Повышение мотивации учащихся при решении расчетных задач по теме «Законы динамики»

Повышение мотивации учащихся при решении расчетных задач по теме
«Законы динамики»
Цель:
Обучение учащихся средней школы приемам использования алгоритмов
Задачи:
Подобрать задачи, поддающиеся алгоритмизации
(к известным алгоритмам подобрать расчетные задачи)
найти информацию об использовании алгоритмов в процессе обучения
разработать методику применения алгоритмов на уроке

Динамика материальной точки.
Понять предложенную задачу (увидеть физическую модель).
Анализ (построить математическую модель явления):
Выбрать систему отсчета.
Найти все силы, действующие на тело, и изобразить их на чертеже. Определить (или предположить) направление ускорения и изобразить его на чертеже.
Записать уравнение второго закона Ньютона в векторной форме и перейти к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси координат.
Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.
Если в задаче требуется определить положение или скорость точки, то к полученным уравнениям динамики добавить кинетические уравнения.
Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.
Решение проверить и оценить критически.

Из весьма разнообразных задач на применение законов Ньютона выделить можно наиболее типичные случаи различных ситуаций и свести их в таблицу. Ее можно постепенно заполнять вместе со школьниками при изучении материала темы «Применение законов движения» и при его обобщении или повторении в X классе.

Общие подходы к решению типичных задач по теме «Законы Ньютона».

Ситуация
Действующие силы
Уравнение движения




в векторной форме
в проекциях

1

а)
б)
13 EMBED Equation.3 1415
а)13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
б)13 EMBED Equation.3 1415

2


13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

3
б)

б)

·
13 EMBED Equation.3 1415
a) 13 EMBED Equation.3 1415
б) 13 EMBED Equation.3 1415

4


13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

5



13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

6


13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

7
а)

б)


13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

8
а)

б)

в)






13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415






Литература.
Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. Изд. 3-е, переаб. и испр. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. – 430 с.
Гутман В.И., Мощанский В.Н. Алгоритмы решения задач по механике в средней школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 95 с.
Игруполо В.С., Вязников Н.В. Физика: алгоритмы, задачи, решения: Пособие для всех, кто изучает и преподает физику. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 592 с.
Каменский С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.:Просвещение, 1971.
Кобушкин В.К. Методика решения задач по физике. – Издательство ленинградского университета, 1970.
Пойа Д. Как решать задачу. – Львов: журнал “Квантор”, 1991.
Савченко Н.Е. Решение задач по физике. Пособие для поступающих в вузы. – Минск, “Вышэйш. школа”, 1977. – 240 с.
Усова А.В., Тулькибаева Н.Н. Практикум по решению физических задач. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 206 с.

Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native