Урок-путешествие по обучению грамоте. Тема урока: “Согласные звуки (п), (п), буквы П, п”.


Урок-путешествие по обучению грамоте
Приоритетная цель: развитие личности ребёнка, формирование положительной мотивации учащихся.
Тема урока: “Согласные звуки п, п, буквы П, п”
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
Обучающие:
познакомиться с графическим изображением звуков [п] и [п’]-буквами П, п. /Познавательные УУД/
совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слогов, слов с изученными буквами.
Развивающие:
развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов /Познавательные УУД/
развивать и совершенствовать важнейшие интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.
развивать умение контролировать свой результат./Регулятивные УУД/
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь/ Регулятивные УУД/
Воспитательные:
прививать интерес и любовь к чтению.
воспитывать стремление к успеху в учёбе /Личностные УУД/, умение адекватно оценивать свой труд. /Регулятивные УУД/
воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки; учить детей сотрудничать. /Коммуникативные УУД/
Оборудование:
карточки с буквами;
рисунки шаров со словами;
рисунки цветочной поляны со слогами;
Этапы урока
Ход урока УУД
I. Орг. момент,
настрой на урок
1 мин. -Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок путешествие.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
- У вас на партах лежат кружки: красный, зелёный и синий.
- Красный – прекрасное настроение, зелёный – хорошее, синий – плохое. Какое у вас сейчас настроение?
Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу. Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
II. Целепо-лагание3 мин. - Сегодня утром, в почтовом ящике, я обнаружила странный конверт.
- Кому: Ребятам 1 А класса, Базовой школы.
- Откроем? Да здесь приглашение на День Рождения. Здорово!
- От кого: Чок, чок, Пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это ……..(поросёнок).
— Но наш поросёнок необычный, он является героем книги А.Милна «Винни-Пух и все-все-все».
— Правильно, это Пятачок! (Показываю книгу.) Такую книгу вы можете взять в библиотеке. Кто-то прочитает ее сам, а кто-то вместе с родителями.
- Проводит нас в гости к Пятачку его друг- Винни-Пух. 
- Итак, в путь!. III.Основной этап 1. Повторение
-По дороге расскажем Винни-Пуху всё, чему научились.
- Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные). Дайте общую характеристику гласному звуку. (Гласный звук можно спеть, протянуть, при произношении воздух во рту не встречает преграды. )
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.                    
 В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
-А в каком домике на ленте букв живут гласные буквы?
 - Верно. Теперь скажите, как можно доказать, что звук согласный? ( Он не поется, при произношении воздух во рту встречает преграду.) - Совершенно верно.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- кокой домик в ленте букв занимают согласные буквы?
2. Задание на группировку букв. 
у и о к т а ы с р к н л
- Мы изучили много букв. А вот кто-то все буквы рассыпал. Посмотрите внимательно, на какие группы можно разделить все эти буквы? (Гласные и согласные). Докажите.
— Молодцы! Справились! За каждое выполненное задание, в корзинку мы будем собирать печенье, чтобы подарить Пятачку на день рождения.
(Кладу в корзинку первое печенье).
3. Работа над новым материалом.
Артикуляционная гимнастика.
-Кто из вас смотрел мульфильм «Приключения Винни-Пуха»? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик).
4. Постановка проблемы
- Представьте, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п]. Обратите внимание, как я произношу этот звук. Посмотрите на губы. Произнесем все вместе.
–Как вы думаете, о какой букве идет речь? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- К кому мы идём сегодня в гости? (Пятачок)
-Произнесите это слово по слогам. Сколько слогов в слове Пятачок? Произнесите 1 слог? Какой звук вы слышите в начале слога? Гласный или согласный? Твердый или мягкий?
-Скажите, а когда собираются идти на День рождения , о чем надо позаботиться? (Подарок)
-Произнесите слово подарок. Разделим его на слоги. Сколько слогов в этом слове? Произнесите 1 слог. Какой звук вы слышите в начале слога? Гласный или согласный твердый или мягкий?
- Произнесите первый звук в слове Пятачок и первый звук в слове подарок.
Вывод: — Звуков два, а буква одна и зовут её буква «пэ» (показ буквы).  Молодцы! Давайте сложим эту букву из счётных палочек.
- Молодцы! Какая красивая буква П у вас получилась.
(Кладу второе печенье в корзинку).
5. Знакомство с буквой П, пКак вам кажется на что похожа буква П? (ответы детей)(ворота, турник, дверной проем)
Стихи про букву П
Подходящие ворота.Проходи, кому охота!
На хоккее. На футболеБуква П – ворота в поле.
