РОЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ С ВЫСОКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ.


РОЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ С ВЫСОКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ.

О.А. Рихтер, преподаватель истории Казахстана.
КГКП Костанайский педагогический колледж,
ул.Быковского, 9, тел. 26-67-54
Наша задача – изменить отношение казахстанцев, в первую очередь молодёжи, к образованности, интеллекту, служению Родине и народу. Необходимо создать ядро национального интеллекта, сообщество эрудированных людей, способных конкурировать на международном уровне.
Н.А.Назарбаев
В динамичном современном мире, когда активно происходит переосмысление событий новейшей истории, большое внимание уделяется формированию общенациональной образовательной политики, первейшая задача которой- достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Процесс этот идёт и в России, и в Казахстане.
В условиях модернизации системы образования одной из самых актуальных задач, требующих сегодня своего решения, является подготовка педагогов новой формации, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в резко возрастающем потоке информации[1].
А особенностью педагогической деятельности является то, что одним из средств и условий её функционирования выступает личность самого педагога не как передаточного механизма, а активного автора содержания передаваемых ученику знаний. В педагогическом наследии великих учителей прошлого Ы.Алтынсарина, К.Д.Ушинского мы не раз встречаем мысль о том, что педагог - это прежде всего учитель - гуманист, любящий детей и свою профессию, специалист, глубоко знающий свой предмет, что только личность может действовать на развитие и определение личности. Профессионализм учителя проявляется в том, как он находит контакт и нужный тон общения с учащимися, как умеет организовать самостоятельную работу детей, создать креативную атмосферу на уроке.
Являясь преподавателем истории Казахстана, прекрасно понимаю: знание истории своей страны и народов, её населяющих, порождает чувство исторической преемственности, исторических корней, причастности к родной земле, ощущение общности судеб народов, живущих на ней многие годы и века. Конечная цель учителя истории заключается в том, чтобы воспитать молодое поколение в духе социальной активности, ответственности, добросовестного отношения к делу, толерантности, любви к истории и культуре своего народа, то есть сформировать основные гражданские компетенции. Убеждена, что необходимо сочетать патриотические чувства учащихся к истории своего народа и страны с уважением к жизни и культуре других народов, прививать понимание того, что история казахского народа - часть всемирной истории и общемировой цивилизации. По мнению Лидера Нации, «…толерантность – это не вседозволенность, как думают некоторые… это нравственная норма нашего общества, которую мы будем укреплять, оберегать и воспитывать во всех поколениях»[1].
Современный урок истории - это взгляд на свое прошлое со стороны.
В условиях современного многополярного мира историческое пространство на уроке должно использоваться не как данность для запоминания и воспроизведения, а как средство для развития мышления учащихся. Предмет истории имеет многофункциональные возможности, которые, несомненно, надо использовать:
познавательные (получение фактических знаний),
аксеологические (формирование умений правильно оценивать мир и самого себя в нем),
воспитательные (формирование цельной развитой личности), праксеологические (формирование умений правильно действовать в мире),
гуманистические (формирование человечного отношения к окружающим).[5] Все эти функции в комплексе способствуют формированию личности, обладающей не только интеллектуальным потенциалом, но и социально - культурными качествами и ориентирами.
Изучение истории своей страны, своих предков помогает выработке активной гражданской позиции, самостоятельности мышления, воспитанию терпимости, самоуважения, ответственности у молодого поколения. Кроме того, приобретаемые знания должны использоваться в реальной жизни, находить свое отражение в действиях и поступках человека - гражданина. Уроки истории тогда носят воспитывающий характер, когда на них происходит поиск истины, свободное обсуждение исторических событий и явлений, вырабатывается личностный подход к этим событиям.
Несомненно, полиэтнический состав населения Казахстана как ничто другое способствует реализации следующих направлений учебно-воспитательной работы образовательной системы Республики Казахстан:
правовое образование, формирующее высокую правовую культуру и правовое сознание,
гражданское образование, опирающееся на концепцию гуманитарного образования.[2]
Безусловно, именно уроки истории и обществознания помогают реализовать эти направления. Ежедневно осуществляем эти задачи на своих уроках мы, учителя, способствуя в меру своих сил формированию нового типа личности, в руках которой, образно говоря, находится будущее страны. Концепция этнокультурного образования ставит перед нами задачу воспитания поликультурной личности - индивида, ориентированного через свою культуру на другие и обладающего целым рядом интеллектуальных и социально - культурных качеств и ориентиров:
- целостным мировоззрением,
- развитым лингвистическим сознанием,
- рельефным историческим сознанием,
- выраженным географическим сознанием,
- ярким художественно-эстетическим сознанием,
-правовым сознанием, формируемым всей практикой соблюдения и применения в государстве Конституции и других законов. [6]
Важнейшим фактором современного урока истории является мастерство учителя, его способность ставить перед учениками задачи, значимые для них, интересные им; только при этом условии учебная деятельность перестанет быть чем-то навязанным и обретёт естественность, органичность. Сделать это нелегко, необходимо постоянно работать над собой.
Много трудностей стоит перед учителем истории Казахстана в плане содержания преподавания, ведь отечественная историческая наука сейчас носит скорее фактологический характер, далёкий от самой философии истории, поэтому момент оценивания, да и методический подход находятся в компетенции самого учителя.
Считаю, что в уроке должно присутствовать не только большое количество нового фактического материала (хотя это его обогащает), но и глобальная идея, проблемная задача, заключительный вывод и обязательно учительская позиция, которая во многом определяет настрой учащихся. Например, на уроке по теме «Депортация народов в Казахстан и этнодемографические процессы конца 1930-х –начала 1960-х гг.» учитель может сделать следующий итоговый вывод:
«Таким образом, мы рассмотрели этнодемографические процессы в Казахстане с конца 19 века и до начала 60-х годов 20 века и видим, как активно они способствовали созданию полиэтнического общества Казахстана. С одной стороны, наличие обширных территорий, богатых земель и ресурсов способствовало активному переселению людей из соседних регионов в Казахстан, к тому же этот процесс помог культурному и экономическому развитию края, то есть исторически он был оправдан. С другой стороны, налицо был политический расчёт власти: царской - закрепиться на окраинах империи, иметь опору в лице переселенцев, пользоваться ресурсами края, советской - также использовать обширные просторы, земли и ресурсы Казахстана для собственной выгоды. Уменьшение численности казахского населения в ходе голода, насильственной коллективизации, репрессий и снижение его доли в ходе депортаций и целинной эпопеи, политика русификации, превращение Казахстана в край лагерей стали неотъемлемой частью тоталитарно- казарменного режима. Политический расчёт власти состоял и в том, что в 40- 50-е гг. идея слияния наций и народностей, создания единой общности - советского народа - была особенно популярна. Но такова наша история. И если бы не она, мы не жили бы сейчас в полиэтническом государстве, где мирно сосуществуют более 130 наций и народностей, где есть прекрасная возможность всем национальным культурам взаимодействовать и перенимать друг у друга всё самое лучшее, тем самым обогащаясь и становясь полиэтнокультурными».
Учитель должен давать возможность высказать учащимся свою точку зрения по тому или иному поводу, должен умело вовлекать их в дискуссию и ненавязчиво направлять их мысли в соответствии с фактами; учить сопоставлять, сравнивать, пользоваться аргументацией и понятиями. К примеру, урок-дискуссию по теме «Декабрьские события 1986 года в Казахстан: причины, характер, следствие», на котором состоялось столкновение двух точек зрения на проблему – демократической и авторитарной, - логично завершить такими словами учителя:
«Благодарю всех участников дискуссии. Мне кажется верным, что мы посмотрели на это важное событие национальной истории с разных точек зрения. Только в споре может родиться истина. Убедительнее сегодня прозвучали выступления демократов. Они опирались на выводы авторитетной комиссии под руководством народного депутата СССР Мухтара Шаханова, которая, по словам Д.А. Кунаева, «внесла полную ясность в декабрьские события и положила конец разным слухам и кривотолкам». Демократия не терпит категоричных оценок. 25 лет назад представители казахской молодежи всего лишь воспользовались своим правом на свободное выражение гражданской и политической позиции. Но власть попыталась лишить их этого права, задушить стремление молодежи к правде, справедливости, поиску собственного пути развития для своей родины. Хочу завершить наш урок словами Президента независимого Казахстана, Лидера Нации Н.А. Назарбаева, по инициативе которого Дни независимости отмечаются именно 16 -18 декабря, в память о тех событиях, а Закон «О независимости Республики Казахстан» был подписан им 16 декабря 1991 года. По словам нашего Президента, «…казахстанский путь, поддержанный подавляющим большинством населения, - не слепое копирование схемы, а попытки поиска своего собственного пути. При этом главный принцип, из которого мы исходим во всех начинаниях, - демократия в крови и хаосе нам не нужна и даром. Основа нашей демократии – политическая, социальная и межнациональная стабильность.»[4]. И 22 года нашей независимости доказали верность этого пути».
Обеспечение неотъемлемого права учителя самостоятельно выбирать формы и приемы своей деятельности, равно как и уважение к его личности, и сотрудничество педагога и учащегося являются частью процесса гуманизации. В контексте этого наиболее эффективно на уроках истории Казахстана применение таких методов, как творчески-проблемный и метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие. Именно они способствуют формированию в молодых людях основных гражданских компетенций.
Убеждена, что только мастерство учителя, его грамотность и профессионализм, его умение проводить уроки, основанные на взаимодействии с учениками, его твердая гражданская и учительская позиция могут помочь в деле формирования поликультурной личности - личности будущего, которая сохранит свою культурную идентичность и освоит достижения и ценности мировой цивилизации. Именно такие образованные и компетентные люди востребованы не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому вся система казахстанского образования должна соответствовать международным стандартам. Но главное - необходимо повышать престиж профессии учителя и его профессиональную подготовку. Ведь именно учитель является основой всей образовательной системы, именно он воспитывает новое поколение, как писал академик Д.Лихачёв, «личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру»[8].

