Урок: Украина на заверщающем этапе войны 1944-1945 гг.


Конспект урока в 11 классе и встреча с ветеранами войны
Тема урока: Украина на завершающем этапе войны 1944 – 1945гг.
Тип урока: Изучения нового материала.
Цели урока:
Предметная - Сформировать представления о Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, охарактеризовать цели участников, описать ход военных действий.
Метапредметная- Продолжить формирование умений аналитического чтения, делать выводы на основе работы с документами, давать анализ истории войны, формировать умение рассматривать историческую проблему с различных сторон.
Личностные - Через рассказы ветеранов воспитывать патриотические и гражданственные чувства.

Оборудования: учебник по истории для 11 класса, плакаты военной тематики, документы, стол, на нем солдатская каска из школьного музея.
Ход урока.
Организационный момент:
Учитель организовывает класс, проверяет на наличие учебников и тетрадей.
Сообщения темы урока
Рассказ учителя. Да, действительно, самой кровопролитной войной XX века была Вторая мировая война, которая унесла более 60 млн. человеческих жизней. Великая Отечественная война – составная часть Второй мировой войны.
22 июня 1941 года вероломно, без объявления войны, без предъявления ультиматума Германия развязала войну с Советским Союзом. По немецкому плану «Барбаросса» хорошо подготовленная, оснащённая армия до наступления зимы 1941 года захватит все жизненно важные центры страны. Это была главная установка на «блицкриг» - молниеносную войну. Но у Гитлера не получилось осуществить этот план, и Советские войска начинают освобождать свою территорию от немецко- фашистких захватчиков.
13–14 июля 1944 г. начались бои против группировки гитлеровских армий «Северная Украина» на Рава-Русском и Львовском направлениях. В результате мощного наступления значительные силы гитлеровских войск были окружены под Бродами (Львовская область). В боях было уничтожено более 38 тыс. гитлеровцев, более 17 тыс. взято в плен. Среди разбитых сил вермахта была и дивизия СС «Галичина», которая потеряла более половины своего состава. Из окружения вырвалось лишь 3 тыс. человек, а остальные (3700 человек) попали в плен, погибли или перешли в УПА. В ходе успешного осуществления Львовско-Сандомирской операции (13 июля – 29 сентября 1944 г.) была уничтожена группа армий «Северная Украина» Войска 2-го и 3-го Украинских фронтов в результате Ясско-Кишиневской операции (20–29 августа 1944 г.) разбили группу армий «Южная Украина». В октябре 1944 г. в ходе Карпатско-Ужгородской операции завершилось освобождение всей территории Украины. 27 октября был освобожден от оккупантов Ужгород, а 28 октября – остальные населенные пункты Закарпатской Украины.
Во время рассказа учителя, ученики записывают в тетрадь основные события и даты.
Учитель: Рассмотрите фотографии, которые лежат у вас на партах, ответьте на вопрос, какой период войны изображен на фотографиях?

Освобождение Одессы 1944 г.

Освобождения Севастополя 9 мая 1944 г.
Ученики рассматривают фотографии, анализируют и делают выводы о войне. Рассказ учителя: Воины – украинцы внесли весомый вклад в победу над нацисткой Германии и ее союзниками. Советскими боевыми наградами были отмечены 2,5 млн воинов Украины, 2 096 из них удостоены звания Героя Советского Союза. За мужество и героизм украинского народа, который защищал свою землю от поработителей, почетное звание ,, Город – герой” , было присвоено Киеву, Одессе, Керчи, Севастополю. Народ защищал свою землю от агрессора. Поэтому и война для него была Отечественной.
Учитель: Ребята, сегодня как вы уже заметили, у нас гости, ветераны войны, которые расскажут нам о событиях того времени.
Разрешите их Вам представить:
Широков Н.Г., учитель-пенсионер,
Мухин В.Н., зам. директора по хозяйственной части, работающий в нашей школе в 1965-1980 году, пенсионер;
Поприветствуем их, ребята. Я благодарна, Вам, дорогие ветераны, что вы пришли к нам в гости и вам, ребята, что очень хорошо встретили гостей и предложили им лучшие места в классе. (Вручили цветы).
А сейчас я представляю слово участнику Великой Отечественной войны капитану Мухину Василию Никитичу, воевавшему в 1-ом Прибалтийском фронте и разгроме Японии.
Рассказ ветерана
На службу был призван 23 февраля 1943 года. В 25 лет был уже сержантом. Попал служить в зенитно-артиллерийскую дивизию, которая была расквартирована Польше. Был радистом при штабе полка, держал связь с командованием соединения. На такую ответственную должность попал не случайно: ранее учился в военном училище, но офицерские погоны не успел получить, так как училище расформировали. Успел послужить, так что военный опыт имел.
В 1945 году воевал в Японии, было очень тяжело, нехватка продовольствия, болезни унесли много жизней, я тоже получил ранение, лежал в госпитале. После госпиталя направили на огнеметный батальон, где и служил до окончания войны. Моя мечта сбылась, что я вернулся домой…
Учитель: Какие вопросы будут у вас, ребята, к В.Н. Мухину?
-Какие награды Вы имеете?
-Когда вернулись с фронта?
-Теряли ли Вы на войне своих друзей?
-Кто из Вашей семьи еще воевал?
Давайте поблагодарим В.Н. Мухина за его интересный, но грустный рассказ и ответы на вопросы.
А я попрошу поделиться своими воспоминаниями о минувшей войне старшего лейтенанта Н.Г. Широкова, воевавшего в боях под Оршей, Вязьмой.
Рассказ ветерана.
Вопросы учеников.
-Из семьи Вы воевали один?
-Какие имеете награды?
-Где и как встретили День Победы?
Ребята, поблагодарим Н.Г. Широкова за его рассказ. Без хорошо организованного, крепкого тыла не было бы победы. Тыл поставлял фронту оружие, продукты питания, одежду, обувь, поддерживал теплыми письмами, посылками. Вся тяжесть войны легла на плечи стариков, женщин, детей. Это они заменили ушедших на фронт мужчин.
Давайте поблагодарим ветеранов, что нашли время прийти к нам в гости и поделиться со своей историей, желаем вам крепкого здоровья и успехов.
Подведение итогов урока.
Когда территория Украины была окончательно освобождена от фашистских захватчиков?
Расскажите о вкладе воинов – украинцев в победу над нацисткой Германией?
Как вы считаете, благодаря чему Советский Союз выиграл войну?
Домашнее задание. Параграф 6 повторить, на стр. 82 ответьте на вопросы письменно.