Проект семейного клуба Дружная семья


Составитель:
Педагог-психолог
Моргунова Ирина Валерьевна
Киселевск, 2013 г.
Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависитбезопасность всего большого
человеческого обществаФеликс Адлер
Актуальность. Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.
Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, выявил недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.
Изложенное выше выявляет противоречия:
- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком, с педагогами;
- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений реализации данной проблемы.
Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. “Филиалы” клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, психолог, логопед, и др.), а также библиотекари, родители воспитанников, дети.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.
Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, воспитанники и их родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2012 г. – май 2013 г.
Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации: развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- вовлечь родителей в образовательный процесс, формировать у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку.
- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
- организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
- разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Принципы реализации проекта:
• добровольности;
• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
• вариативности форм и методов;
• научности;
• непрерывности и целостности;
• комплексности;
• сотрудничества;
• постоянства обратной связи;
• открытости;
• конфиденциальности.
Формы работы с родителями:
• консультации, беседы;
• развлечения, праздники;
• открытые занятия;
• дни открытых дверей;
• родительские собрания;
• папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
• обобщение опыта семейного воспитания.
Предполагаемый результат реализации проекта:
• отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
• увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
• учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
• выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
• осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.
Проект реализуется в три этапа:
I.  Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
• мини-педсовет “Детский сад и семья”;
• опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
• обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;
• разработка положения о клубе;
• составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
II. Основной этап (октябрь– апрель).
В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
III. Заключительный этап (1 месяц - май)
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).
Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Заключение
Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
Литература
1.  Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества с семьей дошкольника [Текст]: методическое пособие /Е.П. Арнаутова - Москва,1994
2. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей [Текст]: методическое пособие / Н.Ф.Виноградова. - Москва: Просвещение, 1989
3. Доронова, Т. Н. Вместе с семьей [Текст]:  пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т.Н .Доронова, Г.В.Глушкова.- Москва: Просвещение, 2005
4. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Москва: Академия, 2002
5. Евдокимова, Е. С.Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников [Текст] / Е.С.Евдокимова // Управление ДОУ.-2008.-№8.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] // Официальные документы в образовании. – 2994.-№31.
7. Королева, Н. Н. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ [Текст] / Н.Н. Королева, О.Н. Савинова // Справочник руководителя дошкольного учреждения.- 2007. - №9.
8. Пастухова, И. О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / И.О. Пастухова // Управление ДОУ.-2007.-№4.
9. Семейный Кодекс Российской Федерации [Текст]
10. Степанов, Е. Н.  Педагогу о современных подходах и концепциях в воспитании [Текст]: методическое пособие / Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. -  Москва, 2002г.
Приложение
Перспективный план работыс семьями воспитанников на 2013–2014 уч. г.
Формы проведения общения Сроки Содержание Участники
Анкетирование родителей на предмет социального заказа Сентябрь Сбор информации на предмет социального заказа Педагог-психолог
Составление социального паспорта группы Сентябрь Сбор данных для составления социального паспорта группы Родители, воспитатели
Конкурс фото и сочинений “Летний отдых с семьёй” Сентябрь Совместная творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Родительское собрание Сентябрь Ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба Стапший воспитатель,
педагог- психолог, воспитатели, родители, дети
Организация педагогической библиотеки В течение года Создание и пополнение педагогической библиотеки для родителей Старший воспитатель, воспитатели
Введение традиций группы: “Игра в гости к нам пришла”, “Игра напрокат” В течение года Дети приносят развивающие игры в группу на время либо берут игры домой “напрокат”, чтобы поиграть с семьей Родители, дети, воспитатели
Фотовыставка “Моя мама за рулём” Октябрь Творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Консультация “Речевая среда дошкольника. Сквернословие – болезнь общества” Октябрь Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями Воспитатели, педагог-психолог
Консультация: “Азбука дорожной безопасности для родителей с детьми” Октябрь Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями Педагог-психолог
