Рабочая программа по биологии 8 класс автор А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

1.Пояснительная записка
Цели изучения курса

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Восьмиклассники получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволяет более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Целью курса «Биология. Человек. 8 класс» является освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачами курса являются:

1. Приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе.
2. Овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей.
3. Освоение общепредметных компетенций.


Требования к уровню подготовки учащихся

В рамках изучения курса биологии «Человек» предполагается реализовать актуальный в настоящее время компетентностный подход.
Освоение общепредметных компетенций:
1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это роль науки и религии в жизни человека.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.
3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:
- Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
- Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
- Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
- Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
- Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
- Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
- Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах, а также в окружающем мире:
- Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.
- Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
- Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
- Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
- Умение пользоваться сетью ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.
- Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки:
- Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
- Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
- Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др).
- Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
- Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
- Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
- Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
- Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.



















2.Структура изучения курса


Раздел
Кол-во часов

1
Введение. Человек как биологический вид
2

2
Происхождение человека
2

3
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
1

4
Общий обзор строения и функций организма человека
4

5
Координация и регуляция
5

6
Анализаторы
5

7
Опора и движение
8

8
Внутренняя среда организма
3

9
Транспорт веществ
4

10
Дыхание
5

11
Пищеварение
5

12
Обмен веществ и энергии
2

13
Выделение
2

14
Покровы тела
3

15
Размножение. Развитие человека. Возрастные процессы.
3

16
Высшая нервная деятельность
5

17
Человек и его здоровье
5

18
Обобщение по теме «Общий обзор строения и функций организма человека»
1

19
Обобщение по теме «Координация и регуляция»
1

20
Обобщение по теме «Анализаторы»
1

21
Обобщение по теме «Опора и движение»
1

22
Обобщение по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»
1

23
Обобщение по теме «Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение»
1


Итого:
70


Количество часов распределено, исходя из расчёта 2 часа в неделю в течение всего учебного года.
Всего 35 учебных недель. Всего 70 часов



3.Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема

Количество
часов
Дата
Коррекция даты


Введение. Человек как биологический вид
2




Место человека в системе органического мира
1




В чем сила человека?
1




Происхождение человека
2




Эволюция человека
1




Расы человека.
1




Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
1




История развития знаний о строении функциях организма человека
1




Общий обзор строения и функций организма человека
4




Клеточное строение организма
1




Ткани и органы
1




Системы органов
1




Лабораторная работа №1 по теме «Изучение микроскопического строения тканей». Практическая работа №1 по теме «Распознавание на таблицах органов и систем органов»
1




Координация и регуляция
5




Гуморальная регуляция
1




Строение и значение нервной системы
1




Строение и функции спинного мозга
1




Строение и функции головного мозга
1




Полушария большого мозга
1




Анализаторы
5




Зрительный анализатор
1




Строение и функции глаза
1




Анализаторы слуха и равновесия
1




Кожно-мышечная чувствительность
1




Обоняние. Вкус
1




Опора и движение
8




Кости скелета
1




Лабораторная работа №2 по теме «Изучение внешнего строения костей»
1




Строение скелета
1




Мышцы. Общий обзор
1




Практическая работа №2 по теме «Измерение массы и роста своего организма»
1




Работа мышц
1




Практическая работа №3 по теме «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
1




Проверочная работа по теме «Опора и движение»
1




Внутренняя среда организма
3




Кровь
1




Лабораторная работа №3 по теме «Изучение микроскопического строения крови»
1




Как наш организм защищается от инфекций
1




Транспорт веществ
4




Органы кровообращения
1




Работа сердца
1




Движение крови по сосудам
1




Лабораторная работа №4 по теме «Измерение кровяного давления». Лабораторная работа №5 по теме «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»
1




Дыхание
5




Строение органов дыхания
1




Газообмен в легких и тканях
1




Практическая работа №4 по теме «Определение частоты дыхания»
1




Урок – игра по теме «Транспорт веществ и дыхание»
1




Проверочная работа по теме «Транспорт веществ и дыхание»
1




Пищеварение
5




Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме
1




Пищеварение в ротовой полости
1




Пищеварение в желудке и кишечнике
1




Лабораторная работа №6 по теме «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»
1




Практическая работа №5 по теме «Определение норм рационального питания»
1




Обмен веществ и энергии
2




Пластический и энергетический обмен
1




Витамины
1




Выделение
2




Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи.
1




Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ
1




Покровы тела
3




Строение и функции кожи
1




Роль кожи в терморегуляции организма
1




Урок – игра по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Покровы тела»
1




Размножение. Развитие человека. Возрастные процессы.
3




Система органов размножения. Строение гигиена
1




Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка
1




Планирование семьи
1




Высшая нервная деятельность
5




Рефлекторная деятельность нервной системы
1




Бодрствование и сон
1




Сознание и мышление. Речь
1




Познавательные процессы и интеллект
1




Память. Эмоции и темперамент
1




Человек и его здоровье
5




Здоровье и влияющие на него факторы
1




Лабораторная работа №7 по теме «Изучение приемов остановки капиллярно, артериального и венозного кровотечения»
1




Вредные привычки. Заболевания человека
1




Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание. Гигиена человека
1




Практическая работа №5 по теме «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
1




Обобщение по теме «Общий обзор строения и функций организма человека»
1




Обобщение по теме «Координация и регуляция»
1




Обобщение по теме «Анализаторы»
1




Обобщение по теме «Опора и движение»
1




Обобщение по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»
1




Обобщение по теме «Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение»
1
















4. Циклограмма тематического контроля

сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения костей»
Практическая работа №3 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
Лабораторная работа №4 по теме «Измерение кровяного давления».
Лабораторная работа №6 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

Лабораторная работа №7 «Изучение приемов остановки капиллярно, артериального и венозного кровотечения»
Практическая работа №5 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Практическая работа №2 «Измерение массы и роста своего организма»
Лабораторная работа №3 по теме «Изучение микроскопического строения крови»
Лабораторная работа №5 по теме «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»
Практическая работа №5 «Определение норм рационального питания»








Практическая работа №4 по теме «Определение частоты дыхания»














5.Информационно-методическое обеспечение

1.Основная часть


Автор
Название
Издательство
Год издания


В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
ДРОФА
2012


Н.И. Сонин
Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы.
Составитель Морзунова И.Б.
ДРОФА
2012

2.Дополнительная литература


Автор
Название
Издательство
Год издания

1
В.В. Малахов
Биология в вопросах и ответах
Москва
Мирос – «Международные отношения»
2013

2
Н.И. Якушкина
Физиология растений
Москва
«Просвещение»
2012

3
В.А. Алексеев
300 вопросов и ответов о насекомых
Ярославль
«Академия развития»
«Академия К0»

2012




Заголовок 115