Статья Решение экологических проблем Советского района Курской области в школьном курсе биологии через духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.


Решение экологических проблем Советского района Курской области в школьном курсе биологии через духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся представляет собой организованную и целенаправленную деятельность учителя, направленную на формирование высших нравственных ценностей у обучающихся. В широком смысле духовно-нравственное воспитание образует стратегический и интеллектуальный ресурс общества и всего государства, поэтому для успешного развития России необходимо формирование духовно развитой личности.
Одной из важнейших задач современного образования является повышение субъективности личности обучающихся. Это обязывает учителя использовать содержание предмета и технологии, способствующие побуждению обучающихся к активному включению в процесс познания. Как правило большой интерес проявляют они к краеведческим аспектам изучаемого материала.
Формирование бережного отношения к природе является неотъемлемой частью процесса воспитания, и чем раньше ребёнку привить чувство ответственности за состояние природной среды, тем больше вероятность увидеть будущего человека не царём природы, а её другом. (Шапошников Л. К.,2007).
Исследование экологической проблемы Советского района Курской области было проведено в процессе изучения курса биологии. Было выяснено, что на формирование химического состава воды реки Кшень оказывают влияние антропогенные факторы: смыв удобрений, сбросы отходов животноводства, поступление стоков промышленного и коммунального происхождения, загрязнение стихийными свалками отходов и сырья.
Большое познавательное и воспитательное значение при изучении биологии имеет выполнение обучающимися творческих проектов и презентаций. Например, такие работы как «Экспедиция в реке начало океана», «Река Кшень-зеркало экологического состояния вод Курского края», «Экологическая сказка», «Борьба с пылью», «Окружающая среда Советского района и загрязнения бытовыми отходами». При современной компьютерном обеспечении для обучающихся такая работа является не трудной, а интересной. Здесь важно учителю во время втянуть ребёнка в работу и создать ситуацию успеха.
С обучающими старших классов мы выполняем работы исследовательского характера, связанные с изучением Курского края. Содержание работы предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельности обучающихся. Формы творческих работ различны: отчёты, сочинения, исследовательские работы, организации фотовыставок, проекты. На уроках биологии с обучающимися мы определяем жёсткость воды, кислотность, щёлочность, рH водоёмов Советского района Курской области. Полученные результаты лабораторных исследований применяются на уроках при изучении тем: «Влияние загрязнений на живые организмы», «Основы рационального природопользования», «Экологические факторы». Принимаем активное участие в работе по выявлению источников загрязнения.
Результаты исследований приведены в таблице1:
Таблица1.
Экологическое состояние реки Кшень и её бассейна, по результатам проб августа 2014 года.
№п\пОбразцы Жест – кость,
мг-экв/л Кислотность общая,
мг-экв/л Щелочность общая,
мг-экв/л Окисляе - мостьмгО2/л рН
1. Ж/Д Мост 6,2 4,4 8,0
2. ул. Советская 5,5 3,6 3. ул. Лесная 4,9 4. д. Голощаповка7,6 2,8 5,4 5. д. Грайворонка
источник 8,7 4,7 0,9 7,7
6. Коренная пустынь 9,1 4,3 1,1 7. п. Кирилловка6,4 5,4 1,6 7,6
8. ул. 50 лет ВЛКСМ д.40 5,4 2,4 6,9
9. ул. Фрунзе д.40 5,6 10. р. Грайворонка8 7,04 11. Р. ГРЯЗНАЯ 7,9 2,5 4,9 13,6 Общая жесткость речной, родниковой и водопроводной воды исследованных источников колеблется в пределах от 4,9 до 9,1 мг (экв/л.) По существующей классификации природных вод по величине жесткости исследованные воды следует отнести к группе жестких вод, для которых интервал жесткости может составлять 5,4 – 10,7 ммоль/л. Благоприятной считается вода, жесткость которой не превышает 7 ммоль/л.
