Рабочая программа по природоведению. 5 класс. Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по природоведению составлена с учётом Федерального Государственного стандарта и примерной Программы по природоведению для 5 класса основной школы.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часов в неделю (68 часов в год).
В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. Это физические характеристики тел живой и неживой природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел неживой и живой природы; строение вещества.
В целях формирования представления о целостности мира все перечисленные аспекты представлены блоками знаний, построенными на установлении аналогий между объектами живой и неживой природы, их сравнении и сопоставлении. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы, понятию «уникальность жизни», которое формируется в течении всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).
Предложено дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий: учет возрастных особенностей учащихся – их конкретно-образного мышления; внимание индивидуальным особенностям и возможностям учеников – задания по выбору, опыты в домашних условиях.
Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.



Тематический блок
Ведущая образовательная идея (содержание)

Тела
Многообразие и общая характеристика тел. Доказательства существования взаимосвязей между телами. Физические силы, обусловливающие взаимодействие тел.

Вещества.
Молекулы и атомы.
Многообразие и общая схема строения вещества. Доказательства взаимного влияния частиц вещества.

Единство и взаимосвязи материального мира
Системная организация природы. Уровни организации живого. Доказательства взаимосвязи живого и неживого в биосфере.

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению, в 5-х классах реализуется базисный уровень.
Рабочая программа, структура и методический аппарат учебника «Природоведение» для 5-х классов (авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова) включает в себя содержание, позволяющее создать условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности учащихся, когда каждый из них, включаясь в индивидуальную и коллективную учебную деятельность, становится заинтересованным участником приобретения и открытия знаний. То есть, система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Основные и дополнительные элементы содержания представлены в рабочей программе в графах «Основные понятия». Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образова ния на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), экскурсии.
Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Число часов в неделю – 2, Всего 68 часов
Виды контроля и система оценивания учащихся:
вид работы
I четв
II четв
III четв
IV четв
итого в год

практическая
1
1
0
2
4

демонстрационный опыт
7
1
4
1
13

лабораторная
1
3
5
1
10

домашний эксперимент
0
4
3
1
8

наблюдение
0
0
5
0
5

проверочная
1
2
4
1
8

всего уроков
18
14
20
16
68



Перечень учебно-методическое обеспечения:
Федеральный Государственный стандарт.
Примерная программа основного общего образования по природоведению для 5 класса «Природоведение» авторов Т.С. Сухова, В.И. Строганов.
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138 с.
Федеральный базисный план и примерные учебные планы.
Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов «Природоведение» 5 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Вентана-Граф,2012 - 224 с.: ил.
Т.С.Сухова, В.И. Строганов «Природоведение» 5 класс: Рабочая тетрадь, М.: Дрофа, 2012
Природоведение: 5 класс: Методическое пособие/Т.С.Сухова, В.И.Строганов. – М.:Вентана-Граф, 2008. - 112 с.
Раздаточный дидактический материал.
Карточки с заданиями.
Таблицы.
Динамические таблицы.
Рельефные таблицы.
Иллюстрации природных явлений; живых организмов.
Коллекции плодов и семян растений; коллекции насекомых.
Гербарные образцы растений различных групп (систематических и экологических).
Лабораторное оборудование и приборы.
Увеличительные приборы (лупы и световой микроскоп), микропрепараты.
Модели цветков растений; органов животных и человека.
Влажные препараты животных.


Список литературы для учителя
(основной и дополнительной):

1. Природоведение. 5 кл. Часть 1 и 2: Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природа. Неживая и живая» / Сост. Т.В.Зарудняя. Волгоград:Учитель – АСТ, 2003.96 с.
2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
ост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
3. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
4. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Авента +, 2001.
5. Акимушкин И.И. Занимательная биология. –Смоленск: Русич, 1999 – 336 с. – «Занимательный мир»).
6. Экологические экскурсии в школе. М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов–на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. -256 с. (Серия «Школьный корабль»).

Интернетресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
журнал «Биология в школе»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»




Учебно-тематическое планирование

1. ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ - 6 часов

2. ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ - 44 часа

МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ - 2 часа
ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ В ЖИВОЙ
И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ - 12 часов
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА - 30 часов

3. ДВИЖЕНИЕ В СФЕРАХ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ И В КОСМОСЕ - 9 часов

4. ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДЫ - 3 часа

5. ЗАДАНИЯ НА ЛЕТО - 1 час


ИТОГО : 63 часа
Резерв 5 часов





Требования к уровню подготовки
В результате изучения природоведения ученик 5-ого класса должен
знать/понимать:
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни;
экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь:
узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды;
определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, превращения веществ,
приспособлений растений к различным способам размножения;
приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Умения познавательной компетентности учащихся 5 классов.

Сравнивают природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
Описывают по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
Кратко пересказывают учебный текст естественнонаучного характера; отвечают на вопросы по его содержанию; выделяют его главную мысль.
Приводят примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека.
Пользуются приборами для измерения изученных физических величин.

Умения информационной компетентности учащихся 5 классов.

Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий.
Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.
Находят значение указанных терминов в справочной литературе.



















п/п





Тема занятия



Коли чество часов



Дата



Основные понятия




Требования к уровню подготовки обучающихся
(планируемый результат)



Педагогические средства
Формы и виды контроля




По плану
По факту





1 четверть
17
02.09.2013 -01.11.2013






Тема 1.
Введение.
Что тебя окружает?
6






1
Живая и неживая природа.

1
1неделя
сентября



Опыт. Наблюдение. Тела неживой природы и живые организмы.
Лабораторное оборудование: штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба.
Распознавать на рисунках и таблицах примеры опытов и наблюдений.
Приводить примеры опытов и наблюдений.
Называть лабораторное оборудование (штатив, стакан, пробирка, спиртовка, колба), используемое при проведении лабораторных и практических работ.
ИКТ

Исследования дома №1. «Определение ширины и длины предметов»


2.
Загадки природы.


1
1неделя
сентября



Признаки живых организмов.
Среда обитания живых организмов (среды жизни).
Приспособления живых организмов к условиям среды обитания.
Называть признаки живых организмов.
Распознавать и описывать различные среды жизни живых организмов.
Сравнивать по заданным критериям различные среды жизни живых организмов.
Приводить примеры организмов приспособившихся к жизни в определённых условиях среды.
Наблюдать за телами неживой и живой природы.


3.
Единство живой и неживой природы.
Экскурсия № 1.
1
2неделя
сентября



Признаки живых организмов.
Среда обитания живых организмов (среды жизни).
Приспособления живых организмов к условиям среды обитания.
Общие признаки тел живой и неживой природы (размер, форма, цвет, масса).
Называть признаки живых организмов.
Распознавать и описывать различные среды жизни живых организмов.
Сравнивать по заданным критериям различные среды жизни живых организмов.
Приводить примеры организмов приспособившихся к жизни в определённых условиях среды.
Называть общие признаки присущие телам живой и неживой природы.
Приводить примеры, подтверждающие, что тела живой и неживой природы характеризуются по одинаковым признакам.
Наблюдать за телами неживой и живой природы.
Составление отчёта по экскурсии «Живая и неживая природа».

4.
Изменяется ли окружающий нас мир ?

1
2неделя
сентября



Изменения, происходящие в природе.
Многообразие тел и веществ природы. Простейшая классификация веществ (органические, неорганические вещества).
Обмен веществ между организмом и средой.
Называть изменения, происходящие в природе Приводить примеры органических и неорганических веществ.
Приводить примеры различных (по временным рамкам) изменений.
Доказывать, что «Всё течёт, всё изменяется»
Распознавать и доказывать органическую и неорганическую природу тел.
Объяснять механизм попадания в организм человека вредных веществ.
Демонстрационный
опыт № 1
«Изменение органических и неорганических веществ».

ИКТ

5.
Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

1
3неделя
сентября



Физические процессы, происходящие в телах живой и неживой природы (испарение воды).
Состояние воды (пар)
Распознавать и описывать по немому рисунку процесс испарения воды.
Объяснять процесс перехода воды в парообразное состояние.
Доказывать зависимость испарения различного количества воды от условий окружающей среды.
Демонстрационный
опыт № 2
«Физические изменения неорганических веществ».
ИКТ

6.
Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?

1
3неделя
сентября



Превращения веществ в живом организме. Регуляция химических процессов, происходящих в живом организме.
Приводить примеры химических превращений веществ в живом организме.
Объяснять особенность химических процессов, происходящих в живом организме.

