Технологическая карта по русскому языку на тему « Повторяем правописание безударных окончания имён существительных 1-го, 2-го,3-го склонения»

Русский язык    4 «А» класс      Алексеенко Г.В.   30.01 2015г.
Тема урока: « Повторяем правописание безударных  окончания имён существительных 1-го, 2-го,3-го склонения»
Дидактическая цель: закрепление и коррекция изученных действий-понятий
Задачи: Обучающая: совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.
Развивающая: активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений
Воспитательная: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке. 
Тип урока:  Урок комплексного применения ЗУН учащихся
  Планируемые результаты

 Предметные
 Метапредметные
 Личностные

умение   применять орфографические правила, умение проверять написанное, умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальная , фронтальная. парная
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной и групповой  работы, конверты с заданиями,  рабочая тетрадь №2.
                                                                                                            Технологическая карта урока
Этап   урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Самоопределение к деятельности
(орг. момент)
Цель: Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности
Настрой   на работу в стихотворной форме
Встаньте, подтянитесь,
Друг другу улыбнитесь, Здравствуйте, садитесь.
Подготовка класса к работе
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и пробного учебного действия
Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов. 
Подготовка мышления учащихся
Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимого материала для дальнейшей работы на уроке
 Чтение стихотворения учителем
Может быть, из вас кто слышал:
Как листок из почки вышел,
Снег растаял на опушке.
И проснулись все зверюшки
Звонко капает капель
Посмотрите поскорей!
Здесь зелёная трава: птицы прилетели
Вот как весело весна к нам стучится в двери!
Я выписала несколько слов из этого стихотворения
Какой частью речи являются данные слова?
Какую работу надо выполнить с данными словами?
В каких случаях возникает сложность в написании  окончаний у имен существительных?
Воспринимают задание, наблюдают, анализируют
Из почк            
На опушк
В двер
Имена существительные
Написать окончания
Когда окончание безударное
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3.Этап локализации индивидуальных затруднений
Организует и управляет ситуацией целеполагания. Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.
А вы умеете писать безударные окончания у имен существительных?
 Возьмите карточки со шкалой  самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания имен существительных?
(опрос кто как оценил свое умение)
 Нам нужно чтобы все умели писать, как вы думаете какая тема урока  у нас сегодня?
Какие задачи вы можете поставить для работы на уроке?
Для чего нужно уметь писать безударные окончания имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения»
Что вы знаете об имени существительном?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
         
Шкала самооценки
 «Повторяем правописание безударных окончания имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения»
                 
Задачи:
совершенствовать навыки правописания падежных окончаний имён существительных  сразу 3-х склонений.
Выполнение работы со словами              (1 ученик у доски)
Из почки            (1 скл., Р.п)          
На опушке         (1 скл., П.п)
в двери               (3 скл., П.п)
Проверка
Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
Постановка целей коррекционной деятельности- выбор и способ их реализации.
Какие способы правописания падежных окончаний имен существительных вы знаете?
 Умение определять склонение , падеж
знание способов
Чтобы правильно писать безударное окончание имени существительного в ед. числе надо:
 Способ 1:
1.Определить склонение.
2. По опорному слову  определи окончание существительного
1 скл-  весна ,земля
2скл-  слон ,колесо
3 скл- рожь
Способ 2:
По  таблице окончаний имён существительных 1, 2,3 склонения.
Регулятивные: планирование , прогнозирование;
Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Этап реализации построенного проекта
Цель:
Умение изменять по падежам опорные слова
Организация учащихся на реализацию проблемной ситуации
По опорным словам заполним  таблицу падежных окончаний имен существительных  3х склонений  в рабочей тетради   на стр. 22 упражнение 1
По цепочке заполняют таблицу с комментированием
Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6. Физминутка
Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной раз-грузки учащихся.
Именительный – подпрыгнул,
А родительный летал.
Дательный полез на горку,
А винительный- устал.
Наш творительный поплавал,
А предложный – убежал.
Падежи нам всем нужны
И при этом все важны!



