Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуре народов России. Основам религиозных культур и светской этики»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Отрадненская основная общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано»
Руководитель МО
__________/Гладыщева Г.М./
Протокол № ___ от «__»
__________________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «Отрадненская ООШ»
_____________/Шевцова Е.А./
«__»________________20___г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «Отрадненская ООШ»________ /Бударов А.В./
Приказ № ___ от «__»_________________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХКУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Базовый уровень
4 класс

Учитель начальных классов:
Можаитина Ольга Алексеевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуре народов России. Основам религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии:
- с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
- авторской программы для общеобразовательных учебных учреждений Е. В. Саплиной, А. И. Саплина Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4 класс. – М., изд. «Астрель», 2012.
Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия — важнейший культурный феномен, сопровождающий человечество на протяжении всей его истории.
Россия — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религия всегда была и продолжает оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо.
Кроме того, без знаний о религии трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн.
Как ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную подоплёку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжёлыми последствиями и трагедиями. Поэтому наши ученики, чем бы они ни занимались в будущем, должны хорошо знать религиозные традиции своей страны.
Цель учебного предмета ОРКСЭ— формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного предмета ОРКСЭ:
1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики.
2. Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей.
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
4. Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмета ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс также направлен на развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение основного (базового) минимума содержания образования и вариативной части. Основная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предусматривают работу школьников со справочниками, энциклопедиями, словарями.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4 классе -34 часа.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер.
Содержание курса выстроено вокруг трёх базовых национальных ценностей:
— Отечество;
— семья;
— культурная традиция.
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению курса;
• осознание себя как гражданина многонационального государства;
• знание основ вероучений религий России;
• доброжелательное отношение к различным культурным
и религиозным традициям народов России.
Могут быть сформированы:
• устойчивый интерес к изучению курса;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
• осознанные нравственные ценности;
• осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся будут иметь представления:
• о религиях народов России;
• о возникновении религий народов России;
• о священных текстах религий народов России;
• об основных нравственных заповедях религий народов России;
• об основных праздниках разных религиозных конфессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;
• выбирать для выполнения определённой задачи справочную литературу, памятки;
• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;
• осуществлять само- и взаимопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;
оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;
• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
• понимать информацию, представленную в виде текста,
схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
• строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;
• собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся получат возможность научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение
Содержание
4 КЛАСС (34 ч)
Введение. Знакомство с предметной областью «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Ключевые слова: духовность, нравственность, мораль, культура, религия.
«Моя Родина — Россия» ( 5 ч)
Страна, государство. Как устроено наше государство. Органы власти. Символы государства. Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи и традиции.
Многонациональное государство. Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы традиционных религий России» (15 ч)
Культура и религия. Возникновение религий. Традиционные религии России: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
Христианство. История возникновения, основы христианского учения, семья, семейные ценности, история христианства в России (кратко), храмы и монастыри, религиозные обряды, искусство. Таинства православной церкви. Христианские праздники. Христианские конфессии России (католики, протестанты).
Ислам. История возникновения, основы учения мусульман, семья, семейные ценности. Мечеть, минарет, религиозные обряды, искусство. Ислам в России (кратко). Праздники ислама.
Иудаизм. История возникновения, основы учения иудаизма, семья, семейные ценности. Традиции и обычаи, праздники иудаизма, религиозные обряды, искусство. Иудаизм в России.
Буддизм. История возникновения, основы буддийского учения, семья, семейные ценности. Храмы и обряды буддизма, праздники, религиозные ритуалы, искусства. Буддизм в России.
Основы светской этики (14 ч)
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль, нравственность, культура. Золотое правило нравственности.
Семья, семейные ценности, традиции. Роль семьи в жизни человека. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Милосердие. Нравственный смысл поступков человека. Проявление милосердия в обществе.
Добро и зло. Совесть. Важнейшие этические понятия. Нравственные и безнравственные поступки. Моральная ответственность за своё поведение.
Свобода и ответственность. Нравственный выбор человека. Оценка своего поведения.
Честь и достоинство. Доброе имя человека. Уважение и самоуважение человеческой личности. Кодекс чести.
Общение. Внешний и внутренний круг общения. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет.
Дружба. Основные слагаемые дружбы: терпение, доверие, искренность, уважение. Роль дружбы в жизни человека.
Труд. Важность труда в жизни человека. Нравственный труд. Творчество.
Календарно-тематическое планирование
4 КЛАСС
№ п/п Наименование разделов и тем Часы учебного времени Плановые сроки
прохождения Характеристика деятельности обучающихсяЭОР Примечания
план факт Введение. Моя Родина — Россия
Предметные результаты:
Учащиеся будут иметь представления:
• о стрвне и государстве;
• о патриотизме и Отечестве;
• о многонационалбности нашего государства;
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;
• выбирать для выполнения определённой задачи справочную литературу, памятки;
• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;
• осуществлять само- и взаимопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;
оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;
• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
• понимать информацию, представленную в виде текста,
схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
• строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся получат возможность научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению курса;
• осознание себя как гражданина многонационального государства;
Могут быть сформированы:
• устойчивый интерес к изучению курса;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
• осознанные нравственные ценности;
ценностям
1 ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 1 02.09 Уметь объяснять значение понятий «нравственность», «культура». Различать культурные и материальные ценности. Приводить примеры памятников
культуры и архитектуры.
Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстративный материал)
Задавать вопросы по иллюстрациям сверстникам
и взрослым 2 Страна и государство. Органы власти. Символы государства. 1 09.09 Рассказывать, используя географическую карту, о расположении нашей страны, её границах, морях, реках.
Показывать и называть крупные города РФ.
Рассказывать, что изображено на иллюстрациях
учебника.
Отвечать на вопросы учителя. 3 Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к Отечеству. 1 16.09 Извлекать из учебника необходимую информацию.
Рассказывать, что изображено на иллюстрациях
учебника.
Давать устные ответы.
Обсуждать материал темы.
Высказывать своё мнение, предположение.
Находить информацию о патриотах страны, использовать региональный компонент.
Обсуждать материалы видеопросмотра.
Участвовать в проектной работе.
4 Наше многонациональное государство 1 23.09 Извлекать из учебника необходимую информацию.
Соотносить текст и иллюстрации.
Кратко характеризовать культурные традиции народов нашей страны.
Выделять смысл эпиграфа, пословиц.
Обсуждать материалы темы.
Высказывать свое мнение, предположение.
Находить информацию о традициях и обычаях народов нашей страны, использовать региональный компонент.
Участвовать в проектной работе.
Представлять результат своей деятельности 5 Мозаика заданий (проверочный урок) 1 30.09 Уметь работать с иллюстративным материалом
учебника: извлекать информацию, объяснять, что
изображено на иллюстрациях, отвечать на вопросы,
сопоставлять текст и иллюстрации.
Уметь выделять главное в тексте.
Делать обобщение.
Составлять логический рассказ о событии, правильно употребляя ключевые слова темы. Основы традиционных религий России
Предметные результаты:
Учащиеся будут иметь представления:
• о религиях народов России;
• о возникновении религий народов России;
• о священных текстах религий народов России;
• об основных нравственных заповедях религий народов России;
• об основных праздниках разных религиозных конфессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;
• выбирать для выполнения определённой задачи справочную литературу, памятки;
• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;
• осуществлять само- и взаимопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;
оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;
• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
• понимать информацию, представленную в виде текста,
схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
• строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;
• собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся получат возможность научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению курса;
• осознание себя как гражданина многонационального государства;
• знание основ вероучений религий России;
• доброжелательное отношение к различным культурным
и религиозным традициям народов России.
Могут быть сформированы:
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
• осознанные нравственные ценности;
• осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям
6 Культура и религия. Возникновение религий. 1 07.10 Извлекать из учебника необходимую информацию.
Давать устные ответы, основываясь на иллюстративном ряде.
Отвечать на вопросы учителя по иллюстративномуматериалу.
Выделять смысл эпиграфа, пословиц.
Обсуждать материал темы.
Высказывать своё мнение, предположение.
Самостоятельно изучать тексты из вариативной части.
Рекомендовать прочитанные по теме книги. 7 Традиционные религии России. 1 14.10 Извлекать из учебника необходимую информацию.
Готовить рассказ по иллюстрациям.
Отвечать на вопросы учителя.
Выделять смысл эпиграфа, пословиц.
Обсуждать материал темы.
Высказывать своё мнение, предположение 8 Христианство. История возникновения, основы христианского учения. 1 21.10 Извлекать из учебника необходимую информацию.
Рассказывать, что изображено на иллюстрациях
учебника.
Отвечать на вопросы учителя по иллюстративномуматериалу.
Выделять смысл эпиграфа, пословиц.
Обсуждать материал темы.
Рассказывать на основе своего жизненного опыта.
Высказывать своё мнение, предположение Самостоятельно изучать тексты из вариативной части.
Рекомендовать прочитанные по теме книги 9 Храмы и монастыри, религиозные обряды, искусство 1 03.11 10 Христианские праздники. 1 11.11 11 Христианские конфессии России (католики, протестанты).
1 18.11 12 Ислам. История возникновения.1 25.11 Извлекать из учебника необходимую информацию.
Рассказывать, что изображено на иллюстрациях
учебника.
Отвечать на вопросы учителя.
Задавать вопросы учителю и своим сверстникам.
Выделять смысл эпиграфа, пословиц.
Обсуждать материал темы.
Высказывать своё мнение, предположение.
Самостоятельно изучать тексты из вариативнойчасти.
Анализировать пословицы. 13 Мечеть, минарет, религиозные обряды, искусство 1 02.12 14 Ислам в России 1 09.12 Извлекать из учебника необходимую информацию.
Готовить рассказ по иллюстрациям.
Отвечать на вопросы учителя.
Выделять смысл эпиграфа, пословиц.
Обсуждать материал темы.
