Конспект НОД по развитию математических представлений для детей старшей группы «В поисках сокровищ капитана Флинта»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана
«Центр развития ребенка – детский сад «Василёк»









Конспект НОД по развитию математических представлений
для детей старшей группы


«В поисках сокровищ капитана Флинта»
















Автор:
Белоусова Ольга Александрова
Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад
«Василек»




Тема: В поисках сокровищ капитана Флинта.

Задачи:
- уточнить знания детей о геометрических фигурах (четырехугольники);
-закреплять названия дней недели их последовательность; прямой и обратный счет от 0 до10; представление о пространственных отношениях (справа, слева, сзади, спереди); знания о составе числа из двух меньших в пределах пяти;
-активизировать и обогащать словарь детей;
-развивать логическое мышление, память, фантазию, конструктивные способности;
-воспитывать желание высказать свою точку зрения, умение выслушивать друг друга, не перебивая.
Словарная работа: сокровища, пробоина, палуба, медуза, кок, вахтенный журнал, абордаж.
Материалы к занятию: демонстрационный корабль, календарь, фонограмма (шум моря, веселой музыки ), вахтенный журнал с вопросами о днях недели, карточки г/ф по количеству детей (медузы), стрелки - указатели, набор цифр, сундук с украшениями, замок, простые карандаши, листочки с примерами.
Ход занятия:
Воспитатель и дети заходят в группу.
Воспитатель: Организационный момент. (прямой и обратный счет, проговаривание с движениями)
Воспитатель: «Ребята, вы любите читать рассказы и смотреть фильмы про отважных моряков, коварных пиратов, про поиски кладов?».
(ответы детей)
Воспитатель: «Вот сегодня мы с вами и отправимся в волнующее путешествие, будем искать сокровища, которые спрятал капитан Флинт. Это будет морское путешествие. Согласны? (ответы детей). А на чем отправимся в путешествие?».(ответы детей). Конечно же, на корабле.
Воспитатель: «Ой! Ребята, оказывается, морские разбойники-пираты совершенно не хотят, чтобы мы отыскали сокровища. Они решили нам помешать отправиться в путь и сделали пробоины в корабле. Видите, конвертики лежат рядом с кораблем, ребята, нам с вами нужно залатать пробоины, если мы правильно все сделаем, то сможем отправиться в путь».
Д/и «Собери фигуру».
(дети собирают разрезные карточки г/ф, работают парами)
Вопросы к детям:
-Какой формы пробоина у вас Саша, Кирилл? (ответы детей)
-Сколько пробоин в корабле? Давайте посчитаем вместе. ( одна пробоина, две пробоины)
Воспитатель: «Молодцы! Вот теперь, можно занимать места на корабле. Итак, мы - команда, и все сейчас построимся на палубе. А капитаном будет тот, кто первый ответит мне на вопрос: Сколько хвостов у семи коров? (ответы детей)
Саша - капитан, а мы с вами все будем матросами. Саша, пойдет и встанет на середину палубы, встанет перед Сашей Даша, справа от Даши, встанет Кирилл, сзади Кирилла встанет Костя, слева от Кости встанет Андрей».
Воспитатель: «Молодцы! Присаживайтесь, ребята, чтобы узнать, сколько дней мы будем в пути нам надо решить вот такую задачку».
Задача: это число, ребята больше 4, но меньше 6. (ответы детей)
Мы решили, что в пути будем пять дней, но интересно, а какой это будет день недели? Посмотрите, вот у нас есть календарь.
Вопросы детям:
-Какой сегодня день недели? (ответы детей) - среда.
-Мы знаем, что в пути будем пять дней. Посчитайте и скажите, в какой день недели мы будем на месте? (ответы детей) - понедельник.
-А если бы мы плыли шесть дней, то в какой день недели мы бы прибыли на место? (ответы детей) – вторник.
Воспитатель: «Молодцы! Мы будем стараться попасть на остров сокровищ вовремя в (понедельник).
(фонограмма шум моря)
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, как красиво вокруг, как блестит море, белыми барашками пробегают ласковые волны. А сколько разных животных в море!
Кого можно встретить в море? (ответы детей).
А вот в веселом хороводе танцуют медузы, все они разной формы. Давайте подплывем поближе и вместе с медузами под музыку поплывем по кругу, как только музыка закончится, вы остановитесь, возьмете по одной медузе, рассмотрите, посчитаете ее уголки, и назовете, на какую геометрическую фигуру походит ваша медуза.
( под веселую музыку дети играют 2-3 раза)
Воспитатель: « А сейчас занимайте места на корабле, наше путешествие продолжается. Капитан корабля всегда ведет вахтенный журнал . Он записывает в него, все, что происходит во время плавания . Давайте заглянем в этот журнал.
«На следующий день после отплытия команда встретила семью дельфинов».
-«Ребята, какой это был день недели, если мы отправились в среду? (ответы детей) – четверг. Правильно!
«Корабельный повар - КОК хотел побаловать команду замечательным борщом в (четверг ),потом решил это сделать на один день позже. Когда команда отведала борщ? (ответы детей) - пятница.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите впереди пиратский корабль. Пираты не хотят, чтобы мы нашли клад. Вот - вот нападут на нас, они уже готовятся к абордажу! Надо спасаться!
У нас на палубе есть пушка. Чтобы поразить пиратский корабль надо сделать 2 залпа. Нам попались очень хитрые пираты и надо заряжать математические ядра. Надо найти 2 ядра с такими числами, чтобы эти числа вместе образовали число5.
-Скажите, из каких двух чисел можно получить число5? (ответы детей). Правильно, а сейчас из ряда чисел возьмите те два числа, из которых образовали число пять, и зарядим пушку. Работайте.
Вопросы детям:
-Саша, какие ты взял числа? (ответ)
-Как составил число5 Кирилл? (ответ)
-Андрей, как образовал число5? (ответ)
Воспитатель: Вот сколько метких попаданий! Молодцы! Пираты повержены, путь свободен . Ура !! Можно плыть за сокровищами дальше.
(фонограмма шум моря)
Воспитатель: В нашей команде есть очень веселый матрос, он для вас приготовил загадку.
(ребенок загадывает загадку).
« В яму, которую выкопал капитан Флинт, сначала упало два пирата, потом еще один, а затем тигр-людоед. Сколько пиратов сидит теперь в яме?».
Ответ: Ни одного, всех съел тигр-людоед.
Воспитатель: « Ну, вот так быстро и весело мы преодолели последние мили пути. Видите пустынный остров? На нем и зарыты сокровища, корабль причалил к берегу. Высаживайтесь, давайте осмотрим остров? Как вы думаете, где нам искать клад? Что может нам помочь?
(дети обращают внимание на стрелки, которые ведут к большому замку.)
Воспитатель: «Ребята, а вот чтобы открыть замок нам с вами надо решить примеры и записать ответы. Ответы и будут кодом для открытия замка. (Дети проходят за столы и решают примеры).
(звучит музыка, воспитатель достает сундук, в котором лежат украшения).
Воспитатель: Какой тяжелый сундук! Ребята, сокровища найдены, можно, не теряя минуты, отправляться в обратный путь. Занимайте места на корабле.
(фонограмма шум моря)
Воспитатель: « Ребята, вам понравилось путешествовать по морю? (ответ) . Мне тоже показалось путешествие очень интересным и захватывающим. Сегодня я убедилась, что вы все смелые моряки, много знаете и умеете. Молодцы!
-А вот и родные берега, бросаем якорь, путешествие окончилось. Сейчас мы в нашей группе, и сможем хорошо рассмотреть, какие же сокровища спрятал на пустынном острове капитан Флинт.