“Во что играют наши дети” Октябрь Практикум по организации игровой деятельности Педагоги ДОУ, родители, дети
Консультация: “Составление родословной” Ноябрь Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями Воспитатели, педагог-психолог
Открытое письмо маме Ноябрь Составление ребенком письма маме под руководством воспитателей Воспитатели, педагог-психолог, дети
Оформление группы В течение года Совместное создание предметно- развивающего пространства Родители, дети, воспитатели
Семейные традиции Декабрь Оформление фотоальбома “Наша родословная. Семейные традиции” Родители, дети, воспитатели
Встреча с интересными людьми Январь Рассказ родителей о своих профессиях Воспитатели и родители
Выставка: “Наш любимый вид спорта” Февраль Совместная творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Интервью о папе. Благодарность папе от мам. Февраль Запись интервью на видеокамеру, обсуждение и оформление благодарностей папам от мам Родители, дети, воспитатели, педагог-психолог
Встреча “Мой папа самый лучший” Февраль Организация досуга для родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Фотоколлаж “Мой папа – защитник Родины” Февраль Совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей Родители, дети, воспитатели, педагог-психолог
Выставка рисунков “Цветы для мамы” Март Творческая работа детей Дети и воспитатели
Концертная программа, посвященная 8 марта Март Совместная творческая работа педагогов ДОУ и детей Педагог дополнительного образования, воспитатели, родители, дети
Акция “Пока не поздно” о воспитании любви к природе Март - апрель Заседание родительского клуба, организация фотовыставки “Наши домашние любимцы” (животные, растения) Родители, дети, воспитатели
Развлечение “1 апреля – день смеха” Апрель Совместная творческая работа педагогов ДОУ, детей и родителей Педагог-психолог, воспитатели, дети
“Что такое готовность к школьному обучению” Апрель Консультация психолога Педагог-психолог, родители. воспитатели
Акция: “9 мая – День Победы” Май Оформление фотоколлажа “Мои предки в годы ВОв”, Родители, дети, воспитатели
Итоговое родительское собрание. Презентация проекта Май Открытая детская деятельность. Подведение итогов учебного года. Презентация проекта, Награждение участников в различных номинациях Заведующая ДОУ, ст. воспитатель,
воспитатели,
педагог-психолог, дети и родители
Положение о семейном клубе «Дружная семейка»
1. Общие положения
1.1. Отношения между ДОУ № 33 «Фиалка» г. Киселевска (далее-ДОУ) и семейным клубом «Дружная семейка» (далее - Клуб) регламентируются родительским договором и положением о семейном клубе, в котором определяются права и обязанности сторон.
1.2. Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
1.3. Основой правовых отношений организации деятельности Клуба являются
• нормативно-правовые положения в сфере образования в Российской Федерации, законы об обеспечении защиты прав и развития детей;
• Устав ДОУ;
• РодительскиЙ договор.
1.4. В состав Клуба входят участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения.
1.5. Основными принципами работы Клуба являются:
• добровольности;
• значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
• вариативности форм и методов;
• научности;
• непрерывности и целостности;
• комплексности;
• сотрудничества;
• постоянства обратной связи;
• открытости;
• конфиденциальности.
2. Задачи Клуба
2.1. Создать единое оздоровительно-образовательное пространство "образовательное учреждение - социум - семья".
2.2. Повысить педагогическую культуру родителей.
2.3. Приобщить родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
2.4.Создать условия для реализации собственных идей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
2.5. Убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей.
2.6. Способствовать осознанию коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.
3. Основные направления деятельности Клуба:
3.1. Пропаганда положительного семейного воспитания.
3.2. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.
3.3. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.
3.4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.
4. Содержание работы Клуба
4.1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.
4.2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:
• сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;
• достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;
• принять и реализовывать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей;
• сформировать оптимальные детско-родительские отношения.
5. Организация работы Клуба
5.1. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы ДОУ.
5.2. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.
5.3. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости.
5.4. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.
6. Права и обязанности сторон
6.1. Деятельность Клуба осуществляется на добровольной основе.
6.2. ДОУ предоставляет помещение для заседаний Клуба.
6.3. Участники Клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Считаете ли Вы, что воспитание ребенка - дело в большей степени родителей, нежели воспитателей?
___________________________________________________________
Как Вы считаете, кому должна принадлежать инициатива в общении воспитателю или родителю? _____________________________________________________________
Что понравилось ОУ? _____________________________________________________________
Что вы думаете о качестве работы ДОУ с родителями на сегодняшний день? __________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
Что необходимо для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ?
