Сборник заданий по индивидуальному обучению по истории I полугодие для учащихся 10 класса УКП № 8 при ФКУ ИК — 15

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»
Отделение учебно – консультационных пунктов
УКП № 8 при ФКУ ИК - 15














Сборник заданий
по индивидуальному обучению
по истории I полугодие
для учащихся 10 класса
УКП № 8 при ФКУ ИК - 15

(сентябрь – декабрь 2014 г.)















Ангарск 2014

Одобрено предметной
Комиссией ____________
Протокол № ____________
От «____»____________20 .г.
Председатель____________________

Рассмотрена и утверждена
на заседании
научно-методического
Совета АПК
Протокол №_____________
От « ____» __________ 20 г.
Зам. директора по НМР
______________________
Л.В. Ажеева
















Автор – составитель – Дмитриева Е.В.
Рецензент – Понятовская Е.В. , к.п.н., преподаватель ГБОУ СПО ИО АПК высшей категории.



Содержание

Введение

4

Задание на сентябрь

6

Задание на октябрь

8

Задание на ноябрь

10

Задание на декабрь

14

Литература

18

Приложение

19










ВВЕДЕНИЕ

В Ваших руках учебное пособие, которое поможет Вам успешно освоить курс истории «С древнейших времен до XVIII века».
Это учебное пособие содержит все учебные задания по истории, которые Вам нужно выполнить в I полугодии. Для выполнения заданий вам понадобиться учебник по истории
Вы сами можете определить, с какого задания вы начнете выполнять работу, сколько времени вы потратите на его выполнение.
Прежде чем приступить к работе, внимательно прочитайте рекомендации по выполнению заданий.
В задании №1 предлагается составить подробный развернутый план по теме. Для этого надо внимательно читать каждый абзац учебника, давая ему короткий заголовок,
например:
Тема «Русь под монголо-татарским игом»
Первое столкновение русско-половецкого войска с монголо-татарами отрядами на р. Калка в 1223 г.
Причины поражения русско-половецкого войска – несогласованность действия полководцев и политическая раздробленность Руси.
Поход войска под предводительством хана Батыя на Русь.
Борьба рязанского княжества с монголо-татарами.
Противостояние жителей г. Козельска («злого города») монголо-татарскому войску.
В задании №2 предлагается работа с историческими терминами, датами и событиями. Вам нужно записать в тетрадь предложенный термин, а затем в учебнике найти его объяснение, и выписать его в тетрадь напротив термина, например:
Венеды
- древнейшее название славянских племен. Немцы славян называли wenden, winden, а на финском языке и в настоящее время vtnaja означает «русский»

Если в задании №2 предлагается выполнить работу с историческими датами, то вам нужно выписать в тетрадь сначала дату, затем используя учебник найти, какое событие соответствует ей и записать данное историческое событие рядом с датой.
например:
945 г. – смерть князя Игоря.
Если вам предстоит работа с историческими событиями, то вначале вы выписываете событие в тетрадь, а потом по учебнику ищете дату и записываете её в тетрадь.
например:
Образование Киевского государства -882 г.
В задании №3 нужно определить имя исторической личности по его делам или событиям, в которых данная личность участвовала.
например:
Вопрос: Используя учебник, определите имя правителя Руси по историческим событиям: крещение, погосты и уроки, месть древлянам и т.д.

Ответ: Это деятельность княгине Ольги. Её имя я определил, потому что погосты и уроки ввела она. Кроме того она первая приняла крещение и отомстила древлянам за своего убитого мужа князя Игоря.

