Технологическая урока в 5 классе по биологии по теме Царство грибы (УМК Сфера жизни автор Н.И. Сонин, А.А. Плешаков)


Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 5 (ФГОС)
Тип урока: урок изучения учебного материала.
Тема урока Царство грибов.
Цель урока Сформировать у учащихся знания о царстве Грибы.
Задачи урока Предметные результаты: Познавательные:
Изучить признаки царства Грибы. Устанавливать причинно-следственные связи. Учить преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Регулятивные:
Развивать умения самостоятельно обнаружить и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, планировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
Формировать умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе. Развивать учебные навыки по поиску информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.
Личностные:
Формировать культуру умственного труда, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к грибам.
Формирование УУД Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Основные понятия Царство Грибы, гетеротрофы, плодовое тело, микология, симбиоз, гриб - микроскопическая клетка
Ресурсы УМК «Сфера жизни»: Введение в биологию – 5 класс, Н.И.Сонин, А.А.Плешаков.
Презентация учителя, ученический проект.
Формы урока Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально.
Методы Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, проектный.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
-Как же будет звучать сегодня тема урока?
Давайте сформулируем тему, выполнив задание:
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые.
21, 43, 64, 36, 55, 32, 24
61, 64, 26, 34, 24, 32
1 2 3 4 5 6
20 це зо ё и
30 дв нб я с
40 ж к а хьш50 юл пщт у
60 г м фръч
Отвечают. Вспоминают о грибах, проговаривают.
Называют Грибы.
Выполняют задание – получают тему урока: Царство грибов. Личностные УУД
СмыслообразованиеПознавательные УДД
ЦелеполаганиеИспользование знаково-символических средств
3. Изучение нового материала
Представители Царства Грибы любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным и, наконец, в XIX веке их выделили в отдельное царство.
Давайте подумаем почему? Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого Работа в паре: (работа с карточкой в которой описаны факты 1 и 2).
Что нам нужно сделать чтобы изучить это Царство?
Какую цель мы должны достичь, чтобы определить грибы в отдельное царство живой природы?
Для достижения любой цели нужно решить несколько задач
Но у нас будет ещё одна важная задача с вами на уроке. Попробуем ее сформулировать.
Вспомните, где в лесу чаще всего растут грибы?
Тогда что мы должны ещё понять?
Записываем на доску план:
А что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство?
Признаки царства:
-Строение клетки
- Строение тела
-Способ питания
-Способность к передвижению
Давайте проверим, какой результат вы получили, работая в парах.
Почему у вас такие разные результаты?
Достаточно ли нам этих знаний для ответа на вопрос?
Так что нам необходимо узнать о грибах, чтобы ответить на наш проблемный вопрос? (запись на доске плана урока)
Перед вами лежат листы с индивидуальными заданиями.
План работы групп таков:
-прочитать задание, обсудить, выполнить
(5 мин)
Закончили работу?
А теперь ответственные групп представляют итоги работы группы по плану (презентация и самооценка работы группы по предложенному алгоритму).
Согласны ли вы с предложенной оценкой? Почему? Прочитайте:
Факт 1: Грибы не похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные
Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами.
Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли? Изучали ли вы подробно грибы? Значит, какова цель нашего урока?
(Изучить царство грибов)

(выявить отличительные признаки грибов)
(Узнать признаки царства, какие грибы бывают, каково строение грибов, чем они питаются…)
(под деревьями)
(определить взаимовсязь гриба и дерева)
1. Признаки, сходство гриба с растениями и животными.
2. Внешнее строение тела гриба, его части, способы размножения.
3. Тип питания.
4. Какая связь существует между грибом и деревом.
Высказывают версии. Фиксируем на доске.
Работа в парах – выполняют тест.
Работа с учебником, дополнительным заданием. Составляют план рассказа.
Монологическая речь.
Диалог.
Проверяют друг у друга знание основных терминов.
Выполняют работу.
Учащиеся готовят вопросы по презентации и высказывают свое мнение.
Аутотреннинг.
Учащиеся выполняют упражнение на слова:
« Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Все тихонечко вздохнем,
Вновь грибы учить начнем».
(обсуждение версий, дополнение, исправление и ответы на проблемный вопрос)
Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения.
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело.
4. Практическая часть урока
Работа в тетради
Задания на выбор.
1.Заполнить таблицу «Строение гриба».
2.Зарисовать строение гриба и подписать все его части.
Проверка выполненного задания.
Беседа по заданию.
Контроль по эталону. Образцы заполненной таблицы демонстрируются на доску, показываются образцы рисунков. Познавательные УДД
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Структурирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивные УДД
Контроль и коррекция
5. Закрепление материала
А теперь вернемся к нашему тесту и попробуем выполнить его еще раз.
Какой теперь ваш результат?
Благодаря чему наш результат улучшился?
Как вы считаете, эффективен такой способ получения знаний?
Выполняют тест
Отвечают
Составление схемы (конспект)
«Основные признаки грибов»
Особенности строения.
Гетеротрофное питание. Познавательные УДД
Структурирование знаний.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные УДД
Контроль.
Коррекция.
6. Домашнее задание
Домашнее задание
П.12, вопросы на с. 67 На выбор:
Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство»
Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»
Сочинить стих о грибах. 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Мне очень понравилась ваша активность, все работали хорошо и дружно, равнодушных на уроке не было.
Давайте подведем итог нашего урока. Все ли мы изучили что планировали?
Кому урок понравился – хлопните в ладоши. Кто узнал и запомнил для себя новое – поднимите руки вверх и потрясите. Кому было трудновато – погладьте себя по голове и скажите, «все будет хорошо».
Спасибо за урок! Оценки. -Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
-Определяют свое настроение в конце урока. Познавательные УДД
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные УУД
Аргументация своего мнения.
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.
Личностные УДД
Осознание ответственности за общее дело.