Консультация для педагогов Образовательная область Социально-коммуникативное развитие


«Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в ФГОС ДО»
(деловая игра)
Цель: помочь педагогам освоить ФГОС.
 
 
Предварительная подготовка:
1. Выставка в методическом кабинете «Изучаем ФГОС».
2. Изучение проекта «Федерального государственного образовательного стандарта ДО» по направлению «Социально-коммуникативное развитие»
3. Подготовка презентации «Осваиваем ФГОС: образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Ход игры:
Здравствуйте уважаемые коллеги! Наша сегодняшняя встреча посвящена изучению основных документов дошкольного образования
Основополагающим документом дошкольного образования сегодня является … (Федеральный государственных стандарт дошкольного образования)
Вспомните, почему встала необходимость разработки и принятия этого документа? (Утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с одновременной отменой федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации вызвано принятием Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, в котором, в говорится, что «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения». (статья 11))
Вставьте пропущенные слова:
ФГОС включает в себя требования к:
1) ………………………. основной образовательной Программы и ее объему
2) условиям …………………….. основной образовательной Программы
3) ……………………….. освоения основной образовательной Программы
(1 – структуре, 2 – реализации, 3 – результатам)
В чём отличие ФГОС от ФГТ? (в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к результатам основной образовательной программы)
Стандарт регламентирует, что содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих направлениях развития и образования детей (образовательных областях)…(физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие)А сегодня наша встреча посвящена образовательной области, которая направлена на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Какая образовательная область направлена на это? (Социально-коммуникативное развитие)
Как вы думаете, какие принципы дошкольного образования в большей мере учитывает содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»? (педагоги выбирают и аргументируют свои ответы)
Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором он становится активным в выборе содержания своего образования, при котором он становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования).
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Продержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Сотрудничество организации с семьёй.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Учёт этнокультурной ситуации развития детей
Вопрос:
Какие образовательные области по ФГТ будут объединены в ОО «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС ?(«Безопасность»,«Труд», «Социализация»
ФГОС ДО даёт нам конкретное содержание указанных образовательных областей, регламентирует виды деятельности, в которых оно может реализовываться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Вопрос:
Попробуйте определить в каких видах деятельности может реализовываться содержание ОО «Социально-коммуникативное развитие»?
В младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
В раннем возрасте (1 год-3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятия смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;Для детей дошкольного возраста (3года-8лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по всем образовательным областям…
Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам внимание при организации предметно-развивающей среды по «Социально-коммуникативному развитию».
Вопрос:
Попробуйте разъяснить требования стандарта к предметно-развивающей среде? (14, 15, 16, 17,18,19 слайды)
В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет, в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образовании, в том числе и «Социально-коммуникативного развития» ребенка.
Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики ребенка на следующих этапах… Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Социально-коммуникативным развитием» воспитанников.
20, 21, 22. – по слайдам
Мониторинг в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования, о чем в Стандарте четко прописано: … Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1.индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.
Вопрос: С какими образовательными областями Стандарта следует интегрировать «Социально-коммуникативное развитие» и почему?