Демонстрационные
опыты.
3.Влияние слюны на крахмал.
4. Обнаружение крахмала в белом хлебе.
ИКТ


Тема 2.
Явления природы
44







2) Многообразие природных явлений.
2






7.
Все течет, все изменяется.

1
4неделя
сентября



Сезонные изменения, суточные изменения. Перемещение тел в пространстве.
Изменения, происходящие с относительно неподвижными телами (физические, химические, биологические).
Химические и физические явления.
Приводить примеры тел, перемещающихся в пространстве по отношению к самому себе.
Распознавать и описывать химичес- кие, физические и биологические явления. Сравнивать химические и физические явления.
Объяснять изменения, происходящие с относительно неподвижными телами. Приводить примеры химических и физических явлений.
Распознавать по немому рисунку и описывать химические и физические явления
Демонстрационный опыт № 5.
«Знакомство с физическими и химическими явлениями».

ИКТ

8.
Чем различаются физические и химические явления?
1
4 неделя сентября

Химические и физические явления.
Распознавать и описывать химичес- кие и физические явления. Распознавать по немому рисунку и описывать химические и физические явления
ИКТ


Тема 3. Физические и химические явления в живой и неживой природе.
12






9.
Как узнать, что химическая реакция произошла?
Практическая работа №1. «Знакомство с признаками химических реакций».
1
1неделя
октября

Признаки появления нового вещества (изменение цвета, вкуса, запаха вещества; выделение газа, тепла, света).
Называть признаки химической реакции.
Распознавать и описывать признаки химических реакций.
Практическая работа №1. «Знакомство с признаками химических реакций».

ИКТ

10.
Можно ли повлиять на химическую реакцию?
1
1неделя
октября



Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции (нагревание, измельчение, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом).
Приводить примеры опытов по наблюдению химических реакций
Распознавать оптимальные условия для протекания химической реакции.
Объяснять влияние различных условий на результаты протекания химической реакции.

Демонстрационный опыт № 6 «Влияние температуры на скорость химической реакции».
ИКТ

11.

Какие условия необходимы для реакции горения?

1
2неделя
октября





Условия, оказывающие воздействие на ход химической реакции: нагревание, измельче-ние, охлаждение, соприкосновение веществ друг с другом.
Признак химической реакции горения (выделение света и тепла).
Необходимые условия реакции горения: присутствие кислорода в воздухе; нагревание горючего вещества до температуры воспламенения.
Приводить примеры опытов по наблюдению химических реакций
Распознавать оптимальные условия для протекания химической реакции.
Объяснять влияние различных условий на результаты протекания химической реакции.
Называть признак химической реакции горения; условия, необходимые для реакции горения.
Перечислять правила противопожарной безопасности; правила оказания первой помощи при отравлении угарным газом. Предлагать меры предупреждения отравления угарным газом.
Объяснять необходимость наличия определённых условий для протекания реакции горения.
ИКТ
Правила противопожарной безопасности.
Правила оказания
первой помощи при отравлении угарным газом
и меры предупреждения
подобного отравления.

12.
Вещества, образуемые растениями.

1
2неделя
октября



Вещества, образуемые растениями (фитонциды, дубильные вещества, витамины и др.). Ядовитые растения.
Первая помощь при пищевом отравлении
Давать определение терминам фитонциды, витамины. Объяснять необходимость использования в рационе человека растительной пищи. Перечислять витамины, содержащиеся преимущественно в растениях; приводить примеры растений, содержащих фитонциды, дубильные вещества, витамины; называть растения, содержащие яды опасные для здоровья человека.
Применять приобретённые знания для безопасного поведения в природной среде.
ИКТ

13
Подведём итоги по теме «Химические явления в живой и неживой природе». Проверочная работа №1.
1
3 неделя
октября



Выполняют задания 1-5 по теме «Химические явления в живой и неживой природе»
на с.51-52 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).


Проверочная работа №1.

14
Что необходимо знать, изучая физические явления?
1
3неделя
октября



Физические явления, происходящие с телами в природе (механические, звуковые, световые, тепловые, магнитные). Молния – электрическое явление.
Устройство компаса и магнита.
Давать определение терминам механические, звуковые, световые, магнитные явления. Распознавать различные физические явления.
Описывать механические, звуковые и световые явления. Объяснять механизм появления молнии и грома во время грозы. Применять приобретённые знания для пользования компасом и магнитом.

