План-конспект урока «Русский язык 4 класс» по теме три типа склонения имен су?ествител?ных «три типа

Тема: Три типа склонения имен существительных.
Урок русского языка в 4 классе.
Составила учитель начальных классов 1кв. категории
Гарипова Венера Ибрагимовна
Цели:
Учебно-познавательные: Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природе.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация, тренажер, электронная таблица, музыкальная физминутка
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 1.
(ответы детей).
-Ребята, я вам часто говорю, чтобы вы научились находить выход из любой ситуации.
- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.
2. Постановка учебной задачи.
На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.
Автобус едет по улице Лесная и по площади Свободы.
- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном падеже). Докажите. (вопрос ,предлог)

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
Нам предстоит сегодня ответить на уроке. Это и будет проблема нашего урока.

Изучение нового материала.
Вспомнить все о существительном
Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по числам, по родам, по падежам.

Слайд 2 . конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол, окно, степь
- Прочитайте слова. Что у них общего? (все слова-существительные в единственном числе)
- Разделите имена существительные на группы.Напишите в 3 столбика.
- По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду )
Слайд 3.Взаимопроверка.
Слайд 4.По каким признакам мы определяем склонение сущ-х ?
Слайд 5 .(стр.89 учебника) Памятка
1.определить род
2.выделить окончание существительного в И.п. ед.числа
3.по роду и по окончанию определить склонение
Слайд 6. Таблица «Три склонения имен существительных»
-ФИЗМИНУТКА (музыка и презентация).
Первичное закрепление.
---Работа с учебником (упр.169) работают у доски и в тетради.
-------Выполнение тренажера.--------
Слайд7. Определить тему урока.
Включение нового материала в систему знаний и повторение.



Слайд10 Определите склонение у имен сущ-х.
Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары.Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом. Приятно было слышать пение птиц и журчание ручья.
Проверка.
- Как вы определили склонение у существительных? Памятка на с .89
( поставили существительные в единственном числе, в именительном падеже)
Межпредметная связь. ( Включается фонограмма с голосами птиц)
- Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются? Как надо вести себя в лесу, на поляне?
Итог урока .Рефлексия деятельности.
- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).
Что нового узнали на уроке.
Домашнее задание. Упр168 и 171, выучить памятку на с.89 и с.91










15