Исследовательская работа ученика Влияние суточных биоритмов работоспособности на здоровье и качество знаний старшеклассников


БГПУ
Научно-практическая конференция
«Человек в современном образовательном пространстве»
Секция «»
ВЛИЯНИЕ СУТОЧНЫХ БИОРИТМОВ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Выполнил: Чирич Антон
учащийся 10 класса МОУ СОШ № 2
г. Шимановска
Руководитель: Останина Светлана
Александровна учитель биологии
МОУ СОШ № 2
Благовещенск, 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
1. ВВЕДЕНИЕ. 3 2.ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. 3
3.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 3 - 4
4. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 4 - 8
А) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА РАБОТОСПОСОБНОСТИ У
СТАРШЕКЛАССНИКОВ 4
Б) АНАЛИЗ РЕЖИМА РАБОТЫ ШКОЛЫ И РАСПИСАНИЯ
УРОКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ 4 - 7
В) КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 7
Г) УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 7 - 8
5. РЕЗУЛЬТАТЫ 8 - 9
6. ВЫВОДЫ. 9
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9 - 10
8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. 10
9. ПРИЛОЖЕНИЯ. 11 - 14
1. Введение.
Здоровье ребенка зависит от многих факторов — от условий его жизни, от генетической предрасположенности к различным заболеваниям, от экологической обстановки. Сегодня специалисты наряду со многими причинами, вызывающими ухудшение здоровья, называют еще «школьные факторы риска», на долю которых, к сожалению, приходится 20-40 процентов негативных влияний.
С момента поступления ребёнка в школу он начинает жить по расписанию и режиму, задаваемому учебным учреждением. Так как человеческий организм подчиняется  ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние  на все процессы, происходящие в  организме, то учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья. А особенно важен учет ритмов в детском возрасте, когда закладывается фундамент здоровья.
В современных условиях приобрели  значимость социальные ритмы, в плену  которых мы находимся постоянно: начало и конец рабочего дня, укорочение отдыха и сна, несвоевременный прием  пищи, ночные бдения. Социальные ритмы  оказывают все возрастающее давление на ритмы биологические, ставят их в зависимость, не считаясь с естественными потребностями организма. Если режим рабочего дня, учебных занятий, питания, отдыха, занятия физическими упражнениями составлен без учета биологических ритмов, то это может привести не только к снижению умственной или физической работоспособности, но и к развитию какого-либо заболевания. 
2. Гипотеза исследования.
Изучив теоретический материал о суточных биоритмах человека, я предполагаю, что режим работы школы и расписание уроков не учитывают особенности естественных биоритмов учащихся, что влечёт за собой ухудшение их здоровья и снижение результатов обучения. Для проверки данной гипотезы проведены исследования среди старшеклассников (9 – 11 классы), так как эта группа учащихся в течение длительного времени подвергалась влиянию школьного режима занятий и расписания уроков.
3. Цель и задачи исследования.
Цель: Выяснить влияние суточных биоритмов работоспособности на здоровье и качество знаний старшеклассников.
Задачи:
Определить тип работоспособности у учащихся 9 – 11-ых классов (утренний, аритмичный, вечерний).
Проанализировать расписание уроков и режим работы школы с точки зрения различных типов работоспособности.
Проанализировать качество знаний у учащихся с различным типом работоспособности.
По данным медицинских осмотров проанализировать уровень здоровья у учащихся с различным типом работоспособности.
Сделать выводы о влиянии типа работоспособности на здоровье и качество знаний в режиме школьного расписания.
4. Методика исследовательской работы.
А) Определение типа работоспособности у старшеклассников.
В исследовании приняли участие учащиеся 9-11-ых классов – 73 человека
9-ые классы – 20 человек
10-ые классы – 34 человека
11 классы – 19 человек
Для определения типа работоспособности использован тест Остенберга в модификации проф. С.И. Степановой (Приложение № 1.) По результатам анкеты старшеклассники разделились на три группы по типу работоспособности: с утренним типом работоспособности, с аритмичным и с вечерним.
Б) Анализ режима работы школы и расписания уроков с точки зрения различных типов работоспособности.
Рассмотрим физиологическое обоснование различных типов суточных биоритмов у человека ( по научным источникам [ 2, 5, 6 ]).
