Конспект открытого урока по биологии на тему Жизнь в морях и океанах (5 класс)


Конспект открытого урока в 5 классе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
учителя биологии МБУ школы №5 г.о. Тольятти Самарской области
Фефеловой Любови Михайловны
Место проведения МБУ «Школа №5» г.о. Тольятти
Уровень – региональный
Дата проведения- 24.03.2015г.
Тема:«Жизнь в морях и океанах».
Тип урока: Усвоения новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные:
-формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме.
-позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы.
-оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.
Метапредметные:
Познавательные:
-умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
- прогнозировать ситуацию будущих событий.
умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные:
- углубить свои знания о разнообразии обитателей морей и океанов
-объяснять сущность понятия «планктон».
-характеризовать особенности видов организмов, их приспособленность к среде
обитания.
-называть примеры флоры и фауны морей и океанов по наглядным пособиям.

Цель урока: изучение взаимосвязей и приспособленности обителей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.
Задачи урока:
1.Образовательные: изучать разнообразие растений и животных морей и океанов, особенности приспособлений к жизни в мелководной прибрежной части, в толще, на дне, в коралловых рифах, на поверхности воды.
2. Развивающие: формировать учебно-интеллектуальные, познавательные, организационные умения.
3. Воспитательные: развивать личностные качества, направлять на формирование эстетического отношения к объектам живой природы;
продолжить формирование познавательного интереса к предмету через создание ситуации успеха.
Оборудование: Компьютер, проектор, интернет,
Презентация к уроку «Жизнь в морях и океанах» - https://docs.google.com/presentation/d/14ZT9Ee0ez4bhLfhDCeRSWMwZV2NKjdC3neudbOqNvhQ/edit?usp=sharing интерактивные задания:
интерактивный пазл - http://LearningApps.org/1464822интерактивное задание по карте- http://LearningApps.org/1467953интерактивная викторина - http://LearningApps.org/1465424
учебник - Н.И. Сонин А.А. Плешаков «Введение в биологию. 5 класс». М.: Дрофа, 2012,
тетрадь, оценочные листы.
Технологии: развитие критического мышления, игровая, ИКТ - технологии
Основные термины и понятия: «сообщество», «сообщество поверхностных вод», «сообщество толщи воды», «планктон», «сообщество кораллового рифа», «донное сообщество», «глубоководное сообщество», «приспособление (адаптация)»; прикрепленные организмы, свободноплавающие организмыМежпредметные связи:Экология, география
Место урока в разделе:Раздел №3. Среда обитания живых организмов
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат, универсальные учебные действия
Мотивация. Проверка домашнего задания.
- организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке 1.Приветствие.
-Всех приветствую на уроке биологии. Нас ожидает интересная, увлекательная работа.
Рефлексия в начале урока
- Выберите рисунок, с изображением которого ассоциируется ваше настроение в начале урока. Карта оценивания представлена в приложении №1.
2. Проверка домашнего задания.
-Домашнее задание проверим при выполнении теста. Интерактивный тест используется из мультимедийного приложения «Биология. Введение в биологию. 5 класс».
За каждый правильный ответ на уроке ученик получает ракушку. Используют карту оценивания.
Работа в парах.
Выполняет тест, обмениваются выполненными заданиями, и осуществляют взаимопроверку интерактивному тесту.
Выставляет оценки за тест в оценочный лист. Слайд 3
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.- Регулятивные: волевая саморегуляция.
-Личностные:
- Мотивирует учащихся на работу.
- Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.
Актуализация субъективного опыта
- Мотивация. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях
-Создать условия для развития воображения, наблюдательности, любознательности, логического и образного мышления, расширять кругозор и словарный запас Вводная беседа
-Мы с вами изучили животный и растительный мир материков.
- Где могут обитать еще растения и животные кроме материков?
- Закройте глазки, расслабьтесь, сядьте поудобнее и представьте себе…
Релаксация: под шум океана учитель читает стихотворение:
Я океан люблю,люблю его свободу,и смелость честным быть,и штиль, и непогоду,и шум прибрежных волн,и этих волн же брызги,и силу, и покойтаинственной стихии.
-О какой среде обитания идёт речь?
- Большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН

-А, сейчас, мы с вами составив пазл попробуем определить тему урока
Интерактивный пазл -http://LearningApps.org/1464822

