Рабочая программа по биологии 10 класс автор А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

1.Пояснительная записка
Цели изучения курса
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать
основные положения живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.








2.Структура изучения курса



Раздел (глава, модуль)
Примерное
кол-во часов


Введение
1

1
Биология как наука. Методы научного познания
3

2
Клетка
14

3
Организм
17


Итого
35



Количество часов распределено исходя из расчёта 1час в неделю в течение всего учебного года.
Всего 35 учебных недель. Всего 35 часов






















3. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество
часов
Дата
Коррекция
даты


Введение
1




1. Биология как наука. Методы научного познания
3




Краткая история развития биологии
1




Сущность жизни и свойства живого
1




Уровни организации живой материи. Методы биологии
1




Клетка
14




История изучения клетки. Клеточная теория
1




Химический состав клетки
1




Неорганические вещества клетки
1




Органические вещества. Общая характеристика. Липиды
1




Органические вещества. Углеводы.
1




Органические вещества. Белки
1




Органические вещества. Нуклеиновые кислоты
1




Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды
1




Клеточное ядро. Хромосомы
1




Прокариотическая клетка
1




Реализация наследственной информации в клетке
1




Неклеточная форма жизни: вирусы
1




Лабораторная работа №1 по теме «Изучение строения растительной и животной клеток»
1




Лабораторная работа №2 по теме «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
1




Организм
17




Организм – единое целое. Многообразие организмов
1




Обмен веществ и превращение энергии.
1




Обмен веществ и превращение энергии.
1




Энергетический обмен
1




Энергетический обмен
1




Пластический обмен. Фотосинтез
1




Деление клетки. Митоз
1




Размножение: бесполое и половое
1




Размножение: бесполое и половое
1




Образование половых клеток. Мейоз
1




Образование половых клеток. Мейоз
1




Оплодотворение
1




Оплодотворение
1




Индивидуальное развитие организмов
1




Индивидуальное развитие организмов
1




Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье
1




Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье
1































4.Циклограмма тематического контроля

сентябрь
Октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
Май

1. Демонстрация схем, отражающих многоуровневую организацию живого
2. Демонстрация биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.


Лабораторная работа №1 «Изучение строения растительной и животной клеток «
Лабораторная работа №2 «Изучение строения растительной и животной клеток»
Лабораторная работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»


Итоговая контрольная работа



























5.Информационно-методическое обеспечение

1.Основная часть


Автор
Название
Издательство
Год издания


Н. И. Сонин
Биология. 10-11 класс.
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11класс
Дрофа
2012


С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин
Биология. Общая биология 10-11класс.

Дрофа
2013

2.Дополнительная литература


Автор
Название
Издательство
Год издания


Т. Л. Богданова
Биология. Справочник для старшеклассников
М. АСТ - Пресс
2013


Б. М. Медников
Биология: формы и уровни жизни
«Просвещение»
2012


В. Н. Семенцова
Биология. Общие закономерности
«Паритет»
2012


Репетитор по биологии

«Кирилл и Мефодий»
2012


Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс

Республиканский мультимедиа центр
2013


Д. И. Мамонтов
Открытая биология
ООО «Физикон»
2013












13PAGE 15


13PAGE 14715