Список литературы.
1.Н.Назарбаев «Стратегия «Казахстан- 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (2013)
2. Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан. 2000г.
3.Б.Кадырбаев « Межэтническое взаимодействие и интеграция», «Мысль» №1 2004г.
4. А.Бекторов «Общественное согласие - ключ к прогрессу», «Мысль» №6 2004 г
5.М.Изотов «Проблемы патриотического воспитания народа в процессе формирования общеказахстанской национальной идеи», «Этнопедагогика в системе образования» №5-6 2008 г.
6.Г.Сейтахметова, Р.Бейсенбиева «Поликультурная личность будущего специалиста послесреднего и вузовского образования», «Бiлiм- образование» №3 2011г.
7.Г.А.Куламбаева «Этнотолерантное воспитание как стержень нравственно-
духовного развития личности», «Открытая школа» №1 2012г.
8. Г.Д. Баубекова «Духовно-нравственное воспитание личности в процессе
диалога культур»,«Бiлiм- образование» №5-6 2011г.
9.М.Юнусова «Этнокультурное образование школьников -основа формирования
поликультурной личности», «Этнопедагогика в системе образования» №3 2009г.
10.М.Юнусова «Концептуальные основы воспитания поликультурной личности школьников», «Этнопедагогика в системе образования» №№5-6 2009 г.