Ученые доказали, а люди давно заметили, что имеются такие крайние индивидуальные свойства человека, которые влияют на его активность и самочувствие в разное время суток. Одни встают «ни свет, ни заря» и сразу же принимаются за дело. Другие мучаются и страдают, если их рано разбудить на работу и с удовольствием полуночничают.
Наиболее распространенной и общепринятой считается классификация, по которой люди делятся на вечерний тип — «совы», утренний — «жаворонки» и дневной — «голуби» или аритмики.
Особенности внутренних суточных ритмов возникают из-за необходимости синхронизации индивидуальных циркадных ритмов с внешними изменениями (сменой дня и ночи) с помощью света. Солнечный свет является указателем времени для наших биологических часов в момент утреннего пробуждения. Если бы этого не происходило, и мы могли бы жить по своим внутренним циклам сна и бодрствования, то, период наших околосуточных ритмов продолжался бы около 25 часов. Но внешняя среда оказывает активное влияние на биологический циркадный ритм. В доказательство приведем следующий научный факт.
Если в эксперименте изолировать человека от внешних раздражителей и ежедневно сдвигать его время на 1 час вперед, то через 2 недели он сможет бодрствовать ночью и спать днем. Таким образом, продемонстрирована тесная связь ритма сна и бодрствования с внешней средой человека. Особенно она явственно прослеживается на примере циклов солнце-луна и свет-темнота. Для того чтобы синхронизировать эти внешние 24-часовые и наши внутренние 25-часовые циклы, нужно сократить свой биоритм на 1 час, влияя на глаза светом. Этот процесс синхронизации называется смещением фазы. Установлено, что воздействие на нас яркого света в разные периоды времени суток приводит к тому, что наши ритмы могут участиться (опережение по фазе) или стать реже (отставание по фазе). Это очень важные научные результаты, потому что позволяют понять механизм возникновения различных типов людей («сов», «жаворонков» и «голубей»), а также лечить бессонницу, вызванную десинхронизацией внешних и внутренних ритмов.
«Совы» — люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. У них отмечается период колебаний циркадных ритмов больше, чем 24 часа, или так называемый синдром отставленной фазы сна. Установлено, что лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23—24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. Они с удовольствием работают по ночам и выбирают такие профессии, чтобы не вставать слишком рано, а еще лучше — самим планировать свой рабочий график. Все было бы хорошо, но некоторые «совы» не могут синхронизировать свои биоритмы с требованиями обычного трудового режима, в котором им приходится жить, и тогда синдром отставленной фазы сна становится серьезным нарушением, приводящим к бессоннице.
«Жаворонки» — люди, у которых циркадный ритм сдвигается вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. У них период колебания околосуточных ритмов меньше 24 часов. Люди «жаворонки» спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. Лучше всего им работается утром на «свежую голову», а к концу дня их работоспособность снижается. Вечерние и третьи смены не для «жаворонков», они с трудом переносят ночные дежурства, клубы и дискотеки. Оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, приспосабливаются к временной организации режима, и поэтому им легче преодолеть бессонницу, связанную со сменой часового пояса. Однако у некоторых представителей этой группы, имеющих синдром опережающей фазы сна, тоже могут возникнуть проблемы, приводящие к нарушению сна.
«Голуби» — люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и ночной работе наблюдается сбой собственных биологических часов. Например, при 3-часовой разнице во времени у них возникает бессонница ночью, сонливость и усталость днем, снижение работоспособности.
Режим работы школы и расписание уроков составляются на основе рекомендаций СанПиНов («Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 11. 2002 г. № 44 «О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02»). Согласно данному документу начало занятий в школе в 8.00 утра, продолжительность уроков – 45 минут, между уроками есть перемены, длительность которых не менее 10 минут. В нашей школе после второго и пятого урока большие перемены – 20 минут. Окончание занятий в 13.40. Таким образом, СанПиНы предполагают интенсивную физическую, эмоциональную и интеллектуальную нагрузку организма школьника в первую половину дня (с 8.00 до 14.00). Расписание уроков составляется с учётом трудности предметов, наиболее трудные предметы ставятся 2 и 3 уроками (с 9.00 – 12. 00).