15.
Магнитные и электрические явления.
Лабораторная работа № 1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».
1
4неделя
октября


Магнитные и электрические явления.

Распознавать и описывать магнитные и электрические явления.
Лабораторная работа № 1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями».
ИКТ

16.
Механическое движение в живой и неживой природе

1
4неделя
октября



Перемещение тел живой и неживой природы.
Скорость - физическая величина.
Давать определение термину механическое движение.
Распознавать движущиеся тела.
Приводить примеры механического движения в живой природе.
Объяснять зависимость появления молнии раньше грома при грозе.
ИКТ

17.
Световые явления в живой и неживой природе.

1
5неделя
октября



Искусственные и естественные источники света.
Солнце – основной источник света на Земле.
Отражение света.
Основные цвета белого света.
Давать определение термину источники света.
Сравнивать естественные и искусственные источники света.
Распознавать и описывать каким образом распространяется свет в воздухе.
Объяснять, почему мир, в котором мы живём, так многоцветен.
ИКТ

Демонстрационный опыт № 7
«Распространение света»


18.
Свет в жизни живых организмов.

1
5неделя
октября



Разнообразие органов зрения и их значение в жизни животных.
Приспособление животных к условиям среды обитания (защитная окраска).
Описывать орган зрения у различных животных и определять их значение в жизни животного.
Объяснять различную степень развития органов зрения у разных групп животных.
Выделять приспособления различных животных к условиям среды обитания. Приводить примеры наличия защитной окраски у животных.
ИКТ


2 четверть
14
11.11.2013 – 27.12.2013




19.
Звуковые явления в живой и неживой природе.
Практическая работа № 2
«Звуки животных»
1
2неделя
ноября



Источники звука.
Низкие и высокие звуки; зависимость звука от частоты колебания тел и частиц воздуха.
Значение звука в жизни живых организмов.
Приводить примеры источников звука; называть насекомых, издающих звуки.
Объяснять механизм распространения звука.
Объяснять роль звуков в жизни различных животных, приводить примеры.

ИКТ
Демонстрацион
ный опыт № 8 «Звуковые явления».
Практическая работа № 2
«Звуки животных»
Домашнее задание
1.Наблюдение за домашними животными или птицами на пришкольном участке.


20.
Подведём итоги по теме «Физические явления в живой и неживой природе».
Проверочная работа №2.
1
2неделя
ноября



Выполняют задания 1-4 по теме «Физические явления в живой и неживой природе»
на с.76-80 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
Проверочная работа №2.


Биологические явления. Особенности живого организма.
30





21.



Как идет жизнь на Земле?
Домашний эксперимент №1
«Выращивание плесени»

1
3неделя
ноября



Размножение живых организмов, наличие необходимых для этого условий.
Объяснять появление на Земле новых живых организмов.
Приводить примеры приспособления растений к размножению.
Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.
Домашний эксперимент №1
«Выращивание плесени»

ИКТ

22.
Прибор, открывающий «невидимое».
Лабораторная работа №2 «Знакомство с микроскопом».
1
3неделя
ноября



Знакомство с микроскопом (его устройство); правила работы с микроскопом.
Распознавать части микроскопа и описывать их значение в работе.
Определять увеличение используемого микроскопа.
Соблюдать правила работы с микроскопом.
ИКТ
Лабораторная работа №2 «Знакомство с микроскопом».

23
Живое и неживое под микроскопом
Лабораторная
работа № 3
«Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».

1
4неделя
ноября



Приготовление микропрепаратов (пузырьки воздуха, плесень); рассматривание их под микроскопом.
Распознавать и описывать изучаемые под микроскопом объекты.
Выполнение лабораторной работы №3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».
Сравнивать рассматриваемые объекты по предложенным критериям.

ИКТ
Лабораторная
работа № 3
«Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени».


24.
Как размножаются живые организмы?