Кроме того, вы можете выполнить дополнительные творческие задания: составить кроссворд, нарисовать в тетради пять ребусов или составить родословное дерево князей.
например:

Кроссворд (10-15 слов)
Ребусы (более пяти ребусов)
Родословное дерево князей

Вопросы:
Князь, который стал править на Руси 862г.
Прозвище этого князя было «Мономах»

15.
Например:
Ответ: НОВГОРОД
(Как составить ребус?
На 1 рисунке костюм с биркой или ценником, значит он новый, две запитые показывают, сколько букв из данного слова нужно убрать. Остается НОВ.
На картинке 2 нарисован город. Соединив НОВ + город = НОВГОРОД. Город основанный Рюриком)
Родословное дерево русских князей от Рюрика до Игоря

13 EMBED PBrush 1415


Каждое выполнено Вами задание будет оценено баллами (см. таблицу «Ваши баллы и оценки по истории за I полугодие»). Чем больше вы набираете баллов, тем выше будет ваша оценка за I полугодие.
Я буду Вам благодарна, если после выполнения заданий за тот или иной месяц вы в тетради напишите свое мнение
Выполнив задания, я понял (узнал)__________________________
Я не смог выполнить задание, потому что (не понял, как надо выполнять задания и т.д.) ______________________________
В приложении Вы найдете много полезных советов, которые помогут Вам в учебе.
Если у Вас возникли трудности в выполнении заданий, то найдите время и обратитесь к учителю истории.
Очень надеюсь, что вы выполните все задания и добьетесь хороших успехов в учебе.
Удачи вам!


Ваши баллы по истории и оценка за I полугодие
(данную таблицу заполняет учитель)


Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Кол-во баллов
Оценка за 1 п/г

№ задания
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3



баллы за задания















Баллы за доп. творч. задания
















За задание №1 вы можете получить «2» балла, если выполняете правильно, «1» балл – если с ошибкой, «0» баллов – если не выполнили.
За задание №2 вы можете получить «4» балла, если выполняете правильно, «2» балл – если с ошибкой, «0» баллов – если не выполнили.
За задание №3 вы можете получить «6» баллов, если выполняете правильно, «3» балл – если с ошибкой, «0» баллов – если не выполнили.

За дополнительные творческие задания
№1 - кроссворд из 15 слов– 15 баллов
№2 - 5 ребусов – 10 баллов
№3 - родословное дерево – 10 баллов

Если вы набираете 150-165 баллов – за полугодие вы получаете оценку «5»
Если вы набираете 100-150 баллов – за полугодие вы получаете оценку «4»
Если вы набираете 82-100 баллов – за полугодие вы получаете оценку «3»


МЕСЯЦ
Сентябрь

ТЕМА
Славяне в древности. Древнерусское государство



источники для изучения (что необходимо изучить)
варианты заданий для самостоятельной работы
(ресурсы)
контрольное задание для проверки качества освоения содержания (выбор уровня)

& 1-2
Составьте развернутый план по теме: «Славяне в древности. Древнерусское государство» используя учебник.
Работа с историческими терминами и датами.
Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям.
Выполните задание №1, 2, 3 (см. Приложение 2)


Задание 1
Составьте развернутый план по теме «Славяне в древности. Древнерусское государство»

Цель:
Развивать познавательные компетенции - находить в учебнике достоверную информацию, необходимые для решения учебной задачи


Задание 2
Выпишите в тетрадь определения терминам по разделу «Славяне в древности. Древнерусское государство»

Цель:
Развивать познавательные и информационные компетенции - находить в учебнике достоверную информацию, необходимые для решения учебной задачи


Работа с историческими терминами
Используя учебник, дайте определение терминам: Анты, волхвы, вервь, вече, дружина, индоевропейская языковая семья, княжеская дружина, люди, подсечно-огненное земледелие, язычество

Работа с историческими датами

862год
862 – 879
945-962

882 год
897 – 912
912-945

907, 911 гг.
962-972



Задание 3
Используя учебник, определите имя князей по историческим событиям

Цель:
Развивать познавательные компетенции - анализировать (в том числе выделять главное) и обобщать, делать выводы.

Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям:
Н.М. Карамзин называл его «Александром Македонским нашей древней истории»;
Освободил Киев от дани хазарского каганата;
Своим врагам посылал послание «Иду на вы!»;
Воевал всю свою жизнь, погиб в бою;
Киевом управляла его матушка.
Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям:
религиозные реформы;
создал оборонительную систему на юге государства;
в его годы правления Нестор писал летопись «Повесть временных лет»;
принял крещение, как и его бабка.
Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям:
объединил два центра – Киев и Новгород;
взял под контроль речной путь от Балтики до Византии («из варяг в греки»);
объявил город Киев «матерью городов русских»; не относился к роду Рюриков

Мнение ученика


Выполнив задания, я понял ___________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

Я не смог выполнить задание, потому что ______________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

МЕСЯЦ
Октябрь

ТЕМА
Киевское государство
(от Ярослава Мудрого до политической раздробленности Руси)



источники для изучения (что необходимо изучить)
варианты заданий для самостоятельной работы
(ресурсы)
контрольное задание для проверки качества освоения содержания (выбор уровня)

& 3-4
Составьте развернутый план по теме: «Киевское государство» используя учебник.
Работа с историческими терминами и датами.
. Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям.
Выполните задание № 4,5,6 (см. Приложение 2)


Задание 1
Составьте развернутый план по теме «Киевское государство»

Цель:
Развивать познавательные компетенции - находить в учебнике достоверную информацию, необходимые для решения учебной задачи


Задание 2
Выпишите в тетрадь определения историческим терминам по разделу «Киевское государство»

Цель:
Развивать познавательные и информационные компетенции - находить в учебнике достоверную информацию, необходимые для решения учебной задачи


Работа с историческими терминами
Используя учебник, дайте определение терминам: Боярская Дума, кормление, местничество, поместье.

Работа с историческими датами и событиями

1113 г.

съезд князей г. Любиче

1125 гг.

правление Ярослава Мудрого


Задание 3
Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям

Цель:
Развивать познавательные компетенции - анализировать (в том числе выделять главное) и обобщать, делать выводы.

Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям:
Был князем в Новгороде, отказался платить дань своему отцу;
Одержал победу над Святополком Окаянным;
Разгромил печенегов, в результате их набеги на Киевскую Русь прекратились;
При нем было последнее столкновение с Византией;
Был женат на дочери шведского короля;
Поощрял династические браки своих детей. Был родственником французского, норвежского, венгерского, английского королей.
Написал «Русскую правду».
Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям:
Ходил «крестовым походом в степь» против половцев;
На Киевский престол был призван после смерти Святослава Изяславовича;
Написал «Поучение детям»;
Укрепил международные связи с Византией;
Приостановил процесс распада страны;
После его смерти Киевский престол занял его сын Мстислав.
При нем Русь стала одним из самых больших европейских государств.

Дополнительные творческие задания

Используя термины, имена князей и т.п. попробуй составить кроссворд из 15 слов.
2. Используя термины, имена князей и т.п. попробуйте нарисовать более пяти ребусов.
Используя полученные знания и учебную литературу, составьте родословное древо древнерусских князей от Рюрика до Владимира Мономаха, с датами их правления.

Мнение ученика

Выполнив задания, я понял ___________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Я не смог выполнить задание, потому что _______________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

МЕСЯЦ
Ноябрь

ТЕМА
Русь под монголо-татарским игом (от Александра Невского до Ивана III)



источники для изучения (что необходимо изучить)
варианты заданий для самостоятельной работы
(ресурсы)
контрольное задание для проверки качества освоения содержания (выбор уровня)

&& 9-20
Составьте развернутый план по теме: «Русь под монголо-татарским игом» используя учебник.
Работа с историческими терминами и датами.
. Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям.
Выполните задание № 7,8,9, 10 (см. Приложение 2)


Задание 1
Составьте развернутый план по теме «Русь под монголо-татарским игом»

Цель:
Развитие познавательных компетенций - находить в учебнике достоверную информацию, необходимых для решения учебной задачи


Задание 2
Выпишите в тетрадь определения терминам по разделу «Русь под монголо-татарским игом»

Цель:
Развивать познавательные и информационные компетенции - находить в учебнике достоверную информацию, необходимые для решения учебной задачи


Работа с историческими терминами
Используя учебник, дайте определение терминам: баскаки, ордынский выход, пожилое, приказы, хан, улус, ярлык.

