Сохранение и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры в условия сельской местности


Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов
« От знаний к опыту, от опыта - к мастерству»
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Галикеев Рустам Флюрович учитель физической культуры
МБОУ СОШ д.Нуркеево Стаж работы: 13 лет
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Педагогическая идея опыта…………………………………………………….5
1.1. Модернизация физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе………………………………………………………………………………5
1.2. Используемые технологии, формы, методы, средства…………………….6
1.3. Компетентностный подход в образовательном процессе по физической культуре……………………………………………………………………………7
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...14
ЛИТЕРАТУРА
Описание опыта работы в качестве учителя физической культуры
МБОУ СОШ д.НуркеевоГаликеева Рустама Флюровича «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения»
Анджелло МоссоНа протяжении нескольких лет я работаю в сельской школе учителем
физического воспитания. Школа, в которой я работаю, расположена в деревне Нуркеево, поэтому моя работа связана с особенностями работы в условиях сельской школы. Тема моего выступления – « Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях сельской местности».
В результате обобщения многолетнего опыта работы у меня сложилась целенаправленная педагогически продуманная система физического воспитания учащихся.
Каждый учитель физической культуры в сельской школе — и учитель,
и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. От того, как он справляется с возникающими многочисленными проблемами, как сумеет поставить урочную и внеклассную физкультурно-оздоровительную работу
в школе, зависит успешное решение задачи укрепления здоровья учащихся.
Актуальность.
Здоровье - важнейшая ценность человека. Оно определяет качество жизни человека и благополучие общества. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Работая над основной задачей - обеспечение государственного образовательного стандарта, школа уделяет большое внимание вопросам формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья
подрастающего поколения.
Хорошее качество образования, включая и процесс, и результаты не может быть достигнуто без учета потенциала здоровья всех участников образовательного процесса - школьников, педагогов, работников учреждения, родителей.
Проблемы и их решение.
Рыночные реформы внесли кардинальные изменения в деятельность сельских школ, в большей части негативного свойства. Состояние сельской школы сегодня - болевая точка российского образования. Здесь труднее реализовать конституционное право на получение полноценного образования, выявлять и развивать интересы обучающихся.
Причин, которые усложнили положение сельских школ, поставив многие из них на грань выживания, предостаточно. Это и сложные социально- экономические условия, в которых функционирует сельская школа, и изменившаяся система финансирования, и резкое падение численности школьного населения, и утрата школой основного партнера (сельхозпредприятия). Поэтому, чтобы выжить, приходится прикладывать серьезные, порой героические усилия.
Велика важность сельской школы в решении социальных проблем села, повышении культуры населения, организации досуга. Чтобы эффективно управлять деятельностью сельской школы, надо иметь четкое представление о закономерностях и особенностях ее функционирования, факторах, определяющих ее развитие.
В работе учителя физической культуры существуют специфические особенности, которые требуют от учителя умения правильно ориентироваться в конкретных условиях, гибкости, творчества, эрудиции.
Базовые теоретические знания, изучение современных инновационных технологий позволили мне помимо традиционных уроков физической
культуры внедрить нестандартные формы проведения занятий по физическому воспитанию, которые вызывают интерес у детей и побуждают их к активным занятиям спортивной деятельностью.
Проанализировав все положительные и отрицательные стороны специфики работы сельской школы, были выработаны несколько основных направлений развития спорта и спортивно - оздоровительной деятельности в МБОУ СОШ д.Нуркеево1.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА
1.1. МОДЕРНИЗФЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
осуществляется по следующим направлениям:
I этап
«В здоровой школе - здоровые дети» - так называется программа,
которая уже многие года реализуется в нашей школе.
Целью программы «В здоровой школе - здоровые дети» являются формирование здоровья и профилактика заболеваний школьного коллектива, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитанников, создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.
В ходе этой работы были выявлены следующие задачи:
• Научить детей заботиться о своем здоровье, демонстрируя на своем примере здоровый образ жизни.
• Создать для ребенка условия, при которых у него появиться желание заботиться о своем здоровье, оберегать, укреплять его.
• Формировать культуру здоровья у воспитанников и учащихся.
• Пропагандировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор детей в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.
• Разработать и внедрить в школьную жизнь систему «выращивания воспитанников», показывающих высокие спортивные результаты.
• Развивать массовую физическую культуру и спорт в, выявлять и поощрять сильнейших спортсменов.
• Выявление и развитие новых форм образовательной деятельности в области физкультуры и спорта в сельской местности.
II этап
1.2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ,МЕТОДЫ,СРЕДСТВА
Для решения поставленных целей и задач я использовал традиционные и инновационные подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни.
Урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Содержание и форма его проведения в значительной степени обусловливают уровень физической подготовленности и спортивной увлеченности школьников. Очень важно, чтобы он наряду с общепринятыми задачами имел инструктивную направленность и стимулировал учащихся к самостоятельным занятиям, как в школе, так и дома.
Повысить эффективность урока физической культуры исключительно важно. Не только уровень физических нагрузок должен волновать учителя, но и то, какие знания, умения и навыки ученик приобрел на уроке, что от них осталось к следующим занятиям, как он их реализовал в повседневной жизни, как их использует в других видах деятельности. Сообщение учащимся знаний в виде информации, «натаскивание» их с целью развития физических качеств и двигательных навыков кажется кратчайшим путем, ведущим к цели. Но если мы хотим большего, чем просто научить тем или иным движениям, если нам важно, чтобы ученик научился самостоятельно находить путь, ведущий к цели, то просто научить его что-то делать — недостаточно, нужно еще, чтобы он «научился учиться делать».
Создание нового подхода к уроку физкультуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения использование новых модных направлений в сфере физической культуры.
1.3. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций школьников и выделяет
1 .Ключевые компетенции
2. Общепредметные3 .Предметные
Осуществление компетентностно-деятельного подхода в процессе обучении предполагает усиление практической направленности школьного образования, увеличения доли самостоятельной работы, творческого поискового и исследовательского характера.
В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость
1.
ОбщекультурнаяОпределение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества.
2.Учебно-познавательная Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом.
3.
КоммуникативнаяВладение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии.
4. Социальная Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научнойпрофессиональных заболеваний,
организации труда и отдыха
в борьбе с производственным травматизмом
5. Личностная Владение приемами
самореализации; личное и
жизненное самоопределение. Владение приемами
личностного самовыражения и
саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма.
В результате освоения ключевых базовых компетентностей ученик должен осознать «Я знаю, что умею это делать, и знаю, как это делать»:
• способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
• умение уживаться с другими;
• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
• умение перенимать «новое» у спортсменов более высокого класса.
Мы остановимся на методике формирования ключевых компетенций через разнообразные формы проведения уроков и внеурочных мероприятий, востребованных современным социумом.
Так учебно-познавательная компетентность формируется в начальной школе через сюжетно-ролевые и дидактические игры. Ведь через игру дети познают мир, в котором живут. Подвижные игры хороши тем, что ученики сами регулируют нагрузку в соответствии со своими возможностями. В играх раскрывается характер ребёнка, развивается творчество детей, повышается интерес к занятиям. Участвуя в сюжетных играх, дети имитируют определённые явления и события, выступают в роли взрослых. Например, сюжетная игра-разминка - «Путешествие по морям, по волнам». Дети имитируют движения пловцов, капитаны у штурвала, наклоны вправо, влево, лазание по канату, танец «яблочко». Особый интерес у ребят вызывают сюжетные уроки «Мой весёлый звонкий мяч», «Азбука баскетболиста».
На сюжетном уроке «Птицы учатся летать» основными задачами являются:
1.Способствовать формированию правильной осанки; закрепить технику прыжков через скакалку; способствовать развитию гибкости и ловкости.
2.Воспитание коллективизма и взаимовыручки, творческое отношение к игре, бережное отношение к природе.
Чтобы выработать у детей пространственную ориентацию с 1 класса практикую приём аналогии. Чтобы научить детей бегу в колонне сравниваем класс с поездом, а дети вагончики. Чёткий строй без аварий вызывает интерес. А сможем ли мы так?
В начальной школе, нацеливаю ребят на методы самоизучения возможности своего организма, предлагаем им проблемную ситуацию. Например: мы поехали на машине. Что заставляет машину двигаться? (мотор). Мы едем на машине, а рядом бегут ребята. Что заставляет двигаться их? Мотор-сердце. А можно ли «услышать» его? Слушают сердце врачи. Кто хочет услышать своё сердце? Находим пальчиками пульс и слушаем. Приём и самоизучение позволит ребёнку самореализовать возможности определения своего организма, ведь успех поставленной задачи урока зависит от того, как дети поняли и осознали необходимость выполнения данного двигательного действия.
Самоконтроль на уроках физической культуры.
Адекватным показателем реакции на нагрузку можно считать частоту сердечных сокращений. Пульс измеряется перед занятием, после пика нагрузки и через 1—2 минуты после пика нагрузки. Большое значение на уроке отводится самоконтролю.
Самоконтроль — это несколько больше, чем просто измерение пульса. Это система наблюдений за своим здоровьем, функциональным состоянием организма и переносимостью нагрузок. Она помогает регулировать нагрузку и избегать переутомления. Так как урок проходит по принципу тренировки, каждая ученица ведет дневник самоконтроля, где фиксирует все показатели, контроль над динамикой, который необходим для успешных занятий.
На уроках гимнастики при обучении кувырка вперёд, подходя к мату, как бы случайно спотыкаясь о край мата, выполняю кувырок вперёд. Затем спрашиваю ребят: «Что я сделал, когда падал?» Ответы разные, но суть сводится к тому, что дети осознали необходимость научиться падать, а значит беречь себя и собственное здоровье.
Сформированные качества на уроке находят своё продолжение на внеклассных мероприятиях, спортивных праздниках: «Зов джунглей», «Русские богатыри», «У Лукоморья дуб зелёный», «Малые Олимпийские игры».
В 5-8 классах для формирования комплексного восприятия окружающего мира через реализацию собственных возможностей практикую интеграцию содержания урока физкультуры с различными учебными предметами.
В 5-м классе интегрированный урок истории и физкультуры по теме «История возникновения Древней Греции и Олимпийских игр». Проводим «Малые олимпийские игры». Здесь ребята не только выполняют физические упражнения, но и знакомятся с историей возникновения Олимпийских игр.
В 8 -м классе интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: «Дыхательная система человека и её резервы при выполнении двигательного действия».
Цель: исследовать научные знания предметов для оказания самопомощи и другим, раскрытия резервов собственного организма в процессе достижения результата. Дети готовят материал о состоянии организма при выполнении нагрузки, реакция организма на нагрузку, изменение пульса и его восстановление. Полученные знания помогут преодолеть чувство страха, одышку, боль в боку, усталость. И в то же время приобрести уверенность, научиться «слушать» свой организм.
Урок-презентация в 6-м классе. Тема «Гимнастика». Класс делится на группы и получает задание подготовить презентацию об истории возникновения и развития гимнастики, о достижениях российских и астраханских гимнастов, а также спортсменов школы. Затем группы выполняют гимнастические упражнения.
Интегрированный урок с предметом ОБЖ. Тема: «ЗОЖ и его слагаемые». Интегрированно-ролевой подход к выбору структуры и формы её поведения способствует формированию гражданскому мировоззрению, поиску путей реализации собственных возможностей.
В старших классах практикую формирование коммуникативных компетенций. Тема урока «Спортивные игры». Класс делится на 2-3 группы, выбирается лидер, который проводит разминку, основную часть урока (элементы игры и тактические действия), и заключительная часть двусторонняя игра на одно кольцо. Здесь раскрываются лидерские качества, решение практической ситуации, умение услышать друг друга и договориться.
Таким образом, применение разнообразных форм урока и его методики способствует социализации личности через учебно-воспитательный процесс в школе и формирование важнейших компетенций востребованных современным социумом. «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков. А также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Так записано в «Конвенции модернизации и российского образования на период до 2010 года».
В спорте человек себя утверждает. В результате богатого опыта спортивной деятельности появилась убежденность, что именно спорт помогает воспитанию характера, воли, личности ребенка. Учитель воспитывает учащихся в духе преодоления трудностей, ведет их по пути
«от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е., все время создает учащимися систему перспективных направлений в стремлении
к самосовершенствованию. На мой взгляд, спорт помогает сохранять собственное достоинство, быть сильным, порождает желание стать востребованным в обществе.
Имея крепкий организм, совершенствуя свой физический потенциал, можно добиться больших успехов и хороших результатов по физической подготовленности даже в условиях слабой материально-технической оснащенности, но при правильно организованной системе физического воспитания. Поэтому работая над формированием компетенций личностного самосовершенствования учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, я уделяю большое внимание следующим аспектам:
• общей и специальной физической подготовке учащихся,
• повышению результативности в личном и командном первенстве по разным видам спорта,
• участию в конкурсах и соревнованиях разного уровня.
III этап
Конечно, справиться с этой задачей в условиях сельской местности непросто, учитывая отсутствие спортивных клубов и секций! Я нашёл свой путь в решение этой проблемы! Воплощая в жизнь программу
«В здоровой школе - здоровые дети», коллектив школы наряду с традиционными мероприятиями в рамках класса, школы активно использует форму сотрудничества с поселковыми, городскими и областными учреждениями и организациями с привлечением их кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.
1. проводятся физкультурно-массовые праздники на уровне сельского сообщества: «Здоровье-это мы!», Социальная акция «Делай как мы, делай лучше нас!», «Зимние забавы», работа «День физкультурника», «Подвижные игры на снегу», Семейные старты, посвященные Дню защиты детей, турнир по футболу.
Кроме того, физические упражнения, выполняемые на пришкольном участке, спортивной площадке, на местности с различным рельефом, создают благоприятные условия для разносторонней физической подготовки учащихся. Разнообразные условия, в которых проводятся упражнения на свежем воздухе, значительно расширяют у учеников круг двигательных навыков. Дети учатся преодолевать естественные препятствия, ориентироваться в новой обстановке, получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу в действиях по сравнению с занятиями в спортивном зале.
В зимнее время уроки физической культурой в основном проводятся на открытом воздухе с элементами закаливания. Физические упражнения, проводимые на открытом воздухе в течение всего учебного года, особенно ценны тем, что в этом случае эффективнее осуществляется закаливание организма, повышается его сопротивляемость к простудным заболеваниям. При плохой погоде целесообразно использовать спортивный зал. В школьном коридоре всегда можно найти место для настольного тенниса и т.д. Это даст возможность проводить занятия в ненастную погоду.
Специфика работы в сельской школе имеет свои положительные стороны. Учитель хорошо знает каждого ученика, и есть возможность продуктивно вести индивидуальное обучение, увеличивается плотность урока, возможна взаимопомощь старших и младших школьников, все учащиеся находятся в поле зрения учителя.
Особой популярностью пользуются уроки, в которых используются игровые соревновательные формы и игровые методы работы. Так, самая привлекательная для детей форма занятий физической культурой —это соревнование. Участвуя в них, школьник стремится показать наиболее высокий результат и победить, а это способствует выработке необходимых психологических и физических качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, решительности и.т.д.). Сложность проведения спортивных соревнований в малочисленной школе заключается в том, что состав детей одного возраста сильно ограничен из-за малой наполняемости классов (иногда в классе не более 10 человек). Малочисленность класса затрудняет реализацию некоторых форм спортивных занятий Смысл соревнований и конкуренция в данной ситуации отсутствуют, что снижает интерес детей к занятиям. Создание разновозрастных команд, примерно равных по подготовленности и количеству участников, является выходом из создавшегося положения.