-Где же живут эти организмы? ( Это обитатели морей и океанов).
И сегодня мы познакомимся с ними. Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока: «Жизнь в морях и океанах»
- Запишем тему в тетрадь
Отвечают на вопросы учителя.
Разгадывают пазл, отвечая на вопросы.
Учащиеся ставят цель урока, уточняют и согласовывают тему урока Коммуникативные
- уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Познавательные
-анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные
- целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование.
Восприятие и осмысление учащимися нового материала Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
Воспитывать бережное отношение к природе, показать необходи-мость защиты вод Мирового океана Учитель:
-Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море? (соленая вода)
-Как вы представляете себе море? Какие чувства у вас вызывает вид моря, звуки моря?
-Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже. Этажи, на которых живут живые организмы, называются сообществами.
- Давайте вспомним, что называется природным сообществом?
(Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории разные по виду растения, животные, микроорганизмы).
- Сколько же сообществ (этажей) в этом доме?
Откройте учебник стр. 121-123 , у вас в тексте жирным шрифтом выделены сообщества, запомните их.
Интерактивное задание по карте определить сообщества океана - http://LearningApps.org/1467953
(Сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество).
- Значит сколько здесь этажей. (5)
Изучая сообщества океана и моря вам нужно будет составить таблицу (Приложение №4)
Наше путешествие начинается с верхнего этажа, здесь живут организмы, образующие сообщество поверхности воды. Вот плывет странное существо, синее с красным парусом - Португальский военный кораблик. Странное название неправда ли?
Постановка проблемы № 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик?
По поверхности океана плывет и родственник Португальского военного кораблика - Парусник. Тело его плоское, как плот, на нем возвышается треугольный парус. Это хищник, который добывает себе пищу с помощью щупалец. А на палубе этого корабля можно увидеть матросов маленьких Крабиков. Захотят они есть спустятся вниз к днищу живого корабля и выхватят из его щупалец пойманных рыбок, рачков. А другой рачок Морская уточка может отгрызать от Парусника кусочки. На палубу может откладывать икру даже Летучие рыбы.
Сообщение ученика о летучих рыбах
Следующий этаж – сообщество толщи воды. Этот этаж полон света.
Постановка проблемы № 2. Как удерживается в толще воды, и передвигаться в ней живые организмы?
Здесь в толще воды живет Планктон и свободно активно-плавающие организмы.
Планктон — множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления. Какие? Обратитесь к учебнику стр. 122, найдите ответ. (Выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их.)
Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные?
Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы, киты, дельфины).
Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения.
У рыбы Парусника спинной плавник выставляется наружу, и ветер гонит его со скоростью 130 км\час словно парусную лодку.
У каких рыб из воды выступают косые, зловещие плавники?
А вот блестят выпуклые щиты среди волн. Плывут черепахи через океан.
Театр-экспромт.
Рыба-пила: Куда путь держите?
Черепаха: К далекому острову. Там мы на свет божий вылупились. Пришла пора нам самим откладывать яйца в тот же песок.
Рыба-пила: Велик океан, не собьетесь с пути?
Черепаха: Не собьемся. Помощников много ведут нас и солнце, и звезды, и вкус и запах воды. Точно приплывем к заветному берегу. А сама - то далеко плывешь?
Рыба-пила: Я на дно опущусь и своей костлявой пилой наковыряю себе ракушек, да пообедаю.
Учитель:
Вот плывет стайка сельдей, а впереди длинная похожая на ремень рыба, плывет, извивается, как змея.
Сельдяной король: Я Сельдяной король, неужели вы не заметили моей яркой короны? А сельди мои придворные. Я раза в 2 длиннее своих подданных и раз в 100 тяжелее. Тело мое переливается перламутром. В воде я похож на ожившую радугу: многоцветный и яркий, как лента.
Рыба-клоун: А, правда, что рыбаки, если встретят блистательного короля селедок, стараются тебя не пугать, не трогать, ведь ты редок и скрытен.
Сельдяной король: Если меня обидеть, я разгневаюсь и уведу с собой все сельдевые косяки. И оставлю рыбаков без улова.
Рыба-клоун: Возьми меня придворным шутом. Посмотри, какой я заметный, плавники, как маленькие кривые ручки, я могу кувыркаться через голову.
Сельдяной король: Куда тебе, ты же плавать не умеешь, ползешь да кувыркаешься в своих саргассовых водорослях рыба- клоун.
Сельдь: Надо же король нашелся, плавает плохо, по-змеиному, изгибаясь. Длинный до 6 метром и весит 250 кг, мясо не съедобное. Но встречается с нашими косяками сельди не потому, что он король, а потому, что беззубый и питается, как сельдь мелкими рачками. Где скопление рачков там и сельди косяками, там и селедочный король.
А еще, какие приспособления имеют обитатели толщи воды?
И у великана кита и у крошки планктонной водоросли - у всех морских пловцов есть жир, это хорошее подспорье, ведь жир легче воды. Есть и другие приспособления, например у кальмара, осьминога, каракатицы. Видео фрагмент о кальмарах (40с)
Сообщество кораллового рифа.
Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб.
Физкультминутка для глаз
Следующий этаж - сообщество донных обитателей.
Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, удильщики, камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать.
Постановка проблемы № 3. Как передвигаться по дну и защищаться от врагов?
Вот мордатый ерш - Скорпена! Весь в бурых шишечках, страшный, как черт. Как будто его из ноздреватых и щербатых камней слепили. Выскочил на камни, прижался к ним и стал, не видим.
Вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка, коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и провалилась в него рыбка. Это Удильщик охотится.
Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? (Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться)
Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску.
Сообщество глубоководных организмов.
А вот какие проблемы решает сообщество глубоководные организмы? Растений здесь нет, зато живут причудливые организмы.
Проблема № 4. Как ориентироваться в темноте? Как приманивают добычу, спасаются от врагов глубоководные рыбы? (открыть на слайде)
Многие задачи приходится решать обитателям морей и океанов, но существует очень тяжёлая проблема создающаяся человеком.
Послушайте экологическую сказку. Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод. Пришёл невод обратно с тиной морской, а также со ржавыми банками, бутылками и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину. В третий раз закинул он невод и поймал золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом: - Не отпускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум. Там вода чистая. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу быть золотою. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо.
Отвечают на вопросы учителя.
Дают определение природного сообщества.
Работают с учебником.
Выполняют интерактивное задание
Краткое сообщение учащегося о португальском кораблике
Краткое сообщение учащегося о летучих рыбах.
Вносят данные в таблицу.
Индивидуальная работа. Работа с учебником.
Краткое сообщение учащихся об акулах.
Учащиеся представляют сценку.
Вносят данные в таблицу.
Учащиеся просматривают видеофрагмент
Вносят данные в таблицу.
Учащиеся выполняют упражнение для глаз
Краткое сообщение учащихся об обитателях донного сообщества
Учащиеся просматривают презентацию и предлагают решение проблемы.
Учащиеся просматривают презентацию и предлагают решение проблемы.
Вносят данные в таблицу.
Ученики
делает вывод, что самая важная проблема океанов и морей - это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям "нашего многоэтажного дома", а нам - людям.
Коммуникативные
- сотрудничество в поиске информации
-использование грамотной монологической речи
Регулятивные
– планирование, прогнозирование
Познавательные
- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

