Конспект урока по математике на тему: « Письменное умножение и деление многозначных чисел на однозначное число»


Учитель Фаррахова Н.В., предмет: математика, класс: 6
Учебник Г.М. Капустиной, М.Н.Перовой «Математика». Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. М.; «Просвещение» 2012.
Тема: « Письменное умножение и деление многозначных чисел на однозначное число»
Тип урока: урок закрепления знаний.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Методы работы: словесный, наглядный, иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: Карточки для работы в парах, карточки для слабых и сильных учащихся, карточки с целями.
Время реализации занятия: 40 минут.
Средства обучения: ПК, мультипроектор, презентация - сопровождения в программе Power Point,
Коррекционные цели урока: . коррекция памяти, мышления, математической речи
-применение полученных знаний в жизненной ситуации.
- воспитание чувства гордости за достижения наших учёных, нашей страны
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования и закрепления умений и навыков решения примеров и задач с использованием действий умножения и деления многозначных чисел на однозначное число.
планируемые результаты (УДД):
-личностные: формирование желания выполнять учебные действия; оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, самостоятельности.
- метапредметные:
регулятивные: осуществлять процессы анализа, синтеза, сравнения (определяют цель деятельности на уроке).
учатся работать по предложенному учителем плану, делают выбор из предложенных вариантов ответов.
коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнёра, корректно сообщать товарищу об ошибках.
предметные: закрепить знания письменного умножения и деления четырёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, табличного деления, продолжить обучение решению задач с использованием действий умножения и деления.
Технологическая карта занятия
Этапы Этап
урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация Самоопределение к учебной деятельноти2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Определение темы урока
3. Постановка учебной задачи, целей урока
Проблема
(0 в частном)
4.Построение проекта выхода из затруднения
Путь решения проблемы
Физкультминутка и зрит. гимнастика
5.Первичное закрепление
Самостоятельная работа по уровням в парах: Решение задач.
Взаимопроверка
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
6. рефлексия
Титульный лист Все вы слышали звонок?
Начинается урок!
-Обратите внимание на свой внешний вид. Обратите внимание на своё рабочее место. Всё ли в порядке: ручки, книги и тетрадки?
- Тех, кто готов работу начать
Улыбки свои я прошу показать!
Все готовы? Тогда повторяем,
Систематизируем, изучаем и обобщаем. ( Слайд №1)
Орешек знанья твёрд,
но мы не будем отступать,
нам расколоть его поможет желание: Хотим всё знать!» ( Слайд №2)
Решите примеры, и вы узнаете имя великого учёного, прославившего нашу Родину своими научными достижениями. Устный счет
23∙ 1 48 : :2 100 :2 96:3 25 :5
42:3 8х2 66:6 15х2 (слайд №3)
Получили слово- Менделеев. Дмитрий Иванович Менделеев- великий учёный-химик, наш земляк. Мы сегодня на уроке узнаем факты из биографии учёного и его достижениях в науке. (слайд №4)
Запишите число. Классная работа.
Математический диктант.
Увеличьте число 917 в 2 раза, вы узнаете в каком году родился Дмитрий Иванович.
917∙2=1834 (слайд №5) (объясните алгоритм)
Да, он родился в 1834 году 27 января в г. Тобольске в семье учителей. (Слайд 6) Как узнать, сколько лет прошло со дня его рождения?
(2014г-1834г=180лет)
В 2014г отмечается 180 лет со дня его рождения (слайд7)
Дмитрий Иванович учился в Петербургском университете, а в каком году закончил, вы узнаете, если уменьшите число 5565 в 3 раза.
5565:3=1855 (объясните алгоритм) (Слайд 8)
Действительно, в 1885г в возрасте 21года Менделеев заканчивает университет
с золотой медалью и начинает свою научную деятельность.
Сегодня на уроке мы будем тоже выдавать медали за правильные ответы. Медаль надо заслужить.
На какие действия мы решили примеры? Как называется тема нашего урока? (Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число) (Слайд 9)
Назовите компоненты действий умножения и деления.
А как вы, ребята, думаете, какая цель нашего урока?
Сообщение темы и цели урока
Да, мы закрепим действия умножения и деления многозначных чисел на однозначное число и узнаем о достижениях великого российского учёного Д.И. Менделеева.
Дмитрий Иванович установил абсолютную температуру кипения жидкостей. ( Слайд10). Благодаря этому открытию, стало возможным сжижать газы, такие как кислород, азот, гелий, хранить и транспортировать их в баллонах. Многие из нас пользуются газовыми баллонами. А чья семья ещё пользуется газовыми баллонами? А кто знает, сколько стоит балон газа?
Решите задачи :
задача№1 (Слайд 11)
За 4 одинаковых балона газа хозяева заплатили 416р.
Ск. рублей стоит 1 балон?
Почему в частном появился 0?
Дмитрий Иванович создал знаменитую таблицу элементов Менделеева. Проводил эксперименты по почвоведению. Он пришёл к выводу, что даже самая истощённая земля может давать хороший урожай, если в неё внести удобрения. ( слайд 12)
Как вы понимаете слово « удобрение?
