Статья по методике преподавания ин.яз. Тема: ОЦЕНКА КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР

ОЦЕНКА КАК МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР

Абкадырова Э. Р., учитель английского языка и зарубежной литературы.
Научный руководитель: Каменский А. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Евпаторийского института социальных наук РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Актуальность исследования. В процессе учебной деятельности необходимы педагогический контроль и оценка. Они нужны в первую очередь самим учащимся как эталон самооценки, как стимул, как помощь взрослого человека, более опытного и знающего. Мероприятие обречено на неудачу (и воспитательную, прежде всего), если не проверяется работа всех звеньев его подготовки. Порой учащиеся охладевают к задуманному интересному делу из-за того, что на первых этапах учитель не поинтересовался, как идет работа, нет ли трудностей, не нужна ли помощь или неправильно оценил работу учеников.
Анализ последних исследований и публикаций. Рассматривая проблему оценивания учащихся, мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. М. Полонский, Н. Е. Щуркова, J. Guilford , J. Bruner.
Цель исследования – определение психологических и социальных факторов, влияющих на объективность и значимость школьных отметок для участников педагогического процесса.
Основное содержание. Согласно энциклопедическим данным, оценка – это отметка, выставляемая преподавателем при определении знаний, умений и навыков учащегося. Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождается потребностью ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащегося по предмету требованиям программы.
Сущность оценки успешности обучения учащегося, по Л. С. Выготскому, [2, с. 182] заключается в том, что всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его действия на окружающих.
Раскрывая сущность процесса оценки, В. М. Полонский [3, с. 96] выделяет в нем следующий компоненты: определение целей обучения; выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей; отметку или иной способ выражения результатов проверки.
Б. Г. Ананьев [1, c. 136] считает, что оценка успешности учебной деятельности учащихся может выражаться в следующих формах: малые формы (проявляющиеся в мимике, жестах, модуляции голоса, кратких замечаниях по поводу успеваемости, др.); общие характеристики учащихся; отметки; оценочные высказывания (в индивидуальных беседах с учениками, на родительских собраниях); другие формы, предусмотренные внутренним распорядком школы.
В силу того, что воздействие оценки на развитие школьника многосторонне, она может обладать многими функциями.
Н. Е. Щуркова [4, c. 30] рассматривает оценку в учебной деятельности школьников как показатель степени правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе. При этом автором выделяются следующие требования к оперированию оценкой успеваемости: всесторонность оценки успеваемости, т. е. максимальный учет всех проявлений учебной деятельности учащихся; установление связи со всеми видами работы ученика на уроке; высокая авторитетность и значимость оценки; гласность и доведение до всех учащихся обоснованных критериев оценки знаний, умений и навыков; сочетание оценки учителя с самооценкой и привлечение учащихся класса к анализу работ и ответов товарищей; другие.
По Б. Г. Ананьеву, оценка может быть [1, c. 30]:
а) ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний;
б) стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений.
в) воспитывающей – под непосредственным влиянием отметки происходит ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов.
J. Guilford [6, с. 480] включил оценку в состав операциональной структуры интеллекта. Основную функцию оценки он видел в установлении правильности, соответствия и адекватности используемой человеком информации. Прогностический аспект оценки он связывал со способностью принимать решения и осуществлять экстраполяцию как выход за пределы данной информации.
J. Bruner [5, с. 215] считает что оценка – это проверка применяемого способа переработки информации, его адекватности представленной задаче, правильности его экстраполяции.
Из этого следует: хотя термином «оценка» обозначаются различные оценочные явления, даваемые авторами определения, часто претендуют на обобщающие понятия об оценке, без дополнительных дифференцирующих уточнений.
Реакция ученика на ту или иную оценку может быть самой разной. Любая оценка может быть как стрессом, так и стимулом. Рассмотрим две ситуации: ученик А не выполнил домашнее задание из – за ряда определенных личностных причин (апатия, плохое настроение, лень). Учитель справедливо поставил ему неудовлетворительную оценку. Но ученик А понимает, что такая оценка была поставлена справедливо, ведь в этом случае он был действительно виноват. Следующий раз он обязательно выполнит домашнее задание. Такая ситуация является стимулом для ученика.