7.Самостоятельная работа
Цель:
Применение алгоритма «Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного
Организация деятельности по применению ранее изученных  знаний
Дифференцированная работа Упражнение 2 .  Каким  способом  вам удобнее пользоваться?  Вставь пропущенные окончания, в скобках записывай доказательство правильности выбора
по тому способу, который вам удобнее.
Проверьте себя по карточке, оцените свою работу.
Самостоятельно с последующей проверкой по ЭТАЛОНУ
1.по лестнице(весне)
Другом ( слоном, колесом)
Кристофером ( слоном, колесом)
Робином (слоном, колесом)
Затылком ( слоном, колесом)
Способа ( слона, колеса)
С лестницы ( весны)
2.по лестнице(1-е скл., Д.п.)
Другом ( 2-е скл.,Т.п.)
Кристофером (2-е скл.,Т.п)
Робином (2-е скл.,Т.п)
Затылком (2-е скл.,Т.п)
Способа (2-е скл.,Р.п)
С лестницы (1-е скл.,Р.п)
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные: самоопределение

8.Включение в систему знаний и повторения
Домашнее задание.
Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Организация деятельности по применению ранее изученных знаний
Вспомните, в  каких падежах вы испытывали наибольшую трудность в написании безударных окончаний у имен сущ.?
Сейчас мы выполним исследование, которое поможет вам лучше  запомнить в каких случаях пишется –е, в каких- и, также полученные знания пригодятся  при выполнении д.з. с 24 упр.4
Работа в группах:
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.
Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа

1 скл.
2 скл.
3 скл.

Р.п.
– И
-
- И

Д.п.
–Е
-
- И

П.п.
–Е

- И

Информация о д.з. с 24 упр. 4 и по желанию с 24 упр.5 
Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений.
 - и , -е
1 группа.
1.
Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.


2.
Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е.
 

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ______________
Воспользуемся для доказательства опорными словами
Р.п._____________________окончание
Д.п. _____________________окончание
П.п. _____________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – ., в дательном и предложном падеже окончание –. является верным..
2 группа.
1.
Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е.
 

2.
Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и.
 

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ___________________
Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________
П.п. _____________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –. является верным, а второе утверждение будет неверным.
3 группа.
1.
Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.
 

2.
Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .
 

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что _________________
Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________
Р.п._____________________окончание
Д.п______________________окончание
П.п. _____________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном
падеже окончание –. является верным.
Проверка.


9.Физкульминутка
Вы немного устали, физкультминутка поможет вам.
Дождик песенку поёт – кап-кап.
Только кто её поймёт - кап-кап?
Не пойму ни я, ни ты – кап-кап,
Да зато поймут цветы – кап-кап,
И весенняя листва – кап-кап,
И зелёная трава – кап-кап.



10.Итоговая проверка. Цель: самостоя
тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.
 Организация деятельности по применению ранее изученных знаний
Работа в парах: Найди свою пару(соедини стрелками). Вставь окончания, определите склонение, падеж
На карточках задание:
Один в пол.                           потех час.
Делу время ,                          не воин.
                                                 
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные: самоопределение

11. Рефлексия деятельности
(итог урока)
Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока, соотнесение цели урока и его результатов
Организация рефлексии
Давайте вспомним какие задачи мы ставили вначале урока.
Достигли мы на уроке желаемых результатов?
Какое умение мы оценивали в начале урока?
Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
Кому стало легче определять безударные окончания имен существительных?
Кто остался на том же уровне.
Как вы оцениваете свою работу по схеме
Оценки за работу на уроке.
Вспомнить задачи урока.
Самооценка результатов деятельности  по шкале 
Сегодня на уроке
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
узнал, открыл для себя



научился, смог



могу похвалить себя и своих одноклассников за


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные : рефлексия;
Личностные : смыслообразование


15