«Низшие растения. Группа отделов Водоросли», Учебник: В.Б.Захаров, И.Н.Сонин Биология Многообразие живых организмов УМК «Сфера жизни», ООО «Дрофа», 2014

Технологическая карта урока


Дата 22/10/2015

Учитель Короткова О.Г.

Предмет, класс, тип урока Биология 7 «В» класс Комбинированный

Учебник: В.Б.Захаров, И.Н.Сонин Биология Многообразие живых организмов УМК «Сфера жизни», ООО «Дрофа», 2014

Тема урока «Низшие растения. Группа отделов Водоросли»

Данная методическая разработка урока соответствует программе основного общего образования по биологии 5-9 классы.
Авторы В.Б.Захаров, И.Н.Сонин Биология Многообразие живых организмов УМК «Сфера жизни», ООО «Дрофа», 2014
Урок сопровождается демонстрацией учебной презентации PowerPoint.

Цель урока: Изучение особенностей строения, жизнедеятельности, размножения водорослей как низших растений.
Задачи урока:
Образовательные:
Выявить характерные признаки строения водорослей, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений;
Раскрыть особенности размножения и развития водорослей
Развивающие:
Научиться выявлять отличительные признаки высших и низших растений на примере водорослей;
Продолжить формирование умений анализировать, формулировать выводы
Воспитательные:
Формировать научное мировоззрение;
Продолжить формировать умения слушать мнения одноклассников, работая в микрогруппе;
Продолжить формировать бережное отношение к природе
Формирование УУД:
Познавательные:
Осознанно и произвольно строить сообщения исследовательского характера в устной и письменной форме
Осуществлять рефлексию способов и условий действий
Записывать информацию о приспособленностях организмов с помощью ИКТ
Продолжить формировать умения выделять причинно-следственные связи
Коммуникативные:
Продолжить формировать умения ставить вопросы, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Продолжить формирование умений выражать свои мысли и идеи
Регулятивные:
Продолжить формировать умения формулировать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата с поставленной задачей
Личностные:
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать особенности строения, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений;
Знать особенности размножения водорослей;
Знать отличия высших и низших растений
Метапредметные:
Регулятивные:
Самостоятельно определять цель учебной деятельности;
Предвидеть возможности конкретного результата;
Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели
Коммуникативные:
Обсуждать в микрогруппе информацию;
Выражать свои мысли, идеи
Познавательные:
Работать с различными источниками информации;
Работать с информационными текстами
Личностные:
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Оценивать собственный вклад в работу группы;
Уметь видеть красоту природы
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы обучения: частично- поисковые, исследовательские
Информационно-технологические ресурсы: учебник биологии, рабочая тетрадь к учебнику биологии, компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint «Низшие растения. Группа отделов Водоросли», презентации учащихся к уроку, тест, карточки для проверки домашнего задания; карточки для работы с текстом (новый материал); карточки самооценивания.
Технологии обучения: элементы исследовательской деятельности, информационные технологии, элементы дифференцированного обучения
Тип урока: комбинированный
Программные требования: Сформированность знания об особенностях строения, жизнедеятельности, размножения водорослей как представителей низших растений.
Предварительная работа: Накануне урока учащиеся делятся на дифференцированные группы, состоящие из учеников с разными способностями.













Структура и ход урока
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время (в мин)
Формируемые УУД

1.Организационный этап (мотивация (самоопределение)) к учебной деятельности
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Побуждение к активной деятельности, включение в деловой ритм
Включаются в деловой ритм урока, подготовка класса к работе
1
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности, целеполагание
Личностные: мотивация учения, смыслообразование, самоопределение

2. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Проводит биологическую разминку с целью актуализации знаний, которые послужат опорой для освоения нового материала.
Задания биологической разминки:
1. В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около 95% от биомассы планеты - ..
2. Царство Растения делится на два подцарства: ..

Низшие..


Высшие..












На столах у вас лежат тесты. Выполните задания тестов, сравните свой ответ с ответами на доске.

Работа по карточкам (в парах) - вставляют пропущенные слова.
6 видов карточек: основные признаки растений.
Далее проверяем, обсуждаем.


