Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в поликультурном пространстве на основе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося


Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в поликультурном пространстве на основе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося
Ключникова Татьяна Дмитриевна,
учитель иностранного языка МБОУ СОШ С.Вторые Тербуны
Аннотация:
В статье обосновывается значимость организации индивидуального образовательного маршрута как важнейшего направления работы в рамках научно-исследовательской деятельности в условиях школы. Предлагается одна из возможных моделей проектирования индивидуальных образовательных маршрутов в научно-исследовательской деятельности школьника.
Ключевые слова:
индивидуальный образовательный маршрут; научно-исследовательская деятельность; компетенции; модель.
Abstract:
The paper explains the importance of the arrangement of individual learning route as the most important direction of work within the research activity at school. The author suggest one of possible models of designing individual learning routes within the research activity of the pupils.
Keywords:
individual learning route; research activity; competences; model.
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно-правовых документов РФ: «...Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения... Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта. регламентируется уставом образовательного учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ «Об образовании»)
Считаю, что индивидуальный подход в современной школе можно обеспечить только с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, которые разрабатываются для каждого конкретного ученика и учитывают его зону актуального и ближайшего развития. (На слайде)
Индивидуальный образовательный маршрут можно понимать как способ осуществления индивидуализации в условиях новой образовательной парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности ученика, как субъекта собственного образования.
Одним из средств реализации ИОМ может стать научно-исследовательская деятельность школьника. Вашему вниманию предлагаю познакомиться с ИОМ семиклассницы Рябцевой Алисы, составленный с учётом её способностей, возможностей и интересов.
В пояснительной записке указывается актуальность исследования, цель, задачи, сформулированные на основе федерального государственного образовательного стандарта, с учетом основных мотивов и потребностей школьницы.
Содержание научно-исследовательской деятельности включает учебно-тематический план, где подробно, шаг за шагом расписаны задания, которые учащиеся должны выполнить, чтобы достигнуть указанной цели. В контексте реализации компетентностного подхода в образовании при разработке образовательного маршрута, важно в процессе проектирования содержания позаботиться о том, чтобы оно вносило определенный вклад в личностное развитие будущих школьников.
При планировании этапы отмечаются знаком «Х», после выполнения обводятся кружком. Данный план – сетка является рабочим документом, который может подвергаться корректировке. Корректировка планов может производиться, как минимум один раз в четверть, поэтому знаки ставятся карандашом. Также в этой сетке планируется выступление на конференциях, в последней колонке ставится отметка «+» за участие, либо записывается результат – место, поощрение.
Содержание работы на каждом этапе исследовательской деятельности не регламентируется и определяется обучающимся и педагогом. Главное – проводить с обучающимся обсуждение результатов каждого этапа. Предусматривается участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком
Организуя поэтапно исследовательскую деятельность, педагог осуществляет сопровождение обучающегося. Важно, чтобы педагог стал наставником, партнером, товарищем, создавая условия для развития обучающегося и выстраивая позитивные доверительные отношения.
В начальной школе авторство индивидуального образовательного маршрута принадлежит учителю. Ученик начальной школы учится ответственности за свой выбор и самостоятельности постепенно. Инициатива ученика минимальна по сравнению с инициативой учителя, потому что в силу возрастных особенностей ученик не может ориентироваться в содержании образования и нести полную ответственность за свой выбор. Он должен этому научиться. Программа  опирается на принципы наглядности, игровой подачи материала.
Предлагаю вашему вниманию работу учащихся 3 класса. В своей работе Гулевская Арина и Ульшина Ульяна выяснили, что с переводом английских текстов на русский язык нужно обращаться очень аккуратно. Юные исследователи привели примеры, когда одно и то же понятие, предмет, явление в русском и английском языках имеет разные оттенки значения и ситуации употребления. В конце работы школьницы сделали вывод о том, что наука взаимопонимания как никогда нужна в современном мире, а для того, чтобы лучше понимать друг друга, надо учить языки и бережно относиться к любому слову.
Работать с младшими школьниками мне помогают мои ученики из старших классов. Я их учу работать в команде, старшеклассники, у которых уже есть опыт и результаты, делятся своими знаниями с учениками младших классов. С 9.01.2015г по 9.05.2015 г. творческая группа пятиклассников совместно с девятиклассниками вела большую творческую, исследовательскую работу, участвуя в международном сетевом социальном проекте «Пламя Великой Победы». Проект был направлен на организацию сетевого взаимодействия обучащихся с целью активизации познавательной деятельности, развития навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, получения опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, повышения уровня освоения иностранного языка, ИКТ, углубление исторических и культурологических знаний. За участие в проекте ребята были награждены дипломами высшей степени.
Неотъемлемой частью образовательного маршрута является участие в олимпиадах по предмету. С целью углубленного изучения предмета на уроках ученик получает дополнительные и опережающие задания, читает дополнительную литературу. Также проводится индивидуальная внеурочная работа с данным учеником в форме консультаций.
Ожидаемые результаты
Для учащихся:
Формирование у учащихся универсальных учебных действий, которые являются основой метапредметных результатов, заявленных в ФГОС второго поколения.
Развитие лидерских качеств, ораторских навыков.
Повышение мотивации учащихся к обучению за счет использования инновационных видов деятельности.
Повышение качества метапредметных результатов.
Для учителя:
Повышение качества профессиональных компетенций.
Повышение эффективности образовательного процесса на всех ступенях школьного образования.
Расширение сферы сотрудничества с образовательными учреждениями, партнерами, заинтересованными организациями.
Повышение эффективности и качества образовательного процесса, что должно обеспечить в конечном итоге новое качество образования в ОО.
На протяжении многих лет мои учащиеся показывают стабильные результаты по итогам проектной и исследовательской деятельности. Школьники неоднократно становились победителями и призёрами научно-практических конференций и конкурсов исследовательских работ разного уровня: от муниципального и регионального до всероссийского.
Завершением образовательного маршрута является фиксация достигнутых результатов в портфолио, который уже давно стал одной из альтернативных форм оценивания достижений человека.