Работа с историческими датами

Работа с историческими датами и событиями


1223 г.

z°Ледовое побоище

1237 -1238 гг.

Образование государства Золотая Орда

1240 г.

Княжение Александра Невского

сентябрь 1380 г.

Правление Иван III

1480 г.

Судебник Ивана III


Задание 3
Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям

Цель:
Развивать познавательные компетенции - анализировать (в том числе выделять главное) и обобщать, делать выводы.

Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям:
Использование драматической ситуации вокруг Твери в интересах Москвы Поучение в Орде ярлыка на великое Владимирское княжение
Проведение взвешенной политики компромиссов по отношению к Орде
Перенос кафедры митрополита Киевского из Владимира в Москву
Покупка в Орде ярлыков на другие княжества (в том числе выморочные) и их присоединение к Москве
Строительство деревянного московского Кремля
Походы московского войска на Новгород и Псков с целью подчинения северо-западных земель Москве
Использование средств от сбора дани (ордынского выхода) для увеличения экономической и политической мощи Московского княжества
Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям:
Сын Ярослава Всеволодовича;
В 1234 г. участвовал в своем первом походе против ливонских немцев;
На р. Нева одержал победу над шведами;
Ему принадлежат слова: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!»;
Одержал победу на Чудском озере;
Был сторонником сближения с Золотой Ордой;
Монгольские ханы уважали его за храбрость и смелость;
Современники считали его предателем;
Был канонизирован русской православной церковью.
Используя учебник, определите имя князя и его прозвище, название битвы по исторической карте:

Дополнительные творческие задания

Используя термины, имена князей и т.п. попробуй составить кроссворд.
Используя термины, имена князей и т.п. попробуйте нарисовать ребусы.
Используя полученные знания и учебную литературу, составьте родословное древо правления князей от Александра Невского до Ивана III, с указанием княжеств и датами их правления.

Мнение ученика

Выполнив задания, я понял ___________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

Я не смог выполнить задание, потому что _______________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

МЕСЯЦ
Декабрь

ТЕМА
Правление Ивана IV Грозного. Смутное время



источники для изучения (что необходимо изучить)
варианты заданий для самостоятельной работы
(ресурсы)
контрольное задание для проверки качества освоения содержания (выбор уровня)

& 21-25
Составьте развернутый план по теме: «Правление Ивана IV Грозного. Смутное время» используя учебник.
Работа с историческими терминами и датами.
Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям
Выполните задание №11-15 (см. Приложение 2)


Задание 1
Составьте развернутый план по теме «Правление Ивана IV Грозного. Смутное время»

Цель:
Развитие познавательных компетенций - находить в учебнике достоверную информацию, необходимых для решения учебной задачи


Задание 2
Выпишите в тетрадь определения терминам по разделу «Правление Ивана IV Грозного. Смутное время»

Цель:
Развивать познавательные и информационные компетенции - находить в учебнике достоверную информацию, необходимые для решения учебной задачи.


Работа с историческими терминами
Используя учебник, дайте определение терминам: опричнина, земщина, террор, Избранная рада, Земский собор, Стоглавый собор, Юрьев день.

Работа с историческими датами и событиями

1530-1584 гг.

Ливонская война

1550 г.

Присоединение Казанского ханства к Росси

1565 г.

Присоединение Астраханского ханства к Росси

1572 г.

Покорение Сибири


Работа с таблицей

Используя учебник, составьте таблицу исторических событий в хронологическом порядке «Смутное время в России»

Задание 3
Используя учебник, определите имя князя по историческим событиям

Цель:
Развивать познавательные компетенции - анализировать (в том числе выделять главное) и обобщать, делать выводы.




Используя учебник, определите имя исторической личности по историческим событиям:



Используя учебник, определите, что объединяет эти имена: А.Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. Курбский, М. Воротынский. Укажите, с какими событиями связаны эти личности?
Используя учебник, определите имена исторических личностей изображенных на картине И.Репина



Используя учебник, определите, к каким последствиям для России привело данное трагическое событие.