Уч - ся выполняют задания биологической разминки, принимают участие в обсуждении ответов.
 
масса всех населяющих её живых организмов
 
 

Низшие и Высшие


Тело не разделено на органы (водоросли);
Тело разделено на органы – корни (у мхов корней нет), стебли и листья (мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные).





Выполняют задания тестов - взаимопроверка.


Работают по карточкам; проверяют, обсуждают.






7
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Мы продолжаем изучать растения. Просмотрите на изображенные на слайдах растения и определите, о каких растениях идет речь. (Водоросли)

Давайте определим цели урока.

Изучить строение водорослей;
Рассмотреть способы питания, размножения водорослей;
Определить какое значение играют водоросли в живой природе;
Получить удовольствие от работы.

Мотивирует учащихся, организует выход на тему урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Учащиеся приходят к выводу, что на уроке пойдет речь о таких растениях, как водоросли.
Записывают тему урока.
Формулируют цели урока
Ученики осуществляют личное принятие цели урока, осознают образовательную ситуацию урока, отвечают на вопросы: «Согласно чему я должен действовать? Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действия?»


Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации (первичное усвоение новых знаний).
Познакомить со строением водорослей; способами питания, размножения водорослей; значением водорослей в живой природе.

Интеллектуальная разминка.
Внимательно рассмотрите рисунки. Выделите черты сходства и отличия между данными организмами.
Изучение строения водорослей как древнейших представителей животного мира.

Основные отличительные признаки водорослей запишем в тетрадь:
Водоросли – низшие растения
Не имеют настоящих тканей и органов
Тело представлено слоевищем
Корней нет, есть ризоиды

Классификация водорослей по группам.

Рассмотрите рисунки. Распределите водоросли по группам. На основании чего вы их разделили?



Водоросли бывают одноклеточными и многоклеточными.
По тому, какой пигмент содержат водоросли их делят на 3 отдела: красные, бурые, зеленые.


Организация и контроль за усвоением понятий.
Работа с презентациями по группам:
1 группа – Строение водорослей;
2 – Питание;
3 – Размножение;
4 – Значение.



Во время объяснения учащихся останавливаемся и делаем записи.
Ответ учащихся: у растения слева есть корни, листья – это отличия. У обоих растениях есть хлорофилл- это общее.





















Рассматривают рисунок «Строение водорослей», определяют части данного растения. Делают записи в тетрадь.

Ответ учащихся: водоросли можно разделить на одноклеточные и многоклеточные, а так же по цвету: есть зеленые, красные, бурые.

Заполняют карточки самооценивания- 1 часть
(« Что знал», «Что узнал», «Что хотел бы узнать»).

Изучают жизненный цикл водорослей на примере улотрикса и хламидомонады. Делают записи в тетрадь определений понятий: гаметы, зигота, гаметофит, спорофит.
Тетрадь

20
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка
Смена деятельности.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
2


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
В качестве закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить небольшой тест.
Поправляем допущенные ошибки, обсуждаем их, и даем объяснения.


Выполнение заданий, требующих применения знаний. Получение достоверной информации о достижении планируемого результата.
4
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Дать количественную оценку работы учащихся
А теперь выполните небольшой рефлексионный тест:
Каждому из вас я раздала тест, если вы согласны с утверждением, то напротив него ставите знак +.
Тесты ученики сдают учителю.
Я узнал (а) много нового на уроке
Мне это пригодится в жизни
На уроке было над чем подумать
На все возникшие вопросы я получил (а) ответы
На уроке я поработал (а) добросовестно

Учащиеся сдают карточки самооценивания; самостоятельно определяют параметры личных образовательных результатов и их место и роль в общем результате урока; самоопределяются по отношению к образовательной продукции друг друга.
Происходит индивидуальная рефлексия каждого по осознанию происходящего на уроке, формируется эмоционально-ценностное отношение к прежнему опыту.

3
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию
Изучить материал учебника на с. 40-44
Ответить на вопросы на с. 49 (1-2 устно)
Придумать сказку «Путешествие в царство водяного»
Составить синквейн на тему «Водоросли»

3



Заголовок 415