Особенности санитарно-гигиенического воспитания учащихся проживающих в интернате


Особенности санитарно-гигиенического воспитания учащихся проживающих в инетернате
Культурно-гигиенические навыки в детском доме
Одним из направлений в работе с детьми в детском доме является освоение культурно-гигиенических навыков Воспитанники имеют проблемы в интеллектуальном и психическом развитии. Им свойственны: недоразвитие познавательных процессов, проблемы в эмоционально-волевой сфере, общее личностное недоразвитие, отсутствие долговременной памяти. Такие дети испытывают особые трудности в общении, у них плохо развита речь, они не умеют правильно использовать коммуникативные средства передачи информации, затрудняются правильно передавать свои знания, неадекватно оценивают себя и окружающих, они не умеют применять полученные знания на практике.
Учитывая все эти проблемы, а также недостаток специальных программ и методических разработок, возникает необходимость создания собственных образовательно-воспитательных программ, корректирующих психофизиологические особенности воспитанников. Проект программы ориентирован на работу с детьми младшего школьного возраста.
Самая главная цель в работе с нашими детьми – это социально-бытовая адаптация. Это то, к чему мы стремимся, это то, с чем мы должны выпустить воспитанников в жизнь Особенности работы с детьми по социально- бытовой адаптации проявляются в необходимости коррекции дефектов развития данной категории детей. Решение этой задачи осуществляется особыми приемами и методами разностороннего воспитательного воздействия. Основной задачей воспитателя является целостный процесс становления личности ребенка, подготовка его самостоятельной жизни и труду.
Эффективность воспитательной работы можно определить следующим образом:
Развитие природных задатков, особенностей ребёнка
Коррекция познавательных интересов (внимания, памяти, восприятия) и речевых процессов.
Развитие эмоционально-образной и волевой сфер.
Развитие знаний, умений и навыков в социально - бытовой сфере.
В процессе работы по привитию и закреплению культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать методики, корректирующие указанные недостатки детей с проблемами в развитии.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
В детском доме для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
ФОРМИРОВАНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Гигиеническое воспитание детей
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения
зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Дети младшего школьного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от детей точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.
Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В младшем школьном возрасте большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, психологом, логопедом, медиком, работниками дополнительного образования. Обязанность воспитателя – постоянно закреплять гигиенические навыки, сформированные у ребенка. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдалиМетодика формирования культуры поведения в младшем школьном возрасте
Одна из задач воспитания детей - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети, вновь пришедшие в детский дом, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Создание предпосылок культурного поведения ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма.
Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в группе.
Важной задачей в работе с детьми является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей, стремление к самостоятельности.
На протяжении жизни ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Повторяясь многократно в различных режимах такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание и т.д., доставляют ребенку радость, дети осваивают, что, и как, и в какой последовательности надо делать.
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка (у вновь пришедших детей) торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.
Нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально в течение года специально уважению к окружающим взрослым, прежде всего к воспитателю, уборщице, повару, медику, другим педагогам.
Названные задачи конкретизированы в соответствующих разделах программы: «Воспитание культурно-гигиенических навыков», «Воспитание навыков культуры поведения», «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений»
Используя нравственно направленные методы воспитания, педагог формирует этические понятия, культуру поведения в общественных местах, культуру взаимоотношений, культуру речи, культуру внешнего вида. На укрепление культурно-гигиенических навыков и привычек направлены некоторые игры-занятия, игры-упражнения. В зависимости от их конкретного содержания усваиваются различные правила или их сочетания
( мой руки перед едой, правильно пользуйся носовым платком и т.п.).
При этом воспитатель должен неустанно подчеркивать социальное значение правил аккуратности, их выполнение – это признак уважения к окружающим.