по технологии обработки металлов, комплект учебников по технологии для 6 класса, стенд «Обработка металлов» с образцами изделий.
Ход занятия.
Организационный момент 2-3 минуты.
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Подготовка рабочих тетрадей и принадлежностей для письменных и графических работ. 2-3 минуты.
Основная часть 25-30 минут.
Введение.
Мы продолжаем знакомиться с технологическими операциями по обработке сортового проката. На предыдущих занятиях вы узнали, что такое сортовой прокат; как его получают и где применяют; как его правильно размечают, рубят или режут слесарной ножовкой.
Сегодня я объясню и покажу вам, как и чем окончательно придают деталям из металла необходимую форму и размеры. Все вы уже знакомы с этой работой и выполняли её не один раз и в пятом, и в шестом классе при обработке древесины. В вашем учебнике откройте страницу 95 .
Ребята, что за инструмент у меня в руке? ( все хором отвечают, что это напильник). Правильно, это напильник. Именно с работой этим инструментом мы и познакомимся поближе. Темой сегодняшнего занятия является « Опиливание заготовок из сортового проката». В тетради записываем число и тему занятия. Параграф №22 в учебнике.
Объяснение нового материала.
Запишите определение. Опиливаниеэто технологическая операция для снятия припуска с заготовки.
Припускэто часть заготовки, оставляемая во время её пиления или рубки, так как невозможно абсолютно точно выдержать форму и размеры при выполнении названных работ.
Вы уже работали напильниками и могли обратить внимание, что они различаются по размерам, форме и зубьям. Напильник представляет собой стальной брусок, из инструментальной стали. Он обязательно закалён для того, чтобы стал более прочным и долговечным. Напильник состоит их рабочей части с насечкой и хвостовика для ручки.
Записываем - виды напильников (рис71).
1.по длине рабочей части
От 80мм – надфиль - это самый маленький напильник (рис 73). Он необходим тогда,
-2-
когда обычный напильник или не войдёт по размерам, или слишком груб для работы.
До 400ммчасто такой напильник называют рашпиль, хотя это не совсем верно.
2.по насечке (рис72).
Напильники бывают с одинарной, двойной или рашпильной насечкой, которая образует зубья. Так же как и любого другого режущего инструмента (зубила, ножовки, ножниц и т.д. ), эти зубья имеют форму клина и за счёт этого снимают, то есть режут обрабатываемую поверхность.
3.по величине зуба
Промышленность выпускает напильники шести номеров от 0 до 5.
0 и 1драчовые. Они имеют крупные зубья. На 10мм длины их насчитывается 5-12штук. Они применяются для грубой, первичной обработки и могут снять от 0,2 до 0,5мм металла за один проход.
2 и 3личные. Они имеют средние зубья: 13-26 штук на 10мм длины. Толщина снимаемого слоя 0,1-0,3мм. Этими напильниками поверхность детали можно сделать более ровной. Как правило, ими работают после драчовых напильников.
4 и 5бархатные. Они имеют самые маленькие зубья, до 80штук на10мм длины. Их применяют для чистовой доводки и шлифования поверхностей. Снимаемый слой равняется 0,005-0,01мм.
4.по форме поперечного сечения
Напильники бывают плоские, полукруглые, квадратные, трёхгранные, круглые, ромбические, ножевые.
Выбор напильников для работы зависит от формы и размеров детали, которую необходимо изготовить. Это можно видеть на плакате и в вашем учебнике рис,71.
Теперь мы поговорим о том, как можно работать напильниками.
Приёмы опиливания (рис74).
1.Поперечное, то есть поперёк заготовки. Применяется в основном, когда нужно снять слой заготовки в одном конкретном месте.
2.Продольное, то есть вдоль заготовки. Такой способ применяют, чтобы выровнять длинную, тонкую поверхность заготовки.
3. Перекрёстное, то есть под углом к заготовке. Это основной способ работы напильниками. Можно работать как в правую, так и в левую сторону, начиная от одного края заготовки и заканчивая у другого. Такой способ хорош для работы с длинными и ровными поверхностями.
-3-
4.Круговое, то есть круговыми движениями. Такое опиливание применяется для снятия небольших припусков при окончательной отделке поверхности.
При работе напильниками также важно сохранять рабочую позу, то есть в пол оборота к тискам, чтобы локти рук двигались вдоль корпуса, При этом будет использоваться вся длина рабочей части напильника. Часто неопытные ученики работают напильником, стоя параллельно верстаку. В этом случае ручка напильника будет упираться в живот, но главное, что напильник будет работать только его средней частью и время работы увеличится.
Хватка ручки напильника должна быть сильной. Если рабочая рука правая, то ручку берут правой рукой, а ладонь левой руки кладут на носок напильника, отступив от края 20-30мм. Заготовку закрепляют в тисках таким образом, чтобы над уровнем губок выступало 3-5мм. Движения рук с напильником должны быть равномерные. При опиливании ровных поверхностей по возможности параллельными губкам тисков. Больше нажимать нужно при движении вперёд, а назад возвращать практически без усилия.
При опиливании следует время от времени изменять направление движения напильника. Например, после применения перекрёстного опиливания использовать продольное для лучшей прямолинейности поверхности.
При опиливании заготовок также необходимо соблюдать правила техники безопасности. Ручка напильника обязательно должна быть целой, без трещин. На ней должно быть металлическое кольцо. Если во время работы ручка выпадает, её необходимо закрепить. Для этого напильник берут за рабочую часть и несколько раз несильно ударяют ручкой по металлической плите на верстаке.
Чистить поверхность напильника нужно только специальной щёткой с металлической щетиной, проводя ею вдоль линий насечки напильника. Во время чистки, работы и после работы металлические опилки нельзя сдувать. Их можно убирать только щёткой-смёткой и не на пол, а в совок, чтобы они не попали ни в глаза, ни на кожу, ни даже в обувь. Если вы будете всё соблюдать, то у вас всё получится.
Что непонятно? Какие есть вопросы?
3.Закрепление объяснения 5 минут.
Ответьте на следующие вопросы.
1.Что такое припуск?
2.Чем удаляют припуск с заготовки?
3.Какие виды напильников вы знаете?
4.Что общего между напильником и ножовкой по металлу?
-4-
5.Какие способы опиливания вы знаете?
6.Назовите основные правила техники безопасности при опиливании.
Молодцы! Вы хорошо усвоили этот материал и мы можем перейти к практической работе.
4.Практическая работа --до конца первого урока.
Мы продолжаем изготовление детали из сортового проката, начатой на прошлом занятии. В ваших тетрадях найдите эскиз этой детали. Я напомню, что она называется подвес и используется при креплении настенных предметов таких, как полки, картины, стенды и т.д. на прошлом занятии вы читали эскиз этой детали, начали составление технологической карты на её изготовлениё и непосредственно её изготовление. Вы выбрали заготовку, рубили её, разметили контур будущей детали. Сегодня для начала вы заполните окончательно технологическую карту, включив те операции, которые вы изучили сегодня. Для этого я даю вам 5-7минут.

