Из приведённых ранее данных о различных типах суточной активности человека, очевидно, что данный режим оптимален для «жаворонков» - людей с утренним типом работоспособности и «голубей» - с аритмичным типом работоспособности. «Совы» - люди с вечерним типом работоспособности не могут интенсивно работать в данном режиме. Однако, ученик не имеет возможности выбрать для себя время занятий, его организм должен подчиняться общепринятому расписанию работы школы. Следовательно, наибольший дискомфорт от школьных занятий испытывает организм «сов», что должно негативно отразиться на здоровье и качестве знаний.
В) Качество знаний у старшеклассников с различными типами работоспособности.
Я провёл анализ качества знаний по каждой группе типа работоспособности. Для этого были взяты данные качества обучения первого полугодия 2009-2010 учебного года. Для каждого учащегося, участвовавшего в анкетировании, был выведен средний балл (оценка). В каждой группе по типу работоспособности выделил группы по значению среднего балла:
2,5 – 3,0
3,1 – 3,5
3,6 – 4,0
4,1 – 4,5
4,6 – 5,0
Рассчитал процентное соотношение учащихся с определённым значением среднего балла качества знаний. Построил диаграммы для утреннего, аритмичного и вечернего типов работоспособности.
Г) Уровень здоровья у старшеклассников с различными типами работоспособности.
По уровню здоровья учащихся относят к 5 группам.
Первая (I) группа здоровья - объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным  для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения,  имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии  ногтей,  деформация  ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.
Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск"  формирования хронических заболеваний.
Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием  хронических  болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими  интеркуррентными  заболеваниями,  наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).
Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.
Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности  или инвалиды.
В данном исследовании не было учащихся с 4 и 5 группами здоровья.
Группы здоровья устанавливаются по данным медицинских осмотров учащихся и заносятся в классный журнал в «Листок здоровья». Я изучил данную информацию и провёл сравнительный анализ групп здоровья у старшеклассников с различным типом работоспособности. На основании полученных данных составил диаграммы.
Среди учащихся с вечерним типом работоспособности, имеющих 3 группу здоровья, проведён анализ хронических заболеваний по данным медицинских карт. Из 10 учащихся 6 имеют диагноз «миопия», 2 ВСД (вегето-сосудистая дистония), 1 – нарушение обмена веществ.
5. Результаты.
Типы работоспособности учащихся 9-11-ых классов МОУ СОШ № 2.
Утренний тип – 15% (11 учащихся)
Аритмичный тип – 40% (29 учащихся)
Вечерний тип – 45% (33 учащихся)
Средняя успеваемость учащихся 9-11-ых классов МОУ СОШ № 2.
Утренний тип: Аритмичный тип: Вечерний тип:
2,5 – 3,0=0%2,5 – 3,0=0%2,5 – 3,0=0%
3,1 – 3,5=0%3,1 – 3,5=0%3,1 – 3,5=30%
3,6 – 4,0=0%3,6 – 4,0=30%3,6 – 4.0=40%
4,1 – 4,5=20%4,1 – 4,5=42%4,1 – 4,5=20%
4,6 – 5,0=80%4,6 – 5,0=28%4,4 – 4,0=10%
Группа здоровья учащихся 9-11-ых классов МОУ СОШ № 2.
Утренний тип: Аритмичный тип: Вечерний тип:
1 группа – 84% 1 группа – 27% 1 группа – 46%
2 группа – 16% 2 группа – 50% 2 группа – 24%
3 группа – 0 % 3 группа – 23% 3 группа – 30%

6. Выводы.
Результаты исследования показывают:
- наиболее высокие показатели качества знаний имеют учащиеся с утренним типом работоспособности – 100 % успевают на «4» и «5»;
- среди «аритмиков» на «4» и «5» успевают 70 % учащихся, троечники составляют 30 %;
- худшие результаты имеют «совы» - 70 % имеют результат качества от 3,1 – 4,0, хорошисты и отличники составляют 30%;
- учащиеся с утренним типом работоспособности имеют 1 и 2 группы здоровья (практически здоровы или с минимальными отклонениями в здоровье);
- 23 % учащихся с аритмичным типом работоспособности имеют устойчивые нарушения здоровья (3 группу);
- среди учащихся с вечерним типом работоспособности наибольший процент – 30% с 3 группой здоровья;
- наиболее распространённым хроническим заболеванием у «сов» (60%) в данной исследуемой группе является нарушение зрения – миопия. Развитие данного заболевания можно объяснить систематической работой при искусственном освещении в вечернее время, что приводит к перегрузке зрительного анализатора.