Дополнительные творческие задания

Используя термины, имена царей, исторических личностей и т.п. надо составь кроссворд
Используя термины, имена царей, исторических личностей и т.п. надо нарисовать ребусы
Используя полученные знания и учебную литературу, нужно составить родословное древо царей от Ивана III до Федора Ивановича, с датами их правления

Мнение ученика

Выполнив задания, я понял _______________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

Я не смог выполнить задание, потому что _______________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________


Приложение 1
контрольное задание для проверки качества освоения содержания

Выпишите в тетрадь неверное высказывание
после Олега киевским князем стал сын Рюрика Игорь

княгиня Ольга установила урок и погосты

князь Игорь погиб при сборе дани у племени полян

князь Владимир в 988 году принял крещение


Укажите в тетради имя князя по историческим событиям: Объединение Киева и Новгорода, провозглашение Киева центром Древнерусского государства, подписание первого договора с Византией.

Укажите в тетради кто из перечисленных личностей лишний:
князь Олег

князь Игорь

князь Владимир

князь Святослав


Выпишите в тетрадь порядок, по мере происхождения событий (цифрами от 1 до 4)
поход Олега на Киев

крещение Руси

призвание варягов

правление княгини Ольги


Дайте в тетради определение термину «волость»

Прочитайте текст из летописи «Повести временных лет»: «поставил на холме, за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам » Определите имя князя, который проводил данную реформу, даты его правления. Все это запишите в тетрадь.

Сопоставьте даты с историческими событиями и запишите их в тетрадь
Крещение Руси

·
 

·
907

Призвание варягов на Русь

·


·
945

Убийство князя Игоря

·


·
882

Поход кн. Олега на Царьград

·
 

·
988





Запишите в тетради последствие религиозной реформы Владимира Святославовича.
По картине В.Васнецова вспомните историческое событие, дату исторического события, назовите имена трех братьев. Запишите все это в тетрадь
Укажите в тетради, чем знамениты данные личности

Чингисхан (1155-1227 гг.)


Александр Невский (1221 – 1263 гг.)


Батый (1207/8 – 1255гг.)


Иван I Калита (? – 1340 гг.)


Дмитрий Иванович Донской (1350-1389 гг.)


Иван III (1440-1505 гг.)



Ответьте в тетради на вопрос: «Кто из этих личностей лишний и почему?» Федора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия II, Василия Шуйского, Лжедмитрия I.
Прочитайте высказывание «Отец! Если суждено мне здесь умереть, в земле вашей, прошу тебя, похорони меня по-царски, ибо я сын московского царя Ивана Васильевича, всея Руси самодержавца». Выполните следующие задания:
Укажите, кому могли принадлежать эти слова.
Укажите, царствовал ли этот человек.
Напишите все что вы знаете об этом человеке



Все ответы запишите в тетрадь. Посмотрите внимательно картину художника А.Д. Крившенко.



Выберете и запишите в тетради верные ответы:
На данной картине художник изобразил царствующую особу.
Данное событие произошло в XVII в
На картине изображен один из народных героев 1612 г.
Одним из последствием данного исторического события, было освобождение Москвы от польских захватчиков.


Выпишите в тетрадь неверное высказывание
Москву от поляков освободило первое народное ополчение

Лжедмитрия I убили заговорщики, во главе которых был В.Шуйский

М.В. Скопин–Шуйский был участником подавления восстания под руководством И.И. Болотникова

«Тушинский вор» - такое прозвище получил Лжедмитрий II.


Укажите в тетради историческую личность по следующим приметам: полководец, первое народное ополчение, народный герой, соратник К. Минина, руководитель второго народного ополчения.