ДА, известные элементы из таблицы Менделеева: калий, магний, железо, медь, азот и
др. Можно удобрить свой участок. А где можно приобрести удобрения? Решите задачу.
Задача№2 (Слайд 13)
С участка при внесении удобрений получали 6182кг картофеля, а с неудобренного в 2 раза меньше. Сколько килограммов картофеля получали с неудобренного участка?
6182:2=3091кг
Почему нуль в частном?
(слайд 14) Известный учёный занимался воздухоплаванием. Он поднялся в воздух на воздушном шаре в возрасте 53 лет, чтобы посмотреть солнечное затмение и сделать метеорологические исследования. Как понимаете «солнечное затмение»? метеорологические исследования?
Задача №3 ( слайд 15)
Воздушный шар двигался со скоростью 7м/с. На какое расстояние улетит шар за 1мин? ( 1мин=60с,7м∙60=420м). Как найти расстояние, если известны скорость и время?
(Слайд 16) Давайте и мы полетаем сегодня на воздушных шарах(представим, что у нас в руках шары)
(Под музыку) Кверху мы шары подняли, но в руках их удержали, В руку правую возьми, в руку левую возьми, а теперь его прижми, вверх подбрось и отпусти.
А ещё Д.И. Менделеев говорил о том, что сибирская земля богата полезными ископаемыми. В недрах её есть и уголь, газ, нефть. А кто добывает уголь? (слайд 17)
Сейчас каждая пара решит свою задачу про добычу угля шахтёрами с последующим объяснением решения
1. Работа в парах.( Слайд 18)
-Объединитесь в пары. Чтобы произвести точные математические подсчёты, повторим правила работы в паре.(слайд 19) (учитель говорит, а дети продолжают):
1. Говорить нужно ...
2. Всегда слушать ...
3. Чётко выполнять ...
4. Помогать ...
5. Относиться к другим …
(1ур) Одна бригада шахтёров добыла за 6 дней 4836кг угля, а другая за это же время 4218кг угля. Какая бригада добыла больше угля за 1 день и на сколько? (учесть одинаковую производительность труда у каждой бригады) ( Слайд 20)
Как вы понимаете «производительность труда»?
(2ур) (Слайд 21)
Одна бригада шахтёров добыла за 6 дней 4836кг угля. Ск. килограммов угля добудет бригада за 7 дней при той же производительности труда?
Можно выразить ответ в более крупной мере?
(3ур) (Слайд 22)
Одна бригада шахтёров добыла за 6 дней 4800кг угля при одинаковой производительности труда. Ск. угля добыла бригада за 1 день?
Молодцы!
Решение примеров: Стр 162 №:634(2) 1-2самостоятельно, 3гр. по карточкам
-Чему учились.
А где вы ещё могли получить информацию об учёном?
-Какие знания пригодились.
Д.И. Менделеев награждён наградами многих научных обществ за рубежом. (Слайд 23)
1962 г. Академия наук СССР учредила Золотую медаль им. Д.И. Менделеева
за выдающиеся работы в области химической науки и технологии (слайд 24)
Итог. ( слайд 25) . Давайте, посчитаем, сколько вы заработали «медалей». - Оцените свою работу
. И скажите, с каким (Слайд 26) настроением вы уйдёте с урока?
-Вы сегодня молодцы, показали хорошие знания и активно работали на уроке.
-Урок окончен.
(Слайд 27) -Да!
Дети осматривают себя и товарищей
Ученики улыбаются.
(Вместе!) Хотим всё знать!»
Дети отвечают устно
Дети выполняют в тетрадях
917∙2=1834
(2014г-1834г=180лет)
5565:3=1855
- объясняют алгоритм деления
Дети сами называют тему урока
( множимое, множитель, произведение; делимое, делитель, частное)
- научиться хорошо решать примеры и задачи по теме
- узнать что-то новое
За правильные ответы получают медальки
-дети отвечают
-Надо 416:4=104р
-потому что число десятков в делимом меньше делителя.
- земля насыщена полезными микроэлементами для роста растений
- купить в магазине, выписать по почте и т.д.
6182:2=3091кг
- число разрядных сотен меньше делителя
- Луна закрывает Солнце.
- температура воздуха, скорость ветра
- надо скорость умножить на время
Время выразить в секундах.
-7м × 60=420м
Выполняют упражнения с шарами
-шахтеры.
(тихо)
(своего товарища)
(своё задание)
(друг другу)
(с уважением)
1 ученик из пары объясняет.
1) 4836:6=806кг
2) 4218кг:6=703кг
3) 806кг-703кг=103кг
Ответ: на 103кг больше добыла 1-я бригада.
-Произведено количество продукции за единицу времени
1) 4836кг:6=806кг
2) 806х7=5642кг
-да. 5т 642кг
.
4800кг:6=800кг
-Закрепили деление и умножение
-Научились делению с нулём в частном
- узнали о великом учёном Д.И. Менделееве и о его научных достижениях
- в библиотеке, из интернета, газет и т.д.
- знания алгоритма деления и умножения
Дети подсчитывают количество медалей, дают самооценку.
- дети оценивают свою работу и выбирают смайлик на рисунке по настроению