Полученные результаты полностью подтверждают выдвинутую гипотезу исследования.
Данные результаты и выводы были представлены на родительских собраниях в 9- 11-ых классах. Даны рекомендации учащимся с вечерним типом работоспособности, позволяющие лучше адаптироваться к школьному режиму занятий.
7. Заключение.
Возможности использования биоритмики практически неограниченны, поскольку они затрагивают практически все жизненные сферы: здоровье, работу, семейную и общественную жизнь, досуг, спорт и т.д.
Среди исследователей суточных биоритмов работоспособности нет единого мнения на факторы, влияющие на установлении того или иного типа у человека. Одни учёные отдают предпочтение индивидуальным и генетическим особенностям, другие – считают, что в основе формирования определённого типа лежат внешние факторы, и прежде всего образ жизни. Бесспорно, что при планировании на длительный период времени необходимо учитывать колебания индивидуальной работоспособности и тем самым гарантировать большую эффективность в работе.
Проведённое исследование устанавливает факт зависимости здоровья и качества знаний у старшеклассников от типа работоспособности в условиях школьного обучения.
Возможно дальнейшее изучение данной проблемы, выяснение внешних факторов, способствующих формированию типа работоспособности. Я предполагаю изучить влияние режима второй смены на качество знаний и здоровье у учащихся с различным типом работоспособности, изучить устойчивость типа работоспособности в течение 2-х лет.
8. Информационные ресурсы.
Тверская С.С., Утешинский Д.Д. Здоровье человека: Учебное пособие для дифференцированного обучения. М.: Институт общего образования МО Российской Федерации, 1991, 128 с.:, ил.
Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). – СПб: СОЮЗ, 1998, 256 с.
Информационный портал детской невропатологии и психологии - http://doctorkids.ucoz.ru«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 11. 2002 г. № 44 «О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».
Медицинская информационно-консультативная система – www.ill.ru/newsПопулярная медицина – http://popularmedicine.ru/ж. Дом солнца – www.sunhome.ru/journal/Жизненный новострой - http://buildyorself.ru/articles\how-to-become-arealy-riser.html.
Приложение № 1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА РАБОТОСПОСОБНОСТИ.
(тест Остенберга в модификации проф. С.И. Степановой)
Вводная часть:
1. Прежде чем ответить на вопрос, прочтите его очень внимательно.
2. Ответьте, пожалуйста, на все вопросы.
3. Отвечайте на вопросы, не нарушая предложенной последовательности.
4. На каждый вопрос необходимо отвечать независимо от ответов на другие вопросы.
5. Для каждого вопроса предлагается на выбор несколько ответов. Отметьте крестиком только один из них.
6. На каждый вопрос старайтесь ответить с максимальной откровенностью.
АНКЕТА
1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаньями?
Часы зимой Часы летом
1)5.00 – 6.45 1)4.00 – 5.45
2)6.46 – 8.15 2)5.46 – 7.15
3)8.16 – 10.45 3)7.16 – 9.45
4)10.46 – 12.00 4)9.46 – 11.00
5)12.01 – 13.00 5)11.01 – 12.00
2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали своё вечернее время совершенно свободно и руководствовались бы при этом исключительно личными желаньями?
Часы зимой Часы летом
1)20.00 – 20.45 1)21.00 – 21.45
2)20.46 – 21.30 2)21.46 – 22.30
3)21.31– 00.15 3)22.31 – 1.15
4)00.16 – 1.30 4)1.16 – 2.30
5)1.31 – 3.00 5)2.31 – 4.00
3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определённое время?
Совершенно нет потребности;
В отдельных случаях есть потребность;
Потребность в будильнике довольно сильная;
Будильник мне абсолютно необходим.
4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жёсткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23 ч – 2 ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
Абсолютно бесполезной;
Была бы достаточно эффективной;
Была бы некоторая польза;
Работа была бы высокоэффективной.
5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?
Очень трудно;
Довольно трудно;
Довольно легко;
Очень легко.
6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимися в первые полчаса после подъёма?
Очень большая сонливость;
Есть небольшая сонливость;
Довольно ясная голова;
Полная ясность мысли.
7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъёма?
Аппетита совершенно нет;
Аппетит снижен;
Довольно хороший аппетит;
Прекрасный аппетит.