Курская область входит в число 32 территорий России, хозяйственно-питьевое водоснабжение в которых осуществляется за счет запасов подземных вод с помощью водозаборных скважин, шахтных колодцев. Сложившиеся условия позволяют обеспечить достаточно высокую защищенность вод, используемых для питьевых целей, от различных факторов внешней среды, обеспечить относительную стабильность их запасов, а в отдельных случаях, использовать их в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения без предварительной водоподготовки. Результаты лабораторных исследований свидетельствуют о том, что на протяжении ряда лет до 12% исследованных проб не соответствуют ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая" по физико-химическим показателям и до 8% проб опасны в эпидемическом отношении. Хотя в последние годы отмечается тенденция к снижению среднеобластного удельного веса нестандартных проб (по микробиологическим показателям 2000г. - 10,5%, 2001г. - 6,8%,) в ряде районов он остается высоким. Так, по итогам 20010года в Советском (19,4%) проб не соответствовали ГОСТу по физико-химическим показателям при среднеобластном показателе 9,1 %. Основной причиной ухудшения качества питьевой воды в районе является крайне неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сетей и сооружений. Из общего количества водопроводов (2093) 41,3% не отвечают гигиеническим требованиям, из-за отсутствия зон санитарной охраны (СЗЗ) или нарушений в них, крайней изношенности оборудования и приборов. В Советском, районе процент водозаборов, не отвечающих санитарным нормам, выше среднеобластного и колеблется от 45 до 90.9%.Как известно, при подготовке употребляемая нами вода хлорируется. Делается это вроде бы с благой целью. Но результат получается обратный. При хлорировании в воде образуются сильные ядовитые вещества - диоксины, поражающие иммунную систему. Даже в микродозах они годами накапливаются в нашем организме и практически из него не выводятся. Да, хлорирование дает возможность предупредить появление прежде всего инфекционных, эпидемических заболеваний, но вовсе не освобождает ее от токсичных веществ.
Серьезную эпидемическую опасность представляет вторичное микробное загрязнение питьевой воды в разводящей водопроводной сети. Процент проб воды, не соответствующих гигиеническим нормативам, в разводящей сети по сравнению с водой, поступающей с головных сооружений, возрастает в Советском районе с 2,3% до 10,7%, что позволяет сделать вывод об ухудшении качества воды на этапе "транспортировки" по причине застоя воды, неудовлетворительного состояния внутренних сетей водоснабжения, перебоев подачи воды. Такая обстановка неблагоприятно сказывается на качестве колодезной воды. Хотя в 2001 году, по сравнению с 2000 годом, качество колодезной воды несколько улучшилось как по физико-химическим показателям (с 19,4% до 18,2%), так и по бактериологическим показателям (с 22,5% до 20,9%), однако в отдельных районах процент неудовлетворительных проб выше среднеобластных показателей. Так в Глушковском районе по физико-химическим показателям он составил 96,9%, в Мантуровском 35,5%, в Рыльском 48%, в Хомутовском 40%, по бактериологическим показателям - в Глушковском 64,5%, Советском34%, в Хомутовском 43,6%. Неудовлетворительное состояние водоснабжения населения, по причине загрязнения питьевой воды, обуславливает случаи возникновения и распространения заболеваний людей кишечными инфекциями, прежде всего, вирусным гепатитом "А" и бактериальной дизентерией. В 2001 году наиболее высокий уровень заболеваемости гепатитом "А" в случаях на 100 тыс.человек зарегистрирован в Советском районе (178,4), где обеспечение доброкачественной водой является крайне серьезной проблемой. Приведенные данные свидетельствуют о том, что недостатки в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой во многом обуславливают повышение роли водного фактора в возникновении и распространении многих инфекционных болезней населения городов и сельских населенных пунктов. На изучение природы родного края опираемся при изучении тем: «Внутренняя среда организма», «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет», «Иммунология на службе здоровья».
Обучающимся предлагается найти мысли, афоризмы великих учёных и писателей или сочиняют самостоятельно стихи про воду. Ниже приведены высказывания школьников.

Река Кшень была красивой
Полноводной и игривой.
А теперь в беде она,
Не вода, а грязь одна. (Суровцева А., 10 класс)
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
И будет оставаться в них навеки
Чистая и вкусная вода!
(Харин А., 10 класс)
Мы, ребята, из прекрасного посёлка,
Обращались за подмогой, кто куда.
Но никто не слышит нас, не признаёт,
Руку помощи никто нам не даёт,
Но мы всё таки надеемся природу сохранить,
Чтобы в Кшени приятней было жить!(Кургузов О., 10 класс)
Духовно-нравственное воспитание выражается в формировании стремления к совершенствованию. С целью экологического образования обучающихся был проведён урок на тему: «Экологические проблемы Советского района Курской области и пути их решения»
В то же время вода может стать и «ядом замедленного действия». Причина тому проста – находящиеся в ней вредные химические элементы, которые очень хорошо усваиваются человеческим организмом. Из года в год в Курской области остаётся острой проблема качества питьевой воды и ухудшения экологического состояния водных ресурсов.