Технологическая схема урока по биологии для 5 класса Три среды обитанияпо программе Н.И.Сонина

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Три среды обитания.
Технология развития информационно- интеллектуальной компетентности

Этап урока
Название
используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика
Время
(в мин.)

Формируемые УУД







Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные, личностные

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
Организационный момент

Проверяет готовность класса к уроку. предлагает определить уровень эмоционального состояния на начало урока и в конце урока, раздает 6 цветных пронумерованных фигурок (фигурки могут быть одинаковые, а могут быть разные и по форме и по размеру; могут быть геометрическими, а могут символизировать животных или плоды растений) из картона ( красная фигурка-1; желтая-2;зеленая-3; синяя-4; серая-5;черная-6), поясняет, что уровень эмоционального состояния понижается с увеличением цифры. Проверяет насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места.

выбирают номер фигурки, цвет которой отражает его настроение.

2




2
I. Самоопределение к учебной деятельности.



































Электронное приложение «Биология. Живой организм» 5 класс Дрофа, 2013 –наземно-воздушная среда обитания.

Ставит проблемный вопрос. Каждый живой организм живет в определенных условиях. Если организм перенести из привычных условий в непривычные для него, что будет с ним происходить?

Условия жизни организмов - иначе среда обитания. Давайте сформулируем ответ на вопрос.
Что такое среда обитания организмов?
Какие среды обитания организмов выделяют?
Определите цель и задачи нашего занятия.
Что мы уже знаем, а что нам нужно узнать?


Отвечают на вопрос.
Приводят примеры живых организмов, которые живут в одних условиях и предполагают, что будет с организмами в новых условиях обитания.
Формулируют ответ
на вопрос.
Формулируют цель урока.
Делают запись в печатную тетрадь- стр.72 упр.163.
Выполняют задание 164 стр.72.

7

















































Общеучебные- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Логические действия-установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию, к преодолению препятствий.



Целеполагание-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.






Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


II. Период. Учебно-познавательная деятельность.
А этап. Наземно- воздушная среда
Б этап. Водная среда
В этап. Почвенная среда
Г этап. Приспособления живых организмов к среде обитания.
К этап. Контроль освоения темы.




































































III.Период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

























IV период. Рефлексивная деятельность




















V Домашнее задание











Электронное приложение «Биология. Живой организм» 5 класс Дрофа, 2013 –наземно-воздушная среда обитания.

























Электронное приложение «Биология. Живой организм» 5 класс Дрофа, 2013 –водная; почвенная среда обитания.

А.этап.
Предлагает задания на знание (З)
На стр. 104 учебника найдите характеристику наземно-воздушной среды по признакам-наличие кислорода, воды, температура.
Задание на понимание (П)
1.Как растения приспособились к жизни в этих условиях среды.
2. Как животные приспособились к жизни в этих условиях среды.
Метод Структур – задание на знание.
Метод Реконструкт, Аргумент задание на понимание.

Б,В,Г .этапы –организует работу по группам.
Задание на знание (З)
1 и 3 группа –на стр. 105 учебника найдите характеристику водной среды.
2 и 4 группы - на стр.105 учебника найдите характеристику почвенной среды.
5 группа на стр. 73 упр.166 печатной тетради, просмотреть изображенных животных определить среды их жизни.
Задание на умения (У)- 1,2,3,4 группы заполняют таблицу в печатной тетради стр. 73 упр.165.
5 группа выделяет водных животных в задании 166 стр.73, называет их.
Задание на понимание (П).
1.Приведите примеры водных животных, их приспособление к среде обитания.
2. Приведите примеры почвенных животных, их приспособление к среде обитания.
Метод Контекст, Структур- задания на знание.
Метод Конструкт задание на умение.
Метод Реконструкт, Аргумент задание на понимание.


Предлагает задания репродуктивного варианта- стр.75 упр.169
импровизационного варианта –стр.74 упр.168
эвристического варианта –приведите примеры, доказывающие, что особенности строения тел животных связаны со средой обитания и образом жизни.






«Закончите предложение.»
Самым интересным для меня было ...
Самым неинтересным для меня было ...
Самым скучным на занятии для меня было...
Мне не понравилось ...
Теперь бы я хотел ещё узнать о ....
Мне понравилось ...
Я научился...
Расскажите о своем эмоциональном состоянии в конце урока, поднимите вверх цветные фигурки.


П. 23,печатная тетрадь стр.72-75.Творческое задание- приготовить сообщение о животном, растении определенной среды обитания.



Работает с учебником.

Выбирают в учебнике характеристику наземно-воздушной среды.





Высказывают мнение о приспособлении растений и животных к условиям наземно-воздушной среды.









Работает с учебником.

Выбирают в учебнике характеристику водной, почвенной среды.























Высказывают мнение о приспособлении растений и животных к условиям водной и почвенной среды.


















Выполняют задания.














































Записывают домашнее задание.

Поиск и выделение необходимой информации.
Применение методов информационного поиска.
Умение структурировать знания.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание










































Применение методов информационного поиска.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Построение логической цепи рассуждений. Установление причинно- следственных связей.



Анализ объектов с целью выделения признаков. Синтез как составление целого из частей.



















Рефлексия способов, условий действий. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

















































Планирование.
Прогнозирование.




















Контроль.
Коррекция.





























Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.








































Определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



15