1
4неделя
ноября



Способы воспроизведения живых существ на нашей планете (две формы размножения – бесполое и половое).
Давать определение термину оплодотворение.
Распознавать и описывать по рисунку процесс оплодотворения.
Выделять главные отличительные признаки бесполого размножения и полового.
ИКТ


25.
Как размножаются животные?
1
1неделя
декабря



Формы размножения животных.
Бесполое: деление клетки пополам; почкование, фрагментация. Половое. Гермафродитизм. Партеногенез.
Распознавать формы размножения у различных животных.
Приводить примеры бесполого и полового размножения.
ИКТ


26
Как размножаются растения?
Домашний эксперимент №2
«Прорастание семян».
1
1неделя
декабря




Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.
Соцветия. Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Спорофит. Гаметофит.
Вегетативное размножение. Двойное оплодотворение.
Семенное размножение.
Определять роль цветка в природе и роль цветов в жизни самого растения.
Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.
Объяснять процесс, происходящий с посаженным на грядке семенем
Распознавать и описывать по рисунку: строение цветка; типы соцветий. Приводить свои примеры растений, имеющих различные соцветия.
ИКТ
Домашний эксперимент №2
«Прорастание семян».


27.
Строение семени.
Лабораторная работа №4 «Изучение строения семени».

1
2неделя
декабря



Строение семени фасоли. Части зародышасемени фасоли:
семядоли, корешок,
стебелёк, почечка
Необходимые условия для прорастания семян.
Распознавать и описывать строение семени фасоли.
Выделять общие этапы до появления нового организма, которые проходят растения, животные, человек.
ИКТ
Лабораторная работа №4 «Изучение строения семени».


28.
Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

1
2неделя
декабря



Бесполое размножения: споро образование, вегетативное.
Способы вегетативного размножения: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами, прививкой, культурой тканей.
Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно.
Распознавать части растений, из которых образуется новое поколение.
Описывать личные наблюдения (опыт); различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты.
ИКТ

Домашний эксперимент № 3 Выращивание
растений без помощи семян».

29.
Как переселяются растения?

1
3неделя
декабря



Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.
Сухие и сочные плоды.
Односемянные и многосеменны плоды. Способы распростране ния плодов и семян с помощью животных, ветра, воды, саморазбрасывание).
Называть функции плодов; способы их распространения.
Выделять приспособления к распространению плодов и семян.
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. Распознавать приспособле ния к распространению плодов и семян у различных видов растений.
ИКТ


30.
Подведём итоги
по теме: «Живые организмы. Размно- жение живых организмов».
Проверочная работа №3.
1
3неделя
декабря



Выполняют задания 1-10 по теме «Живые организмы. Размножение живых организмов»
на с.103-104 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).


Проверочная работа №3.

31.
Почему всем хватает места на Земле?

1
4неделя
декабря




Влияние неблагоприятных условий на живые организмы.
Причины гибели живых организмов.
Условия, необходимые для прорастания семян: температура, влажность.
Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки.
Рост и питание проростка
Называть причины гибели живых организмов. Объяснять зависимость между количеством потомства и его выживаемостью. Устанавливать взаимосвязь между количеством потомков всех живых организмов и территорией нашей планеты. Описывать условия прорастания семян. Объяснять целесообразность использования правил посева семян. Определять сроки посева семян различных растений. Устанавливать соответствие между размерами семян. Сроками посева и глубиной посева. Описывать личные наблюдения .
ИКТ

Домашний эксперимент
№ 4
«Условия прорастания семян»

32

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

1
4неделя
декабря



Среда обитания живых организмов.
Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни организмов, приспособленность организмов к неблагоприятным условиям.

Распознавать и описывать среду обитания растений, животных и человека. Приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни растений, животных и человека.
ИКТ
Самостоятельная работа № 1 «Выявление приспособлений у растений и животных к среде обитания».


3 четверть
21
09.01.2014- 25.03.2014




33.
Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?
1
2 неделя
января


Среда обитания живых организмов.
Взаимоотношения между живыми организмами
Среда обитания живых организмов.
Взаимоотношения между живыми организмами
ИКТ
Наблюдения №1-4 «Значение света в жизни растений».

34.
Подведём итоги по теме: «Живые организмы. Взаимоотношения живых организмов».
Проверочная работа №4.
1
2 неделя
января



Выполняют задания 1-9 по теме «Живые организмы. Взаимоотношения живых организмов»
на с.122-123 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
Проверочная работа №4.

