Контрольная работа (переводная) 8 класс в формате ГИА

Контрольная работа (переводная) по русскому языку для 8 класса.
Пояснительная записка.
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.


Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания
Проблема счастья всегда занимала людей. Одним из первых мыслителей, задумавшихся о его природе, был древнегреческий философ Аристотель. Он считал, что счастье рождается из деятельности души, которая стремится к добродетели.
Многие потом не соглашались с ним. Некоторые потом пытались представить счастье как счастье как достижение достатка, материального благополучия. Ведь ради этого трудится большинство людей. Другие замечали, что никакое богатство не может защитить от боли, и верили, что счастлив тот, кому это на роду написано. А значит, счастье – случайный не зависящий от человека дар свыше.
Споры о счастье не затихают до сих пор. Но с течением веков большая часть людей пришла к мысли о том, что единственный источник счастья находится не вне, а внутри тебя. Важно не столько то, что происходит с тобой, сколько то, как ты воспринимаешь происходящее. А твоё восприятие зависит от твоего настроя. Взгляни на мир добрым взглядом – и ты сумеешь увидеть то, что сделает тебя счастливым.
(По М.И. Новикову)

Вариант 1
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2-11



1) Серёжа весь вечер думает про людей, про то, от чего счастье зависит.
2) Ему кажется: из всех его взрослых знакомых тётя Нина  - самая счастливая. 3) Отчего? 4) Ну, во-первых, она красивая. 5) Серёжа даже в неё немножко влюблён. 6) Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. 7) При других – пожалуйста, потому что при других  только с ним тётя Нина говорить не станет, обязательно отвлечётся. 8) С ней ведь все поговорить хотят. 9) Всякий, кто мимо неё пройдёт, непременно остановится, что-нибудь скажет или спросит, если он с ней знаком, конечно. 10) Тётя Нина не только красивая, она обаятельная. 11) Так мама говорит. 12) И это правда. 13) Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная.
14) Глаза у тёти Нины всегда блестящие, а голос на мамин похож, такой же грудной.
15) Она, как и мама, стихи очень любит. 16) Мама её хвалит за стихи. 17) А тётя Нина маму хвалит. 18) Мама её обрывает, говорит:
     - 19) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!
20) Они смеются обе. 21) Действительно, что поделать? 22) Они подруги, и не просто подруги, а товарищи по работе. 23) У них одна профессия – дикторы, только одна – радиодиктор, другая – теледиктор.
24) Но разница между ними всё-таки есть. 25) Про эту разницу мама любит тёте Нине рассказывать.
     - 26) Возраст – раз. 27) Вывеска – два. - 28) Это мама лицо вывеской называет. - 29) Три – характер. 30) А на трёх китах, как известно, держится мир.
     31) Характеры у них действительно разные. 32) Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды – взорвётся.
33) Да что там говорить 34) Счастливая – несчастливая. 35) Это же не только от везения зависит, от выигрыша какого-то, это ведь не лотерея.
36) Счастливый человек счастлив потому, что он такой, а не другой. 37) Был бы другим, стал бы несчастливым. 38) Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.
39) Но тётя Нина красивая, весёлая, лёгкая, добрая. 40) Серёжа задумывается. 41) А мама, что же, не добрая? 42) Ещё какая добрая!
43) Серёжа припоминает утренний разговор. 44) Вон она какая добрая, мама. 45) Подумала, что Серёже из-за её решения хуже будет, и отказалась от того, что решила. 46) Для него отказалась, для Серёжки. 47) А ей, он понял, нелегко это было.
48) Выходит, несчастным и от доброты  тоже стать можно.
49) Серёже делается жалко маму. 50) Он берёт её под руку, заглядывает ей в глаза. 51) Сердце у него щемит от жалости. 52) Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой. 53) Но придумать ничего не может.
                                                                                                  (По А. Лиханову*)

*Альберт Анатольевич Лиханов - писатель, общественный деятель, автор множества рассказов, очерков и повестей о детях и для детей. Более 100 его книг вышли за рубежом. Семь произведений писателя экранизированы, три – инсценированы.

Задания 2-11 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. Ответами к заданиям 2-11 является число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа.


2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Сережа размышляет о том, «от чего счастье зависит»?»
Сереже хочется как-то помочь маме найти счастье, но он не знает как.
Сережу интересует тётя Нина и вопрос о том, почему она счастливая.
Сережа стремится решить для себя вопрос о том, может ли добрый человек быть счастливым.
Сереже нравятся счастливые люди, он и сам хочет быть счастливым и ищет секрет счастья.

Ответ:__________________________________

3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Тётя Нина не только красивая, она обаятельная.
Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды – взорвётся.
Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.
Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделать хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой.
Ответ:__________________________________

4

Из предложений 51-53 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставки не зависит от последующего согласного звука.
Ответ:__________________________________

5

Из предложений 39-45 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных с основой на Н».
Ответ:__________________________________

6

Замените разговорное слово «везение» в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ:__________________________________

7

Замените словосочетание «утренний разговор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:__________________________________

8

Выпишите грамматическую основу предложения 49.
Ответ:__________________________________

9

Среди предложений 48-53 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:__________________________________


10

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Так мама говорит. И это правда. Если все к ней тянутся,(1)значит,(2)и в самом деле обаятельная. Глаза у тёти Нины всегда блестящие,(3)а голос на мамин похож,(4) такой же грудной.
Ответ:__________________________________

11

Укажите количество грамматических основ в предложении 52. Ответ запишите цифрой.
Ответ:__________________________________

Ответы на задания
Часть 1.
№ абзаца
Микротема

1
Проблема счастья вечна. Аристотель считал, что путь к счастью лежит через добродетель.

2
Многие не соглашались с Аристотелем. Одни видели счастье в богатстве, другие считали, что это дар свыше.

3
О счастье спорят до сих пор. Но ясно, что источник счастья в самом человеке: если воспринимать жизнь доброжелательно, то обязательно найдешь счастье.


Часть 2
Номер задания
Правильный ответ

2
1

3
4

4
сделалось

5
утренний

6
удачи

7
разговор утром

8
делается жалко

9
52

10
1,2

11
3


15