Влез на буквуОзорник:Он решил,Что П – турник.
6.Чтение слогов – слияний с буквой п.
- Прочитайте слоги громко, как будто зовете их в гости.
- Прочитайте слоги шепотом.
- Прочитайте слоги с веселой интонацией, с грустной интонацией.
− Прочитай слоги, где согласный звук [п'] произносится мягко.
−  Прочитай слоги, где гласная указывает на твёрдость предшествующего согласного.
пе па пи пы пу по
- Молодцы! Вы научились читать слоги с новой буквой.
(Кладу третье печенье в корзинку).
7. Групповая работа. Постановка проблемы.
- Вы сейчас должны чувствовать ответственность не только за себя, но и за своих товарищей.
– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, давайте познакомимся с ними.
Дети хором читают правила работы в группе: 
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
– На доске воздушные шары. 
Вы помните, какой подарок больше всего любит Пятачок? Мы от всего нашего класса сделаем подарок Пятачку. Вам нужно прочитать и проанализировать слова, записанные на шарах. Мальчикам найти слова с мягким согласным звуком, а девочкам с твердым согласным звуком.
Дети делят шары на две группы.
- А теперь вспомните с какого звука начинается имя нашего героя к которому мы идем в гости и догадайтесь какие шары мы ему подарим? (Шары со словами, начинающими с мягкого согласного звука).
-Прочитайте слова на тех шарах которые мы подарим Пятачку.
-Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Кладу четвертое печенье в корзинку.

ФизминуткаМедвежата в чаще жили,
Головой они кружили,
Вот так, вот так головой они кружили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так дружно дерево качали.
Медвежата в чаще жили,
Вперевалочку ходили,
Вот так, вот так вперевалочку ходили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали,
Вот так, вот так дружно лапы поднимали.
- Ребята, а что еще дарят на день рождения? Отгадайте загадку.
Вот цветочек на поляне,Серединка солнцем взглянет,Сам же в беленькой рубашке.Хороши в траве ...(ромашки) 
8.Работа в парах.
-Мы тоже подарим Пятачку ромашки. Для этого нам надо собрать букет. Работать будем в парах. У вас на столах лежит лист с ромашками, но это необычные ромашки. На каждом цветке напечатан слог, но одного лепестка не хватает. Вы должны выбрать лепесток с нужной буквой и приклеить его на место отсутствующего лепестка. У вас должно получиться слово. Вы готовы к работе? Приступаем.
Проверим вашу работу. 
- Прочитайте какие слова у вас получились и объясните их значение.
Если вы считаете, что успешно справились с работой нарисуйте на листочках солнышко. А если у вас что-то не получилось, нарисуйте облачко.
Кладу в корзинку пятое печенье. Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
3) воспитание здорового образа жизни;
4) экологическое воспитание;
5) эстетическое воспитание.
IV.Итог- Осталось последнее задание и мы поздравим Пятачка с днем рождения!.
Игра с мячом. (Задаю вопросы и бросаю мяч.)
-С какой буквой познакомились? (показываю карточку с буквами П,п)
-Какие звуки она обозначает?
-Охарактеризуйте их.
-Какие новые слова узнали на уроке?
Кладу в корзинку шестое печенье.
8. Самооценка.
-Вот мы и подошли к домику Пятачка. Ребята, у нас много подарков для Пятачка – корзинка с печеньем, воздушные шары и букет ромашек. Пятачок очень – очень любит воздушные шары. Давайте каждый из вас подарит пятачку лично свой шарик. У вас на парте рисунок шарика. Закрасьте его: если считаете, что работали хорошо – красным цветом; если не достаточно хорошо – желтым цветом; если что-то не получилось – синим.
Шары прикрепляются на доску.
-Каких шаров больше? Молодцы.
-Почему у нас в классе так много шаров? Правильно, у нас сегодня праздник. Мы на дне рождения у Пятачка. Давайте хором поздравим Пятачка.
С Днём Рожденья,
С Днём варенья,
С Днём печенья и конфет!
Лучше дня, чем День Рожденья,
В мире не было и, нет!
Поздравляем!
(Взять в руки книгу А. Милна)
-Ребята! Мы попали на праздник, который очень интересно описал в своей книге А. Милн. Постарайтесь прочитать ее сами или вместе с родителями. А потом расскажете в классе. Оборудование: учебник В.Г.Горецкого и др. «Азбука» для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (часть 1, издательство «Просвещение», 2011г.), веер с буквами, звуковые схемы, счётные палочки, тетрадь для печатания, карточки с буквами и слогами, фишки «Светофор»