35.
Как питаются разные животные?
Лабораторная работа № 5 «Изучение типов питания животных.
1
3неделя
января



Типы питания животных, особенности добычи пищи. Трофические типы взаимодействия.
Приводить свои примеры типов питания у различных животных.
Распознавать и описывать особенности питания животных.
Объяснять влияние условий жизни на способ добычи пищи.
ИКТ
Лабораторная работа № 5 «Изучение типов питания животных.

36.
Как питается растение?
Лабораторная работа № 6 «Рассмотрение под микроскопом клеток зеленого листа»
1
3неделя
января



Клеточное строение зеленого листа (столбчатая ткань, губчатая ткань), тельца содержащие зеленый пигмент- хлорофилл.
Приводить примеры типов питания растений (паразиты, фотосинтезирующие)
Распознавать и описывать особенности клеточного строения зеленого листа
ИКТ
Лабораторная работа № 6 «Рассмотрение под микроскопом клеток зеленого листа»

37.
Только ли лист кормит растение?
Лабораторная работа №7 «Рассматривание корней растений »
1
4 неделя
января





Почва – плодородный слой земли.
Состав почвы: мине-ральные соли, песок, глина, частицы горных пород, газы, органичес-кие вещества, живые организмы,. Корневые системы: стержневая и мочковатая.
Изучить состав почвы.
Распознавать и описывать по рисунку: строение корневых систем; виды корней.
Приводить свои примеры растений, имеющих различные корневые системы.
ИКТ
Демонстрационный опыт № 9 «Состав почвы»
Лабораторная работа №7 «Рассматривание корней растений

38.
Как питаются паразиты?
1
4неделя
января

Живой организм – среда обитания. Паразиты: бактерии, грибы, растения, животные.
Окончательный и промежуточный хозяин.
Органы прикрепления паразитов: крючки и присоски.
Распознавать и описывать по рисунку различных паразитов.
Приводить свои примеры организмов, имеющих тип взаимоотношений: «паразит – хозяин».
ИКТ


39.
Подведём итоги по теме: «Питание живых организмов».
Проверочная работа №5.
1
1неделя
февраля



Выполняют задания 1-10 по теме «Питание живых организмов» на с.103-104 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

40.


Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
1
1неделя
февраля




Значение испарения для жизни растения.
Факторы окружающей среды, влияющие на испарение.
Причины движения воды по сосудам стебля.
Минеральное питание
Транспорт веществ.
Испарение воды
Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды; передвижение воды и минеральных солей по древесине.
Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями
Выделять особенности минерального питания растений.
ИКТ


41.
Можно ли жить без воды?

1
2неделя
февраля






Фотосинтез
Условия для образования крахмала.
Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.
Локализация процессов фотосинтеза.
Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ.
Объяснять космическую роль зеленых растений.
ИКТ
Демонстрационный опыт №10
«Содержание воды в живых организмах».
Домашний эксперимент №5 «Испарение воды».


42.
Можно ли жить не питаясь?
1
2 неделя
февраля




Значение дыхания
Приспособления растений для дыхания.
Использование энергии растениями.
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Биологическое значение рыхления.
Выделять приспособления растений для дыхания.
Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений.
Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.
ИКТ


43.
Как можно добыть энергию для жизни?

1
3 неделя
февраля




Особенности питания растений и животных, особенности приспособления к среде
Приводить свои примеры различных типов питания живых организмов
Объяснять значение различных приспособлений для обеспечения жизнедеятельности
ИКТ
Наблюдения №5
«Различные способы передвижения животных».
Домашний эксперимент
№ 6
«Движение растений к свету»

44.
Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

1
3неделя
февраля




Строение пыльцы.
Органы размножения растений.
Образование семян, Развитие молодого организма.
Условия и приспособления для размножения. Особенности полового размножения у живых организмов.
Давать определение терминам: половое размножение, опыление, оплодотворение, сперматозоид, спермий, яйцеклетка..
Распознавать по немому рисунку и описывать этапы развития голосеменных растений.
Выделять особенности полового типов размножения у растений.
ИКТ


45.
Подведём итоги по теме: «Минеральное питание живых организмов».
Проверочная работа №6
1
4неделя
февраля

Выполняют задания 1-4 по теме «Минеральное питание живых организмов» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).