8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жёсткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4 – 7 ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
Абсолютно бесполезной;
Была бы некоторая польза;
Работа была бы достаточно эффективной;
Работа была бы высокоэффективной.
9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса подъёма?
Очень большая усталость;
Есть небольшая усталость;
Усталость небольшая;
Чувствую прилив сил.
10. Если ваш следующий день свободен от работы, когда вы ляжете спать?
Не позже, чем обычно;
Позже на 1 час и менее;
На 1 – 2 часа позже.
11. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?
Очень трудно;
Довольно трудно;
Довольно легко;
Очень легко.
12. Вы решили укрепить своё здоровье с помощью физической культуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 часу 2 раза в неделю. Для вашего друга лучше всего делать это от7 до 8 утра. Является ли этот период наилучшим для вас?
В это время я бы находился в хорошей форме;
Я был бы в довольно хорошем состоянии;
Мне было бы трудно;
Мне было бы очень трудно.
13. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?
20.00 – 21.00
21.01 – 22.15
22.16 – 00.45
00.46 – 2.00
2.01 – 3.00
14. При выполнении двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из четырёх периодов вы выбрали бы для этой работы, если бы были совершенно свободны в планировании своего распорядка дня и руководствовались только личными желаньями?
8.00 – 10.00
11.00 – 13.00
15.00 – 17.00
19.00 – 21.00
15. Как велика ваша усталость к 23 часам?
Я очень устаю;
Я заметно устаю;
Я слегка устаю;
Я совершенно не устаю.
16. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определённое время. Какой из четырёх предлагаемых вариантов вам больше всего подходит?
Я проснусь в обычное время и больше не усну;
Я проснусь в обычное время и буду дремать;
Я проснусь в обычное время и снова засну;
Я проснусь позже, чем обычно.
17. Вы должны дежурить ночью с 4 до 6 часов. Следующий день у вас свободен. Какой из четырёх предлагаемых вариантов будет для вас наиболее приемлем?
Спать я буду только после ночного дежурства;
Перед дежурством я вздремну, а после дежурства лягу спать;
Перед дежурством я хорошо высплюсь, а после дежурства ещё подремлю;
Я полностью высплюсь перед дежурством.
18. Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжёлую физическую работу. Какое время вы выберите для этого, если будете полностью свободны в планировании своего распорядка дня и сможете руководствоваться исключительно личными желаньями?
8.00 – 10.00
11.00 – 13.00
15.00 – 17.00
19.00 – 21.00
19. Вы решили всерьёз заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 часу, лучшее время для него – 22 – 23 часа. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?
Да, я был бы в хорошей форме;
Пожалуй, я был бы в приемлемой форме;
Немного поздновато, я был бы в плохой форме;
Нет, в это время я бы совсем не мог тренироваться.
20. В котором часу вы предпочитали вставать в детстве во время летних каникул, когда час подъёма выбирался исключительно по вашему желанию?
5.00 – 6.45
6.46 – 7.45
7.46 – 9.45
9.46 – 10.45
10.46 – 12.00
21. Представьте себе, что вы можете свободно выбирать своё рабочее время. Предположим, вы имеете 5-часовой рабочий день (включая перерывы) и ваша работа интересна и удовлетворяет вас. Выберите 5 непрерывных часов, когда эффективность вашей работы была бы наивысшей.
00.01 – 5.00
5.01 – 8.00
8.01 – 10.00
10.01 – 16.00
16.01 – 21.00
21.01 – 24.00
22. В какое время суток вы полностью достигаете «вершины» своей трудовой деятельности?
00.01 – 4.00
4.01 – 8.00
8.01 – 9.00
9.01 – 14.00
14.01 – 17.00
17.01 – 24.00
23. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относите себя?
Чётко к утреннему;
Скорее к утреннему, чем к вечернему;
Скорее к вечернему, чем к утреннему;
Чётко к вечернему.
Ваш тип вы можете определить по сумме баллов:
Свыше 92 баллов – чётко выражен утренний тип;
77 – 91 – слабо выражен утренний тип;
58 – 76 – аритмичный тип;
42 – 57 – слабо выражен вечерний тип;
Ниже 41 – чётко выражен вечерний тип
Тверская С.С.,Утешинский Д.Д. Здоровье человека: Учебное пособие для дифференцированного обучения. М.: Институт общего образования МО Российской Федерации, 1991, 128 с.:, ил.