Приложение 2
УЧИСЬ УЧИТЬСЯ

КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА
 
Прочтите название темы, заглавие параграфа и обдумайте его содержание, связь с ранее изученным учебным материалом.
Прочтите весь параграф. Убедитесь, что новые термины и выражения вам понятны. Рассмотрите прилагаемые к тексту иллюстрации и схемы, постарайтесь понять главное в них.
Выучите определения понятий, формулировки законов и правил, которые имеются в тексте. Подберите в учебнике или приведите свои примеры для их иллюстрации.
Составьте план прочитанного текста (устно или письменно). Обдумайте, в какой последовательности лучше пересказывать текст и как иллюстрировать свой ответ. Трудный текст прочитайте вновь, уясняя его по абзацам.
Перескажите текст мысленно или вслух в соответствии с намеченной последовательностью изложения, так вы лучше запомните и уясните учебный материал.
Проверьте, все ли задания в конце параграфа или темы вы можете выполнить. Непонятное слово выясните у товарищей или у преподавателя.
 
КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ИЛИ ПЛАН К ТЕКСТУ УЧЕБНИКА
Прочитайте параграф медленно по абзацу или смысловым частям текста.
Вычлените в прочитанном тексте существенное, для этого решите, как можно было бы озаглавить текст абзаца.
Перескажите существенную часть прочитанного текста своими словами.
Запишите кратко содержание текста. Писать следует чётко, аккуратно применяя общепринятые сокращения и обозначения. В конспект могут быть включены рисунки с поясняющими записями к ним, заменяющие текст схемы и таблицы, дополнительные примеры и выводы.
Познакомьтесь с заданиями в конце параграфа, и мысленно решите, готовы ли вы к их выполнению, что нужно ещё раз посмотреть в тексте или уточнить у учителя.
Конспект должен составлять примерно 1/5 часть прочитанного текста, лучше его размещать на развёрнутом двойном листе тетради тогда им будет удобно пользоваться. Конспектирование прочитанного текста, в конечном счете, экономит время, так как к некоторым текстам нам приходиться возвращаться несколько раз.

Как составить конспект
Очень часто мы сталкиваемся с заданием учителя - написать конспект параграфа учебника, но не все знают, как правильно это сделать.
Итак, для того чтобы написать конспект необходимо выполнить следующие пункты:
Основные принципы создания конспекта – это краткость, логичность, последовательность, простота восприятия.
Наиболее распространенным является свободный конспект. Это конспект, сочетающий в себе выписки, тезисы, цитаты, план. Это наиболее качественный вид конспекта. При удачном его написании вы легко восстановите в памяти содержание источника даже через большой промежуток времени.
Перед написанием конспекта прочтите текст целиком. Выделите в нем основные положения, понятия, идей, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте. Не нужно переписывать текст дословно. Постарайтесь перефразировать мысли более понятно, своими словами, подберите примеры, проведите перекомпоновку материала. Только после этого начинайте конспектировать.
Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в конспект для раскрытия каждого из них. Наиболее важные моменты можно процитировать. В конце сделайте обобщающие выводы, приведите примеры, факты.
Очень удобно в написании конспекта применять различные схемы. Они помогут наглядно показать взаимосвязи между частями текста. Для этого вам необходимо подобрать материал для составления схемы, выделить общие понятия. Далее раскройте суть понятия, подобрав ключевые слова или фразы. После чего логически сгруппируйте факты, установите связи между группами.
При создании конспекта важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства. Для этого делайте различные подчеркивания, выделение текста маркером, фломастером или другой пастой. Основные понятия, определения, формулы заключайте в рамки. Пишите текст разными шрифтами, используйте условные обозначения и сокращения

Литература
Данилов А.А. История России, с древнейших времен до XVII в.; учеб. для образов. учреждений / [А.А. Данилов, Д.Г. Косулина, М.Ю. Брант ] – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2007. – С. 383
 . Данилов А.А. История России, с древнейших времен до XVII века; учеб. для образов. учреждений / [А.А. Данилов, Д.Г. Косулина, М.Ю. Брант ] – 4-е изд. – М. : Просвещение.









13PAGE 15


13PAGE 142115






Root Entry