46.
Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.
Лабораторная работа №8
«Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

1
4неделя
февраля

Клетка одноклеточного организма – самостоятельное живое существо.
Многообразие одноклеточных и многоклеточных организмов.
Клетка многоклеточного организма не может существовать самостоятельно: ее жизнь зависит от других.
Распознавать части микроскопа и описывать их значение в работе.
Правила работы с микроскопом.
Давать определение терминам.
Распознавать по немому рисунку и описывать строение растений и животных..
Выделять особенности строения.
Определять функции частей клетки.

ИКТ
Лабораторная работа №8
«Рассматривание под микроско пом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».
Домашний эксперимент №7
«Знакомство с одноклеточными грибами– дрожжами».

47.
Разнообразие клеток многокле точных организмов.
Лабораторная работа № 9
«Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов».
1
1 неделя
марта



Клетки – ткани – органы – организм.
Ткани растений: покровная, всасывающая, проводящая, образовательная, фотосинтезирующая. Ткани животных: и человека: типы: нервная, соединитель-ная, мышечная, эпителиальная. Виды.
Функции тканей.
Распознавать части микроскопа и описывать их значение в работе.
Правила работы с микроскопом.
Давать определение терминам:
Распознавать по немому рисунку и описывать строение тканей растений и животных..
Выделять особенности строения.
Определять функции тканей.
ИКТ
Лабораторная работа № 9
«Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов».


48.
Можно ли жить и не дышать?

1
1 неделя
марта




Процессы дыхания: вдох и выдох.
Состав воздуха при вдохе и выдохе.
Органы дыхания у животных и человека.
Газообмен.
Клеточное дыхание растений.
Давать определение терминам.
Распознавать по немому рисунку и описывать строение органов дыхания различных животных..
Выделять особенности клеточного строения растений.
ИКТ
Демонстрационный опыт №11
«Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе»


49.
Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?

1
2 неделя
марта



обсуждение схемы «Продукты жизнедеятельности и среда»
Обмен веществами между окружающей средой и живыми организмами.
Изменения окружающей среды в результате жизнедеятельности живых организмов.
Выделять особенности обмена веществ у растений и животных
Устанавливать соответствие между количеством и разнообразием живых существ на данной территории и интенсивностью круговорота веществ и энергии.
ИКТ
Демонстрационный опыт №12
«Выделение кислорода листьями на свету»


50.
Подведём итоги по теме «Что мы узнали о жизни на Земле».
Проверочная работа №7.
1
2 неделя
марта



Выполняют задания 1-6 по теме «Что мы узнали о жизни на Земле» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).


Тема 8. Движение в сферах планеты и космоса.
9






51.
Изменение облика Земли и живых организмов.
2
3 неделя марта




Какие изменения претерпевала планета во времена формирования, хронология жизни. Палеонтология как наука, доказывающая изменения в живом мире, этапы развития жизни.
Приводить свои примеры доказательств изменения живых организмов. Описывать этапы развития живого мира.
Распознавать последовательность этапов смены растительного и животного мира.
ИКТ


52.
Движение литосферы.
1
3неделя
марта

Внутреннее строение Земли, теория литосферных плит, движение литосферных плит и значение движения для формирования крупных форм рельефа
Объяснять особенности внутреннего строения Земли
Характеризовать особенности движения литосферных плит и отражения движения на процессы на поверхности земли.
ИКТ



4 четверть

01.04.2014-25.05.2014




53.
Движение атмосферы.
1
1неделя
апреля



Характеристика воздушной оболочки Земли. Воздушные массы особенности их движения, зависимость количества влаги от движения воздушных масс. Муссоны, бриз, ураганы, торн6адо, смерч,.
Называть виды движения воздушных масс.
Выделять сезонные, постоянные ветры
Объяснять особенности формирования различных стихийных процессов в атмосфере и их последствия на Земле
ИКТ


54.
Движение гидросферы.
Практическая работа № 3
«Определение по карте основных океанических движений»
1
1неделя
апреля




Водная оболочка Земли, состав гидросферы, движение воды (приливы, отливы, течения, волны)
Называть состав гидросферы
Объяснять особенности формирования приливных и отливных явлений, течений, волн.

ИКТ
Практическая работа № 3
«Определение по карте основных океанических движений»


55.
Круговорот воды в природе.