__________________________________________________________________________________________________________________________
Что для Вас является приоритетным в воспитании Вашего ребенка?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Анкета для родителей
На сколько полезны и интересны были для Вас и Ваших детей происходившие встречи в рамках проекта?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Какая встреча больше всего запомнилась Вам?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Что не понравилось?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
4. Нужна ли такая форма работы?
_____________________________________________________________
5. С какими специалистами Вы хотели бы еще встретится, какие актуальные для Вас и Вашей семьи вопросы Вы хотели бы обсудить?
_____________________________________________________________
6. Ваши пожелания.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Консультация: “Азбука дорожной безопасности для родителей с детьми”
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно - идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.
Правила безопасного поведения на улице
На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей части.
Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно переходить дорогу.
Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то смело переходить дальше.
Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на проезжую часть.
Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт.
Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад.
Не запугивайте ребенка улицей - панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!
Полезно прочитать ребенку стихотворение: «Про одного мальчика» С. Михалкова, «Меч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука безопасности» О. Бедарева, «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина, полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходу-малышу». Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых - регулировщиков и др. и организуйте игры по придуманному вами сюжету, отражающие любые ситуации на улице. Игра - хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.
ПОМНИТЕ!!! Все взрослые являются примером для детей!
Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
«ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Веселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Каждый из них надеется быть примерным учеником и получать хорошие отметки, любить своего учителя и школу и вообще рассчитывает на интересную, веселую во всех отношениях жизнь. Но вот проходит совсем немного времени, и мы слышим: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я уже устал»; «А когда будут каникулы?». И, с другой стороны, можно услышать жалобы учителей на сложности работы. В чем причина недовольства? Каким детям трудно учиться, и с какими детьми учителю трудно?
Именно не готовые к школьному обучению дети доставляют учителю больше всего хлопот. Как правило, именно из этой категории «ведут свою родословную» отстающие ученики. Чаще всего эти дети бывают невнимательными на уроке, выпадают из общей работы класса, именно у них быстро пропадают желание учиться и интерес к школьной жизни.
Как можно установить психологическую готовность или неготовность детей к школе? Что же такое в нашем представлении зрелый дошкольник?
«Дошкольную зрелость» можно определить как целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства. Для 6-летних детей наиболее типичен кооперативно-соревновательный уровень- общения со сверстниками, произвольность в сфере общения со взрослым и открытие ребенком своих переживаний в сфере самосознания. Кроме того, принципиально важными являются:
— сформированные приемы игровой деятельности;
—  развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития;
— развитое воображение;
- высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи.
Принято выделять три основные группы трудностей, с которыми сталкиваются не готовые к школе дети. Первая группа затруднений относится к системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища и следить за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия), вторая — к сфере общения со взрослым(непонимание вопросов учителя, его особой позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения), третья — к сфере их собственного самосознания(завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя). Эти три группы трудностей отражают основные стороны психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению. Соответственно и показатели психологической готовности к школе подразделяются на эти же группы.
Как это ни парадоксально звучит, именно раннее начало школьного обучения создает необходимые условия для практического решения проблемы психологической готовности детей к школе.
Несмотря на то, что среди детей шестилетнего возраста есть дети с полноценной готовностью к школе, их меньшинство, и вполне правильно, поэтому считать шестилетних детей не готовыми с психологической точки зрения к обучению школьного типа. Обучение детей шестилетнего возраста должно быть подчинено задаче подготовки к учению школьного типа. Так, Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что назначение класса шестилеток — готовить детей к роли учеников.
Раннее проявление у ребенка каких-либо способностей ничего не говорит о его готовности или неготовности к школе. Даже несомненные математические способности не могут быть гарантией успехов на школьных уроках математики. Для успешного учения необходимо еще многое другое, чего у дошкольника пока просто нет.
Итак, что же включает в себя психологическая готовность к школе?
Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребенка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет, и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает все небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия:ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. В шестилетнем возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников. Важными являются умение подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.
В этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает, так как шестилетний ребенок способен соподчинять мотивы своего поведения. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели, а именно стремления не бояться трудностей, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями.