Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткань. Раскрой деталей фартука. Безопасные приёмы использования колющих и режущих инструментов и принадлежностей.


План-конспект урока.
Раздел: Технологии изготовления швейных изделий. Раскрой фартука.
Класс:5.
Тема: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткань. Раскрой деталей фартука. Безопасные приёмы использования колющих и режущих инструментов и принадлежностей.
Цели урока:
Образовательная: Способствовать расширению кругозора обучающихся в процессе изучения приемов, правил подготовки ткани к раскрою и при раскрое изделия.
Развивающая: Способствовать овладению основными приёмами раскроя деталей швейного изделия.
Воспитательная: Способствовать формированию и развитию эстетических, экономических, экологических и других качеств личности.
Методическое оснащение урока:
Наглядные пособия: Образцы фартука.
Раздаточный материал: Образцы выкроек, инструкционные карты: «Раскладка выкроек на ткани, раскрой деталей фартука».
Средства обучения: «Технология. Обслуживающий труд 5 класс» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской, чертёжные инструменты и принадлежности, швейные инструменты и принадлежности.
Межпредметные связи: черчение, изобразительное искусство, математика.
Ход урока.
I .Организационный момент.
Приветствие. Проверка посещаемости и готовности к уроку.
II.Мотивация к учебной деятельности.
Для того, чтобы мотивировать обучающихся к учебной деятельности, учитель задает наводящие вопросы:
- для чего и где используется фартук?
- поможет ли, изготовление фартука экономии бюджета семьи?
- будут ли способствовать уроки по изготовлению фартука на приобретение нового увлечения и выбор профессии?
III. Постановка темы и цели урока.
Актуализация знаний.
Учитель задает вопросы обучающимся:
- какие существуют виды отделки ткани?
- какая нить проходит вдоль кромки ткани?
- какая нить проходит перпендикулярно кромке ткани?
-по какой нити ткань тянется, а по какой – нет?
Учитель обобщает ответы на вопросы:
На прошлых уроках вы познакомились с видами одежды и ее классификацией; правилам и последовательности снятия мерок для чертежа фартука. Научились выполнять построение чертежа фартука, моделирование фартука и изготовлению выкройки по чертежу. Определять лицевую и изнаночную стороны, вид отделки ткани, характер и направление рисунка ткани, определять нити основы и утка. И выяснили, что ткань почти не растягивается по нити основы, а растягивается по нити утка, но более всего ткань растягивается под углом 45 градусов.
В результате полученных ответов на выше приведенные вопросы (мотивация, актуализация) обучающиеся формулируют тему урока и определяют цели урока.
Корректируя сказанное обучающимися учитель записывает тему и цель урока на доске.
IV.Повторение изученного материала.
От качества инструмента и принадлежностей, от правильности выбора ткани многое зависит – и качество того изделия, которое мы изготавливаем, и время, которое будет потрачено на изготовление.
Учитель просит обучающихся повторить правила безопасного труда при работе с ножницами, иголками и булавками, при работе с утюгом.
V. Работа по теме урока.
Учитель предлагает обучающимся открыть учебник и ознакомиться с содержанием материала, необходимого для изучения новой темы. Затем обучающимся предлагается изучить инструкционную карту с наглядным изображением раскроя фартука. На основании полученных знаний из учебника и инструкционных карт, обучающиеся должны самостоятельно расположить выкройку фартука на ткани (учитывая знания предыдущих тем). В процессе работы обучающихся, учитель контролирует правильность выполнения раскладки выкроек на ткани, обращает внимание на совмещение нити основы на ткани с метками нити основы на выкройке.
Ткань перед раскроем готовят:
- осматривают и, если есть дефекты, их отмечают мелом, чтобы они не попали на детали кроя;
- если ткань с рисунком, то надо рассмотреть, как направлены его детали - в одну или в разные стороны. Это придется учитывать при раскладке, чтобы на всех деталях изделия было одно направление рисунка;
- лицевую сторону ткани (обучающиеся сами объясняют способы ее определения) в данном случае определяют для того, чтобы правильно сложить ткань для раскроя (лицевой стороной внутрь);
- направление долевой нити в ткани (обучающиеся также объясняют сами способ определения) надо знать для того, чтобы располагать детали выкройки согласно указанному направлению;
- перед раскроем ткань подвергают влажно-тепловой обработке (декатировке), ткань увлажняют и утюжат, т. к. на измятой ткани детали выкройки ложатся неточно и крой получается искаженным. Кромку ткани лучше срезать, так как шов с кромкой получается очень плотным. Его трудно обрабатывать, а после стирки это место изделия стягивается;
Раскладка выкроек на ткани и раскрой:
- складываем ткань пополам, лицевой стороной вовнутрь, выравниваем поперечный срез ткани (чтобы не было перекоса деталей при раскладке выкроек). Раскладка начинается с выровненного края, причем сначала раскладываем крупные детали, а затем более мелкие;
- раскладываем выкройки детали на ткань, учитываем направление нити основы;
- по очереди каждую деталь выкройки прикалываем булавками к ткани;
- детали обводим карандашом рядом с контуром выкройки - по этим линиям будут проходить швы.
- контур выкройки обводим еще раз, отступая от нее на ширину припуска;
После того, как обучающиеся правильно разместят детали выкройки на ткани, учитель объясняет и показывает как правильно отложить припуски на швы. После проверки учителем выполненной раскладки деталей выкройки на ткани, обучающиеся приступают к раскрою деталей фартука, соблюдая правила техники безопасности.VI.Уборка рабочих мест.
VII .Итог урока.
На сегодняшнем уроке вы приобрели практические навыки и опыт в выполнении подготовки ткани к раскрою и раскроя деталей фартука, повторили правила техники безопасности при использовании колющих и режущих инструментов и принадлежностей, а также закрепили полученные на предыдущих занятиях знания.
Выставление оценок.