1
2 неделя
апреля




Мировой круговорот воды, как постоянно действующий процесс, связывающий гидросферу и атмосферу и обеспечивающий развитие жизни на земле.
Механизм циркуляции влаги на земле.
Описывать условия протекания испарения и конденсации
Устанавливать соответствие между объемами влаги на поверхности земли и интенсивностью круговорота воды
Доказывать участие в круговороте воды живых организмов
ИКТ
Демонстрационный опыт №13
«Испарение и конденсация воды»


56.
Взаимосвязь сфер Земли.
1
2 неделя
апреля



Круговорот веществ в природе, как механизм, связывающий в единое целое все оболочки Земли и обеспечиваю-щий развитие жизни на планете. Значение внешних и внутренних факторов на формиро-вание рельефа на планете.
Давать определение терминам выветривание, рельеф, биогенное происхождение
Приводить примеры магматических, метаморфических и осадочных горных пород
Объяснять особенности и значение протекающего в природе круговорота веществ и энергии
Выделять значение различных групп живых организмов в круговороте веществ
ИКТ


57.
Горные породы.
Лабораторная работа № 10
«Знакомство с горными породами биогенного происхождения»
1
3 неделя
апреля



Горные породы, особенности их формирования, их внешние характеристики, геологическое время происхождения
Исследование признаков: цвет, блеск, слоистость
Составление характеристики образца горной породы.
ИКТ
Лабораторная работа № 10
«Знакомство с горными породами биогенного происхождения»

58.
Подведём итоги по теме «Движение в сферах планеты».
Проверочная работа №8.
1
3 неделя
апреля




Выполняют задания 1-4 по теме «Движение в сферах планеты» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
Проверочная работа №8.

59.
Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.
1
4 неделя
апреля

Движение небесных тел, виды небесных тел их особенности (плане ты, астероиды, кометы, метеоры, звезды), знакомство с законом всемирного тяготения. Особенности движения Земли в пространстве, влияние его на Землю (причины смены дня и ночи, времен года)
Давать определение терминам галактика, звезда, планета, метеорит. Объяснять влияние вращений Земли на смену времен года, дня и ночи, влияние спутника Земли Луны на приливы и отливы, на жизнедеятельность живых организмов. Объяснять влияние вращений Земли на смену времен года, дня и ночи, влияние спутника Земли Луны на приливы и отливы, на жизнедеятельность живых организмов.
ИКТ



Тема 9. Освоение человеком природы.
3






60.
Роль современной науки в жизни человечества.
1
4 неделя
апреля

Современная наука ее достижения в деле освоения космоса, новейшие технические средства, применяемые в изучении космического пространства, история изучения космоса.
Называть ученых достигших больших успехов в деле изучения и освоения космоса
Объяснять значение и необходимость процесса изучения и освоения космос
ИКТ


61.
Человек – часть природы.
1
4 неделя апреля

Взаимосвязь жизни и здоровья человека и окружающей.
Значение для здоровья человека и нормальной жизнедеятельности живых организмов от чистоты воздуха, воды, почвы.
Давать определение терминам экология, антропогенное воздействие
Приводить свои примеры воздействия факторов среды на жизнедеятельность живых организмов и здоровье человека
Объяснять как зависит здоровье человека от качества пищи, воздуха, воды

ИКТ


62.
Влияние человека на биосферу.
1
1неделя
мая



Живая оболочка земли, ее границы, состав, значение. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
Пути решения экологических проблем человечества.
Давать определение терминам биосфера
Приводить примеры изменений в живой оболочке под воздействием деятельности человека
Объяснять влияние деятельности человека на изменения различных характеристик естественной среды и в последствии на качество жизни живых организмов
ИКТ


63.
Практическая работа № 4
«Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке».


1
2неделя
мая



Изучение разнообразия растений на пришкольном дворе, определение их названий, определение степени и качества воздействия человека на санитарное состояние растений.
Называть названия растений
Анализировать степень и качество воздействия человека на санитарное состояние растений
Делать выводы о перспективах развития пришкольного участка.
Оформить отчёт о проделанной работе на экскурсии.
Практическая работа № 4


64.
Итоговое занятие «Задания на лето»

1
2 неделя
мая



Обсуждение вариантов летних заданий.



65 -68.



Резерв.
1
3 - 4 неделя
мая








15