Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений Сокровища пирата Флинта (6-7 лет0

Образовательная ситуация
(Интеграция образовательных областей: «Познание», «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально – коммуникативное»)

Тип ситуации: «Открытие» нового знания.
Тема: « Сокровища пирата Флинта»
Педагог: Юдина М.А. первая квалификационная категория МДОУ № 139.
Основная цель: «Формирование представлений о составе числа 7 из двух меньших чисел».
Задачи:
образовательные:
сформировать элементарные математические представления:
- состав числа 7 из двух меньших.
-Закрепить представление о составе числа 6..

развивающие:
содействовать развитию
- мыслительных операций: сравнения, анализа;
- зрительного внимания и восприятия;
- качеств личности: любознательности, настойчивости.
формировать умение устанавливать простейшие причинно– следственные связи, делать выводы; необходимые знания и умения.

воспитательные:
содействовать развитию у детей
-взаимовыручки, доброжелательности;
содействовать развитию чувства удовлетворения от результатов совместной работы;
содействовать развитию активности и самостоятельности в познавательной деятельности.

Материалы к занятию.
Раздаточный:
1.Числовая ось с не проставленными цифрами.
2. Кораблики, с не проставленными вариантами значков состава числа 6.
3. Прозрачные кошелечки и наборы камешков двух цветов. 4.Набор цифр: 0, 1, 2 ,3, 4, 5 ,6, 7 .

Демонстрационный материал:
Письмо старого пирата, карта, сундук, медали, записка пиратов.
Предварительная работа.
Организация систематической работы по ЭМП.
Работа с числовой осью.
3.Знакомство с составом числа 6 из двух меньших.
4. Решение примеров.
5.Формирование навыка работы в паре.

Ход образовательной ситуации.
Введение в игровую ситуацию.
(хочу – могу - надо)

Цель: создание интересной мотивации к деятельности.

Требования:
- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Дети с педагогом входят в зал. – Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам, давайте поздороваемся с ними.
Дети подходят к гостям, здороваются с ними, называют свои имена.
– Ребята, а теперь улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки меня всегда радуют и поднимают настроение. Скажите, вы хотели бы отправиться в путешествие. Не в простое путешествие, а в путешествие за сокровищами. (Да хотим).
-А вы знаете, где спрятаны сокровища? (Нет, не знаем).
-А я знаю, потому что у меня есть карта и письмо, которое прислал один пират.
-“Ребята! Я старый пират – Флинт, спрятал клад в сундуке. Без этого клада в школу вас не возьмут. Тысяча чертей, вы должны отыскать его. Вам предстоит трудная дорога по морям и океанам. Попутного вам ветра и семь футов под килем”.
/Флинт/.
-Вы хотите отыскать сокровища старого пирата? (Да, мы хотим).
-Мы сможем это сделать? ( Да, сможем.), (Можно попробовать.).
-Почему вы думаете, что сможете? (Потому что, мы любознательные.), (Мы не боимся трудностей.), (Мы смелые.), (Мы находчивые.).
-Ребята, давайте посмотрим карту. На карте сокровища обозначены знаком. ( Показывает).
Чтобы до них добраться, нужно пересечь несколько островов. Но острова не простые, они с математическими заданиями.
- Вы сможете правильно выполнить все математические задания Пирата? (Да, сможем.) (Мы постараемся.)
- Почему вы так решили? (Мы умеем считать.) (Мы занимаемся математикой.) (Мы многое знаем по математике), (Мы знаем цифры).
-Ребята, на чем можно отправиться в морское путешествие за сокровищами старого пирата? (На корабле.), (На яхте), (На лодке).
-На чем безопасней? (На корабле).

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель: выделение важных знаний у детей необходимых для открытия нового знания.
Требования:
актуализация изученных способов действий и
знаний, достаточных для построения нового знания.
- тренировка соответствующих мыслительных операций.

Упражнение: “Засели цифры на числовую ось”.
-Давайте определим курс, по которому мы с вами поплывем за сокровищами. ( Дети садятся за столы).
Возьмите числовую ось, в виде корабля и давайте заселим туда цифры: 1, 7, 5, 2, 4, 8, 3, 10, 6.

Вот мы и определили курс.
-Ну что, отправляемся на корабле в путешествие за сокровищами пирата Флинта? (Да).

Речь с движениями: “Корабль”.

“Мы теперь плывем по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай,
И дельфинов догоняй”.
Плывем, по курсу на остров. (Смотрят на карту). Что бы попасть на остров, нужно выполнить задание:
Упражнение: “1-2-3 быстро говори”.
(Дети стоят перед мольбертом с числовой осью, с проставленными цифрами).
-Назовите цифры в прямом порядке от 2 до 6. (2, 3, 4, 5, 6).
-Назовите число, которое меньше 6 на 1. (5).
-Назовите соседей числа 5. (4, 6)
-Назовите цифры в обратном порядке от 6 до 0.(6, 5, 4, 3, 2, 1, 0)
-Я загадала число, оно больше 3, но меньше 5.(4).
-Назовите число, которое больше 5 на 1.(6).
-Назовите соседей числа 3. (2, 4).
-Назовите число, которое, больше 4 на 2. (6).
-Что можно сказать о числе 6. (6 больше 5 на 1).
Подитог:
-Ребята, вы молодцы, задание выполнили правильно. Вам удалось попасть на остров. ( Дети оказываются на острове в виде шестерки).
-На этом острове мы не одни. Здесь племя индейцев. Они приготовили для вас математическое задание.