-5-


-6-
Технологическая карта на изготовление подвеса
№№
Название операции
эскиз
Инструменты оборудование

1
Выбрать заготовку

Линейка, чертилка, зубило, молоток

2
Выровнять базовые стороны под прямой угол

Напильники, тиски, угольник

3
Разметить заготовку

Линейка, чертилка, угольник, кернер, молоток

4
Сверлить отверстия 4мм

Сверлильный станок, сверло 4мм

5
Рассверлить отверстие 9мм

Сверлильный станок, сверло 9мм

6
Снять фаски с отверстий 4мм

То же

7
?

?

8
?

?


9
Шлифовать деталь

Наждачная бумага


10
Контролировать форму и размеры детали

Штангенциркуль, угольник



На втором уроке я покажу способы работы напильниками на конкретной заготовке и вы продолжите изготовление своей детали. А пока отдохните, у вас перемена.
2урок занятия.
1.контроль выполнения задания2-3минуты.
Сначала мы проверим, как вы справились с заданием на первом уроке. Кто подойдёт к доске и впишет необходимые технологические операции №№7и8, а также инструменты для их выполнения, в нашу карту?
Правильный ответ.


7
Опилить прямоугольник размерами 35*22мм

Напильники, тиски

8
Опилить закругление детали

тоже










-8-
2.Инструктаж на рабочем месте – 5минут.
Подойдите все к моему верстаку и я продемонстрирую те способы опиливания, о которых я говорил на первом уроке.
Все обучающиеся собираются около верстака учителя и идёт показ приёмов закрепления заготовки в тисках, способов её опиливания и контроля размеров и формы.
Что вам непонятно? Какие есть вопросы? Если вопросов нет, тогда берите свои заготовки и продолжайте изготовление деталей.
3.Практическая работа с деталью-- 30 минут.
В это время учитель контролирует :
-организацию рабочих мест обучающихся;
- правильность выполнения технологических операций;
-соблюдение правил техники безопасности при работе;
-выполнение заданных на эскизе формы и размеров детали.
При необходимости учитель показывает индивидуально каждому обучающемуся его ошибки и помогает выполнить задание правильно. Если ошибок много, можно провести внеплановый дополнительный инструктаж для всего класса.
По мере завершения выполнения задания обучающиеся подходят к столу учителя и сдают свои работы. Учитель проверяет качество выполнения детали вместе с обучающимся. Если есть ошибки или неточности в детали, учитель указывает на них и объясняет обучающемуся за что он получил ту или иную оценку.
4.Уборка рабочих мест – 5минут.
Все обучающиеся убирают свои рабочие места, инструменты и незавершённые изделия, если они есть. Дежурные проверяют это и убирают помещение мастерской.
5. Заключение2-3минуты.
Сегодня вы познакомились с опиливанием заготовок из сортового проката. С этой работой вы будете сталкиваться постоянно и в мастерской , и дома, и на производстве когда вырастите потому, что профессия слесарьэто массовая профессия, которая нужна на любом современном производстве. Вы самостоятельно изготовили детали из проката, преодолев различные трудности. Надеюсь, что вы и в дальнейшем будете также активно работать на наших занятиях и станете настоящими мастерами. Спасибо за вашу работу.



-9-
Литература
1.Технология. Cодержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М. Вентана-Граф. 2008г.304с.
2.Программа предмета «Технология» под ред. В.Д.Симоненко 2010г.
3.Программно-методические материалы. Технология 5-11кл.\Сост.А.В.Марченко
М. Дрофа. 1998г. 192с.
4.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. Составители
В.М.Казакевич, А.В.Марченко М. 2001г. 252с.







-10-



-11-