Рабочая программа по биологии 7 класс автор А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

1.Пояснительная записка

Цели изучения курса

Целью курса «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» является продолжением обучения естественным наукам на ступени основного общего образования, приобретение общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных государственными стандартами.

Задачами курса являются:

1. Расширение представления обучающихся о разнообразии живых организмов, особенностях их строения, жизнедеятельности.
2. Формирование способности использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
4. Совершенствование умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
5. Формирование  умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны УСВОИТЬ:
основные биологические и экологические понятия;
иметь представление о биологии как науке;
систематику живых организмов.
особенности разнообразия уарств живых организмов и их взаимосвязи.
Должны НАЗЫВАТЬ (приводить примеры):
специфические признаки царств живых организмов;
классификацию живых организмов;
отличительных признаков живых организмов различных царств.
ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ (описывать):
Строение живых организмов;
Многообразие живых организмов;
Особенности жизнедеятельности живых организмов.
ОБОСНОВЫВАТЬ (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
Взаимосвязь между строением и средой обитания;
Взаимосвязь между строением и функциями живых организмов.
ОПРЕДЕЛЯТЬ (распознавать, узнавать, сравнивать):
Организмы бактерий, грибов, растений, животных и вирусов;
Съедобные и ядовитые грибы.
СОБЛЮДАТЬ правила:
Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений и животных;
Владеть УМЕНИЯМИ:
Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
Использовать иллюстрации;
Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику





















2.Структура изучения курса


Раздел
Кол-во часов

1
Многообразие живого и наука систематика
3

3
ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ
3

4
ЦАРСТВО ГРИБЫ
4

5
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
16

6
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ
37

7
ЦАРСТВО ВИРУСЫ
2


Урок – обобщение по теме «Царства живой природы»
1

8
Повторение
4


Общее количество часов:
70


Количество часов распределено, исходя из расчёта 2 часа в неделю в течение всего учебного года.
Всего 35 учебных недель. Всего 70 часов


















3.Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема

Количество
часов
Дата
Коррекция даты


МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО И НАУКА СИСТЕМАТИКА
3




От клетки до биосферы
1




Ч. Дарвин и происхождение видов
1




Что такое систематика
1




ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ
3




Подцарство Настоящие бактерии
1




Подцарство Архебактерии.
1




Подцарство Оксифотобактерии.
1




ЦАРСТВО ГРИБЫ
4




Общая характеристика Царства грибов. Отдел Хитридиомикота. Отдел Зигомикота. Отдел Аскомикота или Сумчатые грибы.
1




Отдел Базидиомикота. Группа Несовершенные грибы. Отдел Оомикота.
1




Лабораторная работа №1 по теме «Строение плесневого гриба мукора». Лабораторная работа №2 по теме «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
1




Группа Лишайники
1




ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
16




Общая характеристика растений
1




Низшие растения. Группа отделов Водоросли.
1




Лабораторная работа №3 по теме «Изучение внешнего строения водорослей»
1




Отдел Зеленые водоросли. Отдел Красные водоросли. Отдел Бурые водоросли
1




Общая характеристика высших растений.
1




Отдел Моховидные. Лабораторная работа №4по теме «Изучение внешнего строения мхов»
1




Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные.
1




Отдел Папоротниковидные
1




Лабораторная работа №5 по теме «Изучение внешнего строения папоротника»
1




Отдел Голосеменные растения
1




Лабораторная работа №6 по теме «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»
1




Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
1




Размножение покрытосеменных
1




Класс Однодольные
1




Класс Двудольные
1




Лабораторная работа №7 по теме "Изучение строения покрытосеменных растений". Лабораторная работа №8 «Распознавание растений»
1




ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ
37




Подцарство Одноклеточные.
1




Класс Саркодовые. Класс Жгутиковые
1




Тип Споровики
1




Тип Инфузории, или Споровики
1




Лабораторная работа №9 по теме «Строение инфузории-туфельки»
1




Подцарство Многоклеточные. Тип Губки
1




Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные
1




Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы
1




Лабораторная (виртуальная) работа №10 по теме «Многообразие кишечнополостных»
1




Тип Плоские черви
1




Класс Ресничные черви. Класс Сосальщики
1




Класс Ленточные черви
1




Тип Круглые черви (Нематоды)
1




Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви
1




Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа №11по теме «Внешнее строение дождевого червя»
1




Класс Пиявки
1




Тип Моллюски
1




Класс Брюхоногие моллюски
1




Класс Двустворчатые моллюски
1




Класс Головоногие моллюски
1




Лабораторная работа №12 по теме «Внешнее строение моллюсков»
1




Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
1




Лабораторная работа №13 по теме «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»
1




Класс Паукообразные
1




Класс Насекомые
1




Лабораторная работа №14 по теме «Изучение внешнего строения и многообразия насекомых»
1




Тип Иглокожие
1




Тип Хордовые
1




Класс Хрящевые рыбы
1




Класс Костные рыбы
1




Класс Земноводные, или Амфибии
1




Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
1




Класс Птицы
1




Лабораторная работа №15 по теме «Особенности хордовых животных»
1




Класс Млекопитающие, или Звери
1




Класс Млекопитающие, или Звери
1




Класс Млекопитающие, или Звери
1




ЦАРСТВО ВИРУСЫ
2




Вирусы
1




Вирусы
1




Урок – обобщение по теме «Царства живой природы»
1




Повторение
4




Обобщающее повторение по теме «Прокариоты»
1




Обобщающее повторение по теме «Грибы»
1




Обобщающее повторение по теме «Растения»
1




Обобщающее повторение по теме «Животные»
1





























4.Циклограмма тематического контроля

сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

Лабораторная работа №1 по теме «Строение плесневого гриба мукора»
Лабораторная работа №3 по теме «Изучение внешнего строения водорослей»
Лабораторная работа №5 по теме «Изучение внешнего строения папоротника»
Лабораторная работа №7 по теме «Изучение строения покрытосеменных растений»
Лабораторная работа №9 по теме «Строение инфузории-туфельки»
Лабораторная (виртуальная) работа №10 по теме «Многообразие кишечнопол-х»
Лабораторная работа №12 по теме «Внешнее строение моллюсков»
Лабораторная работа №14 по теме «Изучение внешнего строения и многообразия насекомых»
Лабораторная работа №15 по теме «Особенности хордовых животных»

Лабораторная работа №2 по теме «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Лабораторная работа №4 по теме «Изучение внешнего строения мхов»
Лабораторная работа №6 по теме «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»
Лабораторная работа №8 по теме «Распознавание растений»

Лабораторная работа №11 по теме «Внешнее строение дождевого червя»
Лабораторная работа №13 по теме «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»





















5.Информационно-методическое обеспечение

1.Основная часть


Автор
Название
Издательство
Год издания


В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
ДРОФА
2012


Н.И. Сонин
Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы.
Составитель Морзунова И.Б.
ДРОФА
2012

2.Дополнительная литература


Автор
Название
Издательство
Год издания

1
В.В. Малахов
Биология в вопросах и ответах
Москва
Мирос – «Международные отношения»
2012

2
Н.И. Якушкина
Физиология растений
Москва
«Просвещение»
2013

3
В.А. Алексеев
300 вопросов и ответов о насекомых
Ярославль
«Академия развития»
«Академия К0»

2012




Заголовок 115