Высказывать своё мнение, предположение 15 Праздники ислама. 1 16.12 16 Буддизм. История возникновения, основы буддийского учения. 1 23.12 Извлекать из учебника необходимую информацию.
Рассказывать, что изображено на иллюстрациях
учебника.
Отвечать на вопросы учителя.
Задавать вопросы учителю и своим сверстникам.
Выделять смысл эпиграфа, пословиц.
Обсуждать материал темы.
Высказывать своё мнение, предположение.
Самостоятельно изучать тексты из вариативнойчасти.
Анализировать пословицы. 17 Инструктаж по т/б и охране труда Храмы и обряды буддизма. Буддизм в России.
1 13.01 18 Мозаика заданий (проверочный урок) 1 20.01 Уметь работать со справочной литературой: словарями, энциклопедиями, альбомами по искусству и архитектуре. 19 Мозаика заданий (проверочный урок) 1 27.01 20 Защита проектов по теме: «Религиозные праздники» 1 03.02 Уметь выделять главное в тексте.
Делать обобщение.
Составлять логический рассказ о событии, правильно употребляя ключевые слова темы. Основы светской этики
Предметные результаты:
Учащиеся будут иметь представления:
• о семье, милосердии;
• о добре и зле;
• о чести и достоинстве;
• о труде и дружбе;
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;
• выбирать для выполнения определённой задачи справочную литературу, памятки;
• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;
• осуществлять само- и взаимопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;
оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;
• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
• понимать информацию, представленную в виде текста,
схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
• строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;
• собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся получат возможность научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению курса;
• осознание себя как гражданина многонационального государства;
• знание основ вероучений религий России;
• доброжелательное отношение к различным культурным
и религиозным традициям народов России.
Могут быть сформированы:
• устойчивый интерес к изучению курса;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
• осознанные нравственные ценности;
21 Светская этика и её значение в жизни человека. 1 10.02 Извлекать из учебника необходимую информацию.
Рассказывать, что изображено на иллюстрациях
учебника.
Отвечать на вопросы учителя.
Задавать вопросы учителю и своим сверстникам.
Выделять смысл эпиграфа, пословиц.
22 Семья, семейные ценности, традиции. Семейные праздники. 1 17.02 Обсуждать материал темы.
Высказывать своё мнение, предположение.
Самостоятельно изучать тексты из вариативной части.
Анализировать пословицы. 23 Милосердие. Проявление милосердия в обществе. 1 24.02 24 Добро и зло. Совесть. Моральная ответственность за своё поведение 1 02.03 Извлекать из учебника необходимую информацию.
Давать устные ответы по иллюстрациям учебника.
Отвечать на вопросы учителя.
Задавать вопросы учителю и своим сверстникам.
Выделять смысл эпиграфа, пословиц.
Обсуждать материал темы.
Высказывать своё мнение, предположение.
Самостоятельно изучать тексты из вариативной части.
Участвовать в проектнойработе.
Представлять результат своей деятельности.
Оценивать результат своей деятельности.
25 Свобода и ответственность. Оценка своего поведения.
1 09.03 26 Честь и достоинство. Кодекс чести.
1 16.03 27 Общение. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет 1 30.03 28 Дружба.. Роль дружбы в жизни человека 1 06.04 Извлекать из учебника необходимую информацию.
Отвечать на вопросы учителя по иллюстративномуматериалу.
Задавать вопросы учителю и своим сверстникам.
Самостоятельно изучать тексты из вариативной части.
Анализировать эпиграф и пословицы. 29 Труд. Нравственный труд. Творчество.
1 13.04 30 Мозаика заданий (проверочный урок) 1 20.04 Уметь работать со справочной литературой: словарями, энциклопедиями, альбомами по искусству и архитектуре. 31 Повторительно-обобщающий урок 1 27.04 Уметь работать со справочной литературой: словарями, энциклопедиями, альбомами по искусству и архитектуре.
Обсуждать материал темы.
Высказывать своё мнение, предположение.
32 Защита проектов.
1 04.05 33 Выполнение творческих работ
1 11.05 34 Экскурсия в музей села 1 18.05 Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№ Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Имеется в наличии % оснащенности
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1 Стандарт основного общего образования по православной культуре Д 1 100%
2 Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики». — М.: Астрель, 2012
Д 1 100%
3 Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Учебник. — М.: Астрель., 2012
Д 1 100%
4 Е.В.Саплина, А.И. Саплин. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: Астрель, 2012
Д 1 100%
5 Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой, издательство Просвещение Д 1 100%
6 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4класс : учебник для общеобразоват. учреждений Д 1 100%
Информационно-коммуникативные средства 7 Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики» 4-5 кл. Д 1 100%
Технические средства обучения 8 Мультимедийный компьютер Д 1 100%
9 Средства телекоммуникации Д 0 0%
10 Экран (на штативе или навесной) Д 1 100%
11 Принтер Д 1 100%
12 Сканер Д 0 0%
13 Телевизор Д 1 100%
14 Специализированная учебная мебель 15 Компьютерный стол Д 1 100%