Первичное закрепление -закрепление и обобщение изученного материала
Викторина интерактивное задание
http://LearningApps.org/1465424 Разгадывают викторину Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
Регулятивные
– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные
– выбор оснований и критериев для сравнения.
Личностные самоопределение.
Рефлексивная деятельность - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- оценивать собственный вклад в работу группы
Учитель:
Вот и пришла пора возвращаться. Любое путешествие когда-нибудь заканчивается.
- Что же мы с вами привезли?
Подсчитайте количество ракушек, укажите количество в оценочном листе.
Подведение итогов урока, оценивание учащихся.
Вот и подошел к завершению наш урок. И настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки.
Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, поставьте себе оценку «5».
Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4».
Рефлексия настроения в конце урока
- Выберите рисунок, с изображением которого ассоциируется ваше настроение в конце урока.
Карта оценивания представлена в приложении №1.
Анализирует и оценивает свою работу на уроке
Подсчитывают количество ракушек полученных за правильные ответы, оценивают свою деятельность на уроке, указывают в оценочных листах. Коммуникативные:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные:
–рефлексия.
Личностные:
– смыслообразование, целеполагание.
Итог урока. Домашнее задание Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу.
Домашнее задание на выбор:
1. Прочитать материал параграфа и ещё раз пройти по рассмотренным зонам моря.
2. Выполнить творческое задание: написать сочинение о нашем сегодняшнем виртуальном путешествии по морям.
Записывают домашнее задание в дневник Приложение №1. Рефлексия
Карточка.
Уважаемые ребята! Выберите рисунок, с изображением которого ассоциируется ваше настроение в начале и в конце урока.
Рис.№1 Рис №2
Рис. №3 Рис.№4
Приложение № 2. Интерактивный пазл
Приложение №3

Приложение №4

Лист самооценки ученика 5 класса
Фамилия имя ___________________________________________
Количество баллов полученных на уроке _______________________________
Свою деятельность на уроке оцениваю _________________________________
Оценка «5» – усвоил на отлично материал, активно работал на уроке
Оценка «4» – усвоил хорошо материал, активно работал на уроке
Оценка «3» – плохо усвоил материал, активность на уроке проявлял слабо.
Оценка «2» – не усвоил материал, активность на уроке не проявлял
Приложение № Таблица «Сообщества морей и океанов»
Сообщества морей и океанов
Название сообщества Представители сообщества Основная проблема Пути решения проблемы
Поверхности воды Как удержаться на поверхности воды Толщи воды Как передвигаться в толще воды Донное Как защититься от врагов и передвигаться по дну Глубоководное Как ориентироваться в полной темноте Использованные источники информации:
1.Кириленкова В. Н. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова. «Биология. Введение в биологию. 5класс» - М.: Дрофа, 2014
2. Сайт «Первое сентября» - http://festival.1september.ru/articles/311129/
3. Сайт «Алые паруса». Сказка о нефтяной рыбке - http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2011/09/15/skazka-o-neftyanoy-rybke