Упражнение: “Составь число 6 разными способами”.
Индейцы приготовили задания разной сложности. Выберите себе кораблик с заданием, которое вы сможете сделать. И выполните его. (Дети садятся за стол. Стол оформлен в виде шестерки).

Подитог.
А как вы думаете почему, вы справились с заданиями? (Мы знаем состав числа 6.), ( Умеем составлять число 6 разными способами).

Ребята, я слышу сигнал SOS. Смотрите, впереди корабль, он налетел на рифы и произошло кораблекрушение. Поможем спасти корабль? (Да, нам нужно спешить.),
( Мы должны помочь.), (Мы не можем оставить их в беде).

Упражнение: ” Собери корабль”.
-Ребята, нужно собрать пазлы корабля, но подойдут только те части, которые составляют число 6.
(Детям предлагаются варианты: 2+4, 4-2, 1+5, 4+1, 6+0, 4+2, 2+2, 3+2.)
(Дети собирают корабль на полу, работая группой.)


Ребята, скажите какие пазлы подошли к тонущему кораблю? (Те, которые составляют число 6).
Вы спасли тонущий корабль.


3. Затруднение в игровой ситуации

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:
создание ситуации затруднения;
фиксация в речи причины затруднения.

Плывем дальше. Нам нужно перебраться на следующий остров. Речь с движениями: “Корабль”.

“Мы теперь плывем по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай,
И дельфинов догоняй”.
(Дети попадают на остров в виде цифры семь).
- На этом острове живут четыре пирата. Пираты всегда ссорятся, потому что не могут поделить драгоценности. Каждый уже в свой кошелек положил драгоценности. Но для того, чтобы они не ссорились драгоценностей должно быть поровну. Дети, подумайте, сможете ли вы им помочь?


4. Открытие нового знания

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:
-организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
- фиксация нового знания в речи и знаково;
- создание ситуации успеха.

Давайте посмотрим в их прозрачные кошельки и попробуем поделить драгоценности между пиратами. Предлагаю работать парами.



-Как вы разделили драгоценности?
-(Мы к 1 добавили 6).
-(Мы к 2 добавили 5)
-(Мы к 3 добавили 4).
-(А мы добавили 7).
-Поскольку вы разделили драгоценностей? (По семь).
-Почему вы думаете, что их должно быть по семь? (Потому что, мы на острове цифры семь).

Пираты очень рады, что вы помогли им поделить драгоценности .


5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования:
соответствие используемых игр цели занятия;
индивидуальные затруднения в играх;
ситуация успеха в совместной деятельности.

Ребята, мы добрались до сундука с сокровищами. (Смотрят карту). (Дети видят сундук).
-Сундук откроется только тогда, когда мы подберем код. Код состоит из двух меньших чисел, из которых состоит число 7. Подберите варианты кода к замку. Возьмите карточки с цифрами и выберите себе пару. Составьте число 7 из двух меньших. (2 5; 1 6; 3 4; 0 7).
-Давайте проверим, подойдет ли код? Замок открылся. Ой, да здесь записка от пиратов:
- Ребята, вы нашли сокровища. Сокровища – это знания, которые вы сегодня показали. Знания помогли вам преодолеть все препятствия и трудности. Эти знания вам пригодятся в школе. Как хорошо много знать! За ваши старания мы приготовили для вас призы - это медали:
“ Знатоки математики”. (Детям надевают медальки).

-Нам пора возвращаться в детский сад

Речь с движением «Корабль».
“Мы теперь плывем по морю,
И резвимся на просторе.
Веселее загребай,
И дельфинов догоняй”.
5.И т о г .

Цель: Организация рефлексии и самооценки деятельности.

Требования:
организация анализа детской цели;
фиксация нового знания в речи;
определение выполнения взрослой цели.

-Вот мы и в детском саду.
- Где мы сегодня были? ( Мы путешествовали по морям и океанам.).
- Для чего мы отправились в морское путешествие? ( Для того, чтобы найти сокровища старого пирата.)
- Вы нашли сокровища пирата Флинта? ( Мы нашли сокровища.)
-Как вам это удалось? (Мы прошли все препятствия), (Мы выполняли математические задания),
- Какие задания вы выполняли? (Мы помогли тонущему кораблю ), (Мы определили курс), (Мы помогли пиратам разделить драгоценности), (Мы искали код к замку).
- Что было трудного? ( Когда мы делили драгоценности ). (Трудно было найти код.).
-Что же это были за сокровища? ( Это были знания).
- Где вам могут пригодиться эти знания? (В школе.),(На математических олимпиадах).
- Сегодня вы показали очень важные знания, они обязательно пригодятся вам в школе. Вы были внимательные, помогали друг другу. Старались все выполнить правильно, и у вас все получилось. Мне очень приятно, что у вас получается самостоятельно узнать что – то новое!

Подойдите к гостям и попрощайтесь с ними.
Дети подходят к гостям прощаются с ними, выходят.











13PAGE 15


13PAGE 14415





15