В другой ситуации ученик А выполнил домашнее задание (напр. написал сочинение), но учителю показалось, что его работа выполнена не достаточно хорошо и он поставил ученику А отрицательную оценку. В этом случае, оценка не оправдывает приложенных усилий и старания ученика, и у него возникает чувство неудовлетворенности, иногда даже обиды. Такая ситуация является стрессовой, в результате которой может возникнуть чувство неуверенности, нерешительности, робости и неполноценности.
Так же не стоит забывать, что неправильное или необъективное оценивание может повлиять на психическое состояние ученика. Ведь к каждому учащемуся необходим индивидуальный подход, в котором необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: черты характера, возрастные особенности, социальное положение семьи ребенка, тип темперамента.
Так, например, тип темперамента может оказывать существенное влияние на поведение ученика при необъективном оценивании знаний. В 5в. до нашей эры выдающийся древнегреческий врач Гиппократ описал четыре вида темперамента человека: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения, обусловленные типом его высшей нервной деятельности.
Следовательно, различают четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Сангвиник – тип темперамента, отличающийся жизнерадостностью, быстрой возбудимостью, нескрываемым внешним выражением эмоций и легкой их сменяемостью. Флегматик – как правило, спокойный, медлительный человек, невозмутимость которого граничит с хладнокровным безразличием и равнодушием. Холерик-тип темперамента, характеризующийся сильными, быстро возникающими чувствами, которые ярко отражаются в поведении (действиях, речи, жестах, мимике). Четвертый тип темперамента человека, который характеризуется повышенной впечатлительностью при незначительном внешнем выражении чувств, слабой возбудимостью, глубиной и длительностью эмоций – меланхолик. Соответственно при одной и той же ситуации, ученики, обладающие разными типами темперамента, будут вести себя по-разному. Например, в случае если будет поставлена неудовлетворительная оценка, сангвиник, скорее всего не очень расстроится, он постарается исправить ее. Флегматик отреагирует спокойно и невозмутимо, хотя сам факт-наличие отрицательной оценки его не порадует. Холерик проявит вспыльчивость и неуравновешенность, а меланхолик, безусловно, расстроится и погрузится в свои собственные переживания. Следовательно, тип темперамента играет важную роль.
Поведение ребенка так же может объясняться возрастными особенностями и социальным положением. Например, ученики начальной школы отличаются простотой и непосредственностью в общении, а представители старших классов (особенно в период переходного возраста) отличаются субъективностью взглядов, противоречивостью, вспыльчивостью, выбором не ординарных решений и т.д. Социальное положение и обстановка в семье коренным образом влияют на ребенка. В неполных семьях дети чаще всего чувствуют себя одиноко, им не хватает внимания, тепла и ласки одно из родителей. Все это нужно учитывать при оценивании знаний детей, для того чтобы оценка не являлась главной причиной стресса.
Для того чтобы оценка являлась стимулом для ученика, нужно использовать два основных метода: соревнование и поощрение. Рассмотрим их: соревнование – стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодёжи. Главная задача – не дать соревнованию перерасти в жестокую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения, к действию которые избранны и реализуются. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.
Стрессовые состояния развиваются, когда организм встречается с любым препятствием, вызывающим перенапряжение. Существует понятие «эмоциональное состояние» и «эмоциональный стресс». Если на человека действует раздражитель средней силы (что-то испугало, обрадовало, огорчило), то возникает эмоциональное состояние, при котором в какой-то степени ухудшается или улучшается настроение.
Однако на человека может повлиять раздражитель не средней силы, а очень сильный, при котором органы и системы начинают работать с сильнейшим напряжением, наступает перегрузка организма. При эмоциональных стрессовых ситуациях очень важно уметь их сглаживать.
Выводы. Таким образом, анализируя исследования по проблеме оценки, было установлено, что категория оценки изучается в двух аспектах: общепсихологическом и социальном. На основе этого было определено, что оценка является важным составляющим оценивания учащегося. Поэтому в конце каждого урока преподаватель должен комментировать оценки, корректно указывать на ошибки, давать советы, ведь оценка в большей степени является стимулом и только в редких случаях - стрессом. Поэтому будущий преподаватель должен максимально объективно оценивать ученика и учитывать его индивидуальные особенности.

Литература
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. – М., Педагогика, 1980. – 642 с.
2. Полонский В. М. Оценка знаний школьников. – М., Знание, 1981. – 684 с.
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., АН РСФСР, 1956. – 518 с.
4. Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. – М., Педагогика, 1986. – 112 с.
5. Bruner J. Психология познания. За пределами непосредственной информации.- М., Прогресс, 1977. – 416 с.
6. Guilford  J. Психология мышления. – М., Прогресс,1965. – 536 с.

15