IV этап
В течение последних трех лет на уроках физической культуры использую различные виды аэробики. Учащиеся под музыку разучивают танцевальные комплексы, выполняют дыхательные упражнения, суставную гимнастику. Такие занятия легко воспринимаются детьми, создают хорошее настроение, оказывают укрепляющее воздействие на детский организм, а также способствуют привлечению учащихся к дополнительным занятиям после уроков.
В ходе занятий под музыкальное сопровождение можно менять темп упражнений и повышать их интенсивность. Проделанная работа в килограммо-метрах значительно больше, когда выполнение упражнений сопровождается эмоциональной, положительно воздействующей музыкой.
Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, стретчинг вне зависимости от их специфической направленности и решаемых главных и частных задач, находит отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической гимнастической, игровой и т.д., они способствуют разнообразию средств в проведении подготовительной и заключительной частей урока. Их элементы способствуют оживлению урока, придают ему новую эмоциональную окраску.
Так, на уроках легкоатлетической направленности фитнес-технологии включаются в подготовительную часть, выполняя упражнения под музыку.
Применение фитнес - технологий в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должны отражать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей занимающихся.
В подготовительной части уроков с легкоатлетической направленностью включаются упражнения аэробики, приближённые ктехнике бега, прыжков, метаний. Упражнениям для подвижности суставов способствуют джаз-аэробика, фанк и т.д.
На уроках гимнастики используется степ-аэробика, упражнения на гимнастических мячах, скип-аэробика, шейпинг.
На уроках с игровой направленностью в подготовительной части, в зависимости от задач урока применяется классическая аэробика с различными перемещениями приставными, скрестными шагами, с внезапными остановками, прыжками, упражнения степ-аэробики на гимнастической скамейке. Интересно проходят упражнения жонглирования мячом под музыку: это небольшие комплексы на 32 счёта. I
На уроках лыжной подготовки, когда погодные условия не позволяют выходить на улицу, в зале проводятся упражнения силовой аэробики.
Для решения задач основной части урока применяются специально разработанные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса (силовые, танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, стретчинг, классическая аэробика, степ-аэробика и др.), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей, необходимых для реализации задач, поставленных на уроке физической культуры любой направленности.
В заключительной части для снятия напряжённости, повышения эмоционального состояния применяются фитнес-технологии: стретчинг, детские ритмические танцы для профессиональной подготовки студенток..
Также фитнес-технологии активно используются в различных видах физкультурно-оздоровительной работы.
Вывод. Разнообразные современные образовательные технологии вызывают интерес и желание вести здоровый образ жизни, принимать участие и побеждать в городских и областных соревнованиях. Об этом свидетельствует позитивная динамика охвата учащихся физкультурно-спортивной деятельностью -80% от общего количества учащихся, стабильно высокое количество призовых мест за последние время (2014-2015г -5 побед, 2015 – 2016 г – 6 побед данные на 01.04.2016 г.)
Можно с полной уверенностью считать, что реализация программы
«В здоровой школе - здоровые дети» позволила укрепить здоровье учащихся, самосознание педагогической общественности в деле пропаганды ЗОЖ на селе, увеличить количество детей, систематически занимающихся в спортивных кружках и секциях, повысить активность детей и их родителей в массовых спортивных мероприятиях и акциях, в том числе с привлечением специалистов района и города.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребёнка. М., 1979.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.
3. Алабужев А.Е. Зависимость эффективности процесса физического воспитания от состояния материально-технической базы сельских школ //Физическая культура и спорт в системе образования: Сборник материалов У Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Красноярск: Издательский центр «Красноярский ГУ», 2003. С. 30-31.
4. Бычкова Л. Физкультура как урок самопознания // Первое сентября.   2003. 14 янв.
5. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков / Лях В.П.. Мейк-сон Г.Б., Кофман Л.Б. М„ 1992.
6.Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области» на 2011– 2015 годы.
7.Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы»
8.Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. № 80– ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 г. № 15– ФЗ, от 20.12.2004 г. № 167– ФЗ).
Электронный ресурс: Единая коллекция ЦОР
http://school-collection.edu.ru/ 
Электронный ресурс: Российское образование. Федеральный портал.
http://www.edu.ru