Календарно — тематическое планирование по русскому языку и литературе для 9 класса + элективный курс по русскому языку


Календарно- тематическое планирование по литературе 9 класс
№ урДата (уч. нед) Тема урока Кол-во часов Контроль- ные и прак тические мероприя тияТСО, ИКТ Домашнее задание При- меча- ние1 Введение (1ч). Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. 1 Стр. 3, записи в тетради 2 Литература Древней Руси (2ч). Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. 1 Фонохрестоматия Стр. 4-8 пересказ 3 Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». 1 Пересказ текста «Слова…», отрывок наизусть 4 Русская литература XVIII века (8ч). Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма. 1 Стр. 35-39, Стр.40 ответы на вопросы 5 М.В.Ломоносов (2ч). Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. 1 Фонохрестоматия Записи в тетради, Стр.42-49 пересказ 6 М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского просвещения мира, Родины, науки. 1 Отрывок наизусть из «Оды…» 7 Г.Р.Державин (2ч). Жизнь и творчество. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. 1 Фонохрестоматия Стр.59-63 пересказ 8 Г.Р.Державин. Стихотворения: «Фелица», «Памятник». Тема поэта и поэзии в лирике Державина. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. 1 Наизусть одно стихотворение на выбор 9 А.Н.Радищев (1ч). Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Быт и нравы крепостнической Руси, гражданский пафос книги. 1 Стр.68-75 пересказ 10
Н.М.Карамзин (2ч). Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. 1 Фонохрестоматия Стр.75-77 ответы на вопросы в тетради 11 Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. 1 Знать текст, подготовить сообщение по темам в тетради 12 Русская литература XIX века (70ч). Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. 1 Записи в тетради, стр.106-112 13 В.А.Жуковский (2ч). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Море», «Невыразимое». Черты романтизма в лирике В.А.Жуковского. Тема человека и природы, соотношения мечты и действительности в лирике поэта. 1 Фонохрестоматия Стр.114-124 пересказ 14 В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы. Фантастика, образы-символы. Жуковский и Тульский край. 1 Фонохрестоматия Сообщение по темам: «Жуков- ский и Пушкин», «Жуковский-переводчик» 15 А.С.Грибоедов (13ч). Жизнь и творчество писателя. Работа над комедией «Горе от ума» в тульском имении своего друга Бегичева. 1 Фонохрестоматия Стр.141-147 пересказ 16 А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Фамусов и его роль в комедии. Чтение и анализ первого действия. 1 Кинофрагменты Прочитать 2-е действие. Выразительное чтение моно-
логов Чацкого 17 Чацкий – Фамусов – Софья. Истоки конфликта Чацкого и московского общества. Завершение анализа первого действия. 1 Фонохрестоматия Прочитать 3-е действие. Анализ диалога Чацкого на балу. 18 Развитие и углубление конфликта в пьесе. Анализ второго действия. 1 Инд. задания. Выразительное чтение монолога Чацкого. 19 Величие и трагедия Чацкого. Кульминация конфликта и ее идейно-художественный смысл. Анализ третьего действия. 1 Задание по группам по 3-ему действию. Читать 4-е действие 20 Итог конфликта и своеобразие развязки. Анализ 4- го действия. 1 Наизусть один монолог Чацкого 21 Р/р Обучение написанию сочинения о герое драматического произведения. 1 Составить план к сочинению. 22 Р/р Обучение написанию сочинения о герое драматического произведения. 1 Подготовить материалы к сочинению. 23 Нравственный идеал писателя в комедии (образ Чацкого). 1 Записи в тетради 24 Р/р Классное сочинение о герое драматического произведения (по комедии «Горе от ума») 1 Классное сочинение Сообщение по вариантам об одном из второстепенных персонажей. 25 Р/р Классное сочинение о герое драматического произведения (по комедии «Горе от ума») 1 Классное сочинение 26 Анализ сочинений и работа над ошибками. Работа над групповой характеристикой героя комедии «Горе от ума». 1 Закончить работу над ошибками сочинения. 27 И.А.Гончаров о Грибоедове. (Фрагменты статьи «Мильон терзаний»). 1 Стр.158-166 закончить конспект 28 А.С.Пушкин (21ч). Жизненный и творческий путь поэта. Пушкин и Тульский край. 1 Стр.167-172 подробный пересказ , записи в тетради. 29 А.С.Пушкин. Стихотворения. Вольнолюбивая лирика. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар». Анализ лирического стихотворения. 1 Фонохрестоматия Одно стихотво- рение наизусть, тезисный план по теме урока. 30 Любовная лирика. «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Анализ лирического стихотворения. 1 Фонохрестоматия Одно стихотво- рение наизусть, тезисный план ответа по теме урока. 31 «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Одухотворенность, чистота чувства любви. Анализ лирических стихотворений. 1 Тезисный план по теме урока с использованием опорной лексики. 32 Лирика дружбы. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Дружба и друзья в лирике Пушкина. 1 Фонохрестоматия Подготовить сообщение и анализ стихотвор33 Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Поэт», «…Вновь я посетил…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. 1 Фонохрестоматия Ответ по плану в тетради с цитиро ванием наизусть 34 Р/р Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу одного стихотворения. 1 Фонохрестоматия Анализ стихов по плану в тетради. Наизусть »Памятник» 35 Р/р Классное сочинение. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина. 1 Классное сочинение Читать роман «Евгений Онегин» 36 Р/р Классное сочинение. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина. 1 Классное сочинение Читать роман «Евгений Онегин» 37 Анализ сочинений и работа над ошибками. «Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания, замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. 1 Фонохрестоматия Закончить работу над ошибками. Стр.215 пересказ, записи в тетради. 38 Онегин в Петербурге. Работа над 1 главой. 1 Сообщение об Онегине. Читать 2-ю главу. 39 Онегин в деревне. Работа над 2-3 главами. Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. 1 Сообщение о Татьяне Лариной. Читать 3-ю главу 40 Онегин в деревне. Работа над 2-3 главами. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. 1 Кинофрагменты Цитатный план по теме «Онегин и Ленский» 41 Понятия чести, дружбы и любви в романе «Евгений Онегин». Работа над 4-7 главами. 1 Подготовить сообщение по теме «Татьяна Ларина в Москве». 42 Понятия чести, дружбы и любви в романе «Евгений Онегин». Работа над 4-7 главами. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. 1 Наизусть отрывок «письмо Татьяны к Онегину» 43 Р/р Изменившийся герой. Работа над 8 главой. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 1 Домашнее сочинение Домашнее сочинение по роману «Евгений Онегин». 44 Анализ сочинений и работа над ошибками. В.Г.Белинский о Пушкине. (Фрагменты статей 8 и 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). 1 Стр.215-222 пересказ. 45 Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. 1 Стр.223-230 закончить конспект. 46 Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Герои поэмы. Противоречия двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. 1 Пересказ поэмы. 47 «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества. 1 Стр.199-205 пересказ. 48 Поэты пушкинской поры: Е.А.Баратынский, К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг. 1 Записи в тетради. 49 М.Ю.Лермонтов (16ч). Жизненный и творческий путь поэта. Лермонтов и Тульский край. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…». 1 Фонохрестоматия Стр.250-254, выразительное чтение стихотворения. 50 Стихи М.Ю.Лермонтова: «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…». Анализ стихотворений. Природа и человек в лирике Лермонтова. 1 Фонохрестоматия Стр.260-263 пересказ 51 Стихотворения: «Дума», «И скучно и грустно…». Мотивы вольности и одиночества. 1 Наизусть «Выхожу один я на дорогу» 52 Стихотворения: «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Тоска по идеалу, жажда любви и гармонии. Повторить тему «В.А.Жуковский». 1 Анализ стихов по плану в тетради. Стр.279-286пересказ 53 Образ поэта в лермонтовской лирике. Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Смерть Поэта». Развитие пушкинских традиций. Повторить тему «Жизнь и творчество Грибоедова». 1 Наизусть отрывок из «Смерти поэта», записи в тетради. 54 Стихотворение «Родина». Тема Родины. Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя и его поэзия. Повторить тему «Фамусов и Чацкий в комедии «Горе от ума». 1 Стр.267-270 ответы на вопросы к стихотворениям. 55 М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Композиция романа. Повторить тему «Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». 1 Фонохрестоматия Стр.288-294 пересказ. 56 Образы повествователей. Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Повторить тему «Софья и Чацкий в комедии «Горе от ума». 1 Кинофрагменты Стр.298-304 пересказ 57 «Тамань». Развенчание романтического героя. Повторить тему «Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». 1 Знать текст, отвечать на вопросы учебника стр.317 58 «Княжна Мери». Печорин и представители «водяного общества». 1 Подготовить сообщение по теме «Водяное общество» в романе» 59 «Княжна Мери». Тема любви: Печорин и Мери; Печорин и Вера. Противоречивость характера главного героя. 1 Стр.311-314 подробный пересказ 60 Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Повторить тему «Жизненный путь Пушкина». 1 Стр.304-307 пересказ 61 «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Повторить тему «Вольнолюбивая лирика Пушкина». 1 Стр.300-304 пересказ 62 Р/р Классное сочинение. Темы на выбор учащихся: «Безобиден или опасен Грушницкий?», «Способен ли Печорин на настоящую любовь?» 1 Классное сочинение Читать главу «Фаталист». Повторить тему «Любовная лирика Пушкина» 63 Р/р Работа над сочинением. 1 Классное сочинение(анализ эпизода) Пересказ главы «Фаталист». Повторить тему «Лирика дружбы в поэзии Пушкина» 64 Анализ сочинений и работа над ошибками. «Фаталист». Философский смысл новеллы. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Сложность композиции. Повторить тему «Любовная лирика Пушкина». 1 Стр.296-300 пересказ. 65 Н.В.Гоголь (12ч). Жизненный и творческий путь. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников. Повторить тему «Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина». 1 Стр.319-322 пересказ. 66 Н.В.Гоголь «Мертвые души». История создания поэмы. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия поэмы. Повторить тему «О романе «Евгений Онегин» 1 Стр.323-325, читать 1-ю главу поэмы 67 Сатирическое мастерство Гоголя. Работа над первой главой поэмы «Мертвые души». Повторение темы «Онегин в Петербурге». 1 Сообщение о губернском городе. Читать 2-ю главу. 68 Образы помещиков. Анализ 2-6 главы поэмы. Повторение темы «Онегин и Ленский в деревне». 1 Фонохрестоматия Сообщение о Манилове и Коробочке 69 Образы помещиков. Анализ 2-6 главы поэмы. Повторение темы «Женские образы в романе «Евгений Онегин». 1 Кинофрагменты Сообщение о Собакевиче, Ноздреве, Плюшкине. 70 Чиновники губернского города. Работа над главами 7-10. Обучение анализу эпизода. Повторение темы «Художественное направление романтизм». 1 Сообщение о чиновниках губернского города. 71 Чиновники губернского города. Работа над главами 7-10. Обучение анализу эпизода. Повторение темы «Поэты пушкинской поры». 1 Сообщение об образе Чичикова. 72 Образ Чичикова. Работа над второй главой поэмы. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. Повторение темы «Биография М.Ю.Лермонтова». 1 Стр.325-330 пересказ 73 Р/р Подготовка к домашнему сочинению по теме «Кто такие современные чичиковы?» Повторение темы «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова». 1 Домашнее сочинение Написать сочинение 74 Р/р Анализ сочинений и работа над ошибками. Повторение темы «Природа и человек в лирике Лермонтова». 1 Закончить работу над ошибками. Стр.361-366 читать. 75 Живая Русь в поэме. Единство сатирического и лирического в произведении. Повторение темы «Тоска по идеалу, жажда любви и гармонии в лирике Лермонтова». 1 Анализ эпизода (Птица-тройка) 76 «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Повторение темы «Образ поэта в лермонтовской лирике». 1 Закончить конспект статьи по учебнику. 77 А.Н.Островский (1ч). Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Повторение темы «Тема России в лирике Лермонтова». 1 Стр.391-396 пересказ. 78 Ф.М.Достоевский (1ч). Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Роль истории Настеньки в повести. Повторение темы «Особенности композиции романа «Герой нашего времени». 1 Стр.367-380 читать, пересказывать 79 Л.Н.Толстой (1ч). Слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя в повести. Особенности поэтики: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. Повторение темы «Женские образы в романе «Герой нашего времени». 1 Стр.3-11 читать, пересказ, записи в тетради. 80 А.П.Чехов (1ч). Слово о писателе. «Смерть чиновника», «Тоска». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Повторение темы «Дружба в жизни Печорина». 1 Стр.15-35 читать, пересказывать. 81 Эмоциональное богатство русской поэзии (1ч). Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Развитие представления о жанрах лирических произведений. Повторение темы «Печорин в системе мужских образов романа». 1 Записи в тетради, одно стихотв. по выбору наизусть. 82 Русская литература XX века (19ч). Общая характеристика. 1 Стр.36-40 читать, пересказывать. 83 И.А.Бунин (1ч). Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. Повторение темы «Философский смысл новеллы «Фаталист». 1 Стр.44-49 читать «Темные аллеи». 84 М.А.Булгаков (2ч). Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Повторение темы «Жизненный и творческий путь Гоголя». 1 Стр 111-118 читать, пересказывать. 85 М.А.Булгаков «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести. Повторение темы «Художественные особенности поэмы «Мертвые души». 1 Читать повесть до конца. Пересказывать. 86 М.А.Шолохов (1ч). Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Композиция рассказа, автор и рассказчик. Повторение темы «Образ Чичикова». 1 Написать сочинение по теме: «Героическая судьба русского солдата» 87 Анализ сочинений и работа над ошибками. А.И.Солженицын (2ч). Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Повторение темы «Образы Манилова и Коробочки». 1 Стр.233-241 ответы на вопросы к тексту 88 Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы. Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Повторение темы «Образы Собакевича и Ноздрева». 1 Выборочный пересказ рассказа. Образ Матрены. 89 А.А.Блок (1ч). Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. «Девушка пела в церковном хоре». Обучение анализу стихотворения. Повторение темы «Губернский город и его обитатели». 1 Фонохрестоматия Стр.61-75 пересказ, наизусть «О, весна…» 90 С.А.Есенин (1ч). Слово о поэте. Тема Родины: «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». Размышления о жизни, любви, природе: «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Повторение темы «Чиновники губернского города». 1 Фонохрестоматия Стр.76-95, анализ стихов по плану в тетради. Наизусть одно стихотв. по выбору. 91 В.В.Маяковский (2ч). Слово о поэте. Новаторство поэзии («Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»). Своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество. Повторение темы «Живая Русь в поэме «Мертвые души». 1 Фонохрестоматия Стр.97-106 читать, пересказывать 92 Маяковский о труде поэта: «Юбилейное», «Сергею Есенину». Повторение темы «А.Н.Островский «Бедность не порок». 1 Анализ стихов, Стр.107-110 пересказ. 93 М.И.Цветаева (2ч). Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти( «Идешь на меня похожий…», «Бабушке», «Стих к Блоку»). Повторение темы «Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи». 1 Стр.119-126 читать, пересказывать. 94 Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Повторение темы «Л.Н.Толстой «Юность». 1 Стр.126-128 пересказ, выразительно читать «Мне нравится…» 95 Н.А.Заболоцкий (1ч). Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике ( «Я не ищу Магадана…», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»). Повторение темы «А.П.Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Тоска». 1 Стр.292, записи в тетради. 96 А.А.Ахматова (2ч). Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. («Четки», «Белая стая»). Повторение темы «И.А.Бунин «Темные аллеи». 1 Стр.130-141 читать, пересказывать. 97 Стихи о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений А.Ахматовой: «Я спросила у кукушки…», «Мужество», «Песня о песне», «Молитва», «Мне голос был…». Повторение темы «М.А.Булгаков «Собачье сердце». 1 Фонохрестоматия Стр.142-144 читать, пересказывать. Записи в тетради. 98 Б.Л.Пастернак (1ч). Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви ( «Перемена», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…»). Повторение темы «М.А.Шолохов «Судьба человека». 1 Стр.194-206 читать, пересказывать. 99 А.Т.Твардовский (2ч). Раздумья о Родине и о природе («Урожай», «Весенние строчки»). Повторение темы «А.И.Солженицын «Матренин двор». 1 Стр.208-221 читать, пересказывать. 100 Проблемы и интонации стихов о войне. «Я убит подо Ржевом». Повторение темы «Стихи А.А.Блока, С.А.Есенина о родном крае». 1 Стр.223-229 читать, пересказывать, учить наизусть отрывок. 101 Зарубежная литература (5ч). Античная литература. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике. Повторение темы «Стихи В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой о поэзии». 1 Стр.303-309 читать, пересказывать. 102 Гораций. Традиции оды «Я воздвиг памятник…» в русской
поэзии. Повторение темы «Стихи Н.А.Заболоцкого, А.А.Ахматовой о гармонии с природой, любви и смерти». 1 Стр.309-313 читать, пересказывать. 103 Данте Алигьери. «Божественная комедия» ( фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. Повторение темы «Стихи Б.Л.Пастернака о природе и любви». 1 Стр.315-326 читать, пересказывать. 104 У.Шекспир. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. Философский характер трагедии. Повторение темы «Стихи А.Т.Твардовского о войне». 1 Стр.326-335 читать, пересказывать. 105 И.Гете. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла – Фауста и Мефистофеля. Фауст как вечный образ мировой литературы. Повторение темы «А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом». 1 Список для чтения летом Классных сочинений – 3
Домашних сочинений - 3 Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе. 70 часов.
№ п/п Дата (уч. неделя) Тема урока Кол-во ча-
сов Контроль-
ные и практичес-кие меро-
приятия ТСО, ИКТ Домашнее задание Примечание
1
Введение (1ч). Международное значение русского языка.
Русский язык в современном мире. 1
§ 1, упр.1(у), упр.2(п) Ф/К
2
Повторение пройденного в 5-8 классах (7ч). Фонетика. Орфоэпия. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. 1
§ 2, упр.7, 8у.; упр.6(п)
Ф/К
3 Лексика и фразеология. Слово – основная единица языка. Основные лексические нормы. Лексическое значение слова. Стили языка. 1 § 3, упр.12 Ф/К
4 Словообразование и морфемика. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Способы образования слов. 1 § 4, упр.22, 28 Ф/К
5 Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Орфограммы в корнях и окончаниях разных частей речи. 1 § 5, упр.35 Ф/К
6 Р/р Обучающее сочинение-описание по картине Ф.Рокотова «Портрет А.П.Струйской» (упр.46) 1 Обуч/сочРепродукция картины Упр.50 7 Р/р Синтаксис словосочетания и простого предложения. Предложения с обособленными членами. Текст как продукт речевой деятельности. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. 1 § 6, упр.41 Ф/К
8 Контрольный диктант по теме: «Повторение пройденного в 5-8 классах». 1 Контр/диктТПО с.1-2 9 Сложное предложение (3ч). Культура речи. Анализ диктантов, сочинений и работа над ошибками. 1 § 7, упр.53 10 Основные виды сложного предложения. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. 1
Таблица
§ 7, упр.52(у),
§ 8, упр.60(п) Ф/К
11 Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. 1 КодоскопС.23, упр.55 12 Союзные сложные предложения (7ч). Сложносочиненные предложения. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. 1 Таблица § 8, упр.64 (I ч) 13 Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Урок-практикум по тексту И.Мордашова «Потомки легендарного Левши». 1 Грам-
запись § 8, упр.66 14 Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания в сложносочиненном предложении. 1 Упр.69 15 Р/р Текст как продукт речевой деятельности. Способы сжатого изложения содержания текста. Конспект. 1 С.25, упр.56 Ф/К
16 Р/р Создание текстов разных стилей и жанров. Обучающее сжатое изложение по тексту К.Паустовского (упр. 69) 1 Обуч/излТПО с.3-4 Ф/К
17 Анализ изложений и работа над ошибками. Систематизация и обобщение знаний по теме: «Сложносочиненное предложение». Урок-практикум. 1 § 7-8 повт, упр.74 18 Р/р Написание обучающего сочинения-рецензии на литературное произведение, спектакль, кинофильм. 1 Обуч/сочКинофрагмент С.34, упр.75 19 Сложноподчиненные предложения (23ч). Анализ сочинений и работа над ошибками. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. 1 § 9, упр.78 20 Основные группы СПП по их значению. Типичные речевые сферы применения СПП. Придаточные определительные предложения. 1 Таблица § 10, упр.92 Ф/К
21 СПП с придаточными изъяснительными. Работа по тексту Г.Чуднова «История Тульского края». 1 § 11, упр.111 22 Р/р Написание обучающего изложения по тексту Ф.Поленова «Голос сверчка». 1 Обуч/излПортрет ТПО с.5-6 23
Анализ изложений и работа над ошибками. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени. 1
Таблица § 12, упр. 125(у),
С.60, упр.127(п) 24 Придаточные предложения места. 1 С.63, упр.135 25 Придаточные предложения времени. 1 С.65, упр.141, материалы к соч. 26 Р/р Обучающее сочинение-рассуждение о природе родного края. 1 Обуч/сочКинофрагмент С.69, упр.151 27 Анализ сочинений и работа над ошибками. Условные придаточные предложения. 1 С.70, упр.154 28 Придаточные предложения причины. 1 С.70, упр.159 29 Придаточные предложения цели. 1 С.72, упр.163 30 Придаточные предложения сравнительные. 1 С.73, упр.169 31 Придаточные предложения уступительные. 1 С.77, упр.181 32 Придаточные предложения следствия. 1 С.80, упр.186 33 Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. 1 § 13, упр.190 (I ч) 34 Р/р Контрольное сочинение-сообщение на лингвистическую тему (упр.198) 1 Контр/сочТПО с.9-10 35 Анализ сочинений и работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного по теме: «Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения СПП». 1 Таблица § 10-13, упр.196 36 Р/р Обучающее изложение с элементами сочинения (упр.208) 1 Обуч/излТПО с.11-12 37 Анализ изложений и работа над ошибками. СПП с несколькими придаточными. 1 § 14, упр.200 38 СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. 1 § 14, упр.204 Ф/К
39 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Сложноподчиненные предложения». 1 С.94 вопр., упр.206 40 Контрольный диктант по теме: «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения». 1 Контр/диктТПО с.15-16, повт. тему «Фонетика» 41 Р/р Анализ диктантов и работа над ошибками. Создание текстов разных стилей и жанров. Деловые документы (автобиография, заявление). Повторение темы «Лексика». 1 С.92, упр.211 42 Бессоюзные сложные предложения (8ч). Бессоюзные сложные предложения и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями БСП. Повтороение темы «Фразеология». 1 Таблица § 15, с.94,упр.218 Ф/К
43 Знаки препинания в сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Повторение темы «Морфемика». 1 Таблица § 15, упр.217 Ф/К
44 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы БСП, их текстообразующая роль. Повторение темы «Словообразование». 1 Таблица § 16, упр.223 45 Тире в бессоюзном сложном предложении. И.И.Срезневский – выдающийся русский лингвист. Повторение темы «Имя сущ». 1 Таблица § 17, упр.232 46 Р/р Написание свободного обучающего изложения по теме: «Портрет Н.В.Кочубей» (упр.238) 1 Обуч/излРепродукция картины С.105, упр.238, повт. тему «Имя прилагательное». 47 Р/р Анализ изложений и работа над ошибками. Реферат небольшой статьи (фрагменты статьи) на лингвистическую тему. Повторение темы «Глагол». 1 КодоскопС.106, упр.243 48 Обобщение и систематизация знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение». Повторение темы «Орфограммы в глаголе». 1 § 15-17 повт., упр.240 49 Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение». 1 Контр/диктТПО с.17-18, повт. тему «Слово-сочетание» 50 Сложные предложения с разными видами связи (10ч). Сложные предложения с различными видами связи. Повторение темы «Двусоставное предложение». 1 Таблица § 18, упр.248 51 Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Анализ диктантов и работа над ошибками. Повторение темы «Односоставное предложение». 1 § 18, упр.249 Ф/К
52 Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Повторение темы «Текст». 1 Упр.251 53 Р/р Контрольное сочинение-рассуждение на тему: «Как я понимаю храбрость» (упр.250) 1 Контр/сочУпр.250, повт. тему «Основные виды сложных предложений» 54 Анализ сочинений и работа над ошибками. Авторские знаки препинания. Повторение темы «Способы сжатия текста». 1 § 19, упр.258 55 Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение». 1 Упр.259 Ф/К
56 Сложные предложения с разными видами связи; разделительные знаки препинания в них. Повторение темы «Сложносочиненное предложение». 1 Упр.252 Ф/К
57 Р/р Контрольное изложение с элементами сочинения по тексту С.Г.Коненкова «Портрет Рахманинова». 1 Контр/излФотогра-
фииТПО с.19-20, повт. тему «Рецензия» 58 Анализ изложений и работа над ошибками. Повторение темы: «Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи». Повторение темы «Сложноподчиненное предложение». 1 § 18-19 повт., ТПО с.21-22 59 Урок-практикум по теме «Бессоюзное сложное предложение». Повторение темы «Основные группы СПП». 1 Упр.245 60
Общие сведения о языке (2ч). Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Д.Э.Розенталь-ученый-филолог. Русский язык – первоэлемент великой русской культуры. Ученый-языковед В.И.Чернышов. 1
Мульти-
медиа-энцикло-
педия§ 20, упр.266, повт. тему «СПП с придаточными определительными» Ф/К
61 Р/р Контрольное изложение с элементами сочинения по тексту «Легенды о мастере Тычке». 1 Контр/излТПО с.23-24, повт. тему «СПП с придаточными изъяснительны-
ми» 62
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (9ч). Повторение темы: «Фонетика. Графика. Орфография». Анализ изложений и работа над ошибками.
1 ТПО с.25-26, повт. тему «СПП с придаточными образа действия»
63 Повторение темы: «Лексика. Фразеология. Орфография». Основные лексические нормы современного русского литературного языка. 1 ТПО с.27-28, повт. тему «СПП с придаточными места» Ф/К
64 Повторение темы: «Морфемика. Словообразование. Орфография». Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. 1 ТПО с.30-31, повт. тему «СПП с придаточными времени» Ф/К
65 Повторение темы: «Морфология. Орфография». Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. 1 ТПО с.32-33, повт. тему «СПП с придаточными причины» Ф/К
66 Повторение темы: «Синтаксис простого предложения. Пунктуация». Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. 1 ТПО с. 34-35, повт. тему «СПП с придаточными цели» Ф/К
67 Контрольный диктант по теме: «Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи». 1 Контр/диктУпр. 271, повт. тему «Орф. в корнях слов» 68 Урок-практикум: «Знаки препинания внутри простого предложения». 1 ТПО с.36-37, повт. тему «СПП с прид. условия и уступки» 69 Повторение темы: «Синтаксис. Пунктуация в сложном предложении». 1 ТПО с.38-39, повт. тему «СПП с неск. придат.» 70 Повторение темы: «Сложные предложения с разными видами связи». 1 ТПО с.40-41, повт. тему «Знаки препин. в БСП» Обучающих изложений – 4 Контрольных сочинений - 2
Обучающих сочинений – 3 Контрольных диктантов - 4
Контрольных изложений – 2 Уроков развития речи - 14
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 9 класса. 35 часов. (1 час в неделю)
1 Повторение и систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи. Подготовка к ГИА. Р/р Обобщение изученного по теме «Речь». Работа по заданиям ГИА части А. 1 С.132, упр.287, повт. тему «СПП с придаточными образа действия и степени». 2 Текст и его особенности, микро- и макротемы. Задания к ГИА части А. Повторение темы «СПП с придаточными места». 1 С.139, упр.298 3 Урок-практикум по заданиям к ГИА части А. Повторение темы «СПП с придаточными времени». 1 Перфокарты ТПО ГИА I ч, с.3-4 4 Фонетика. Графика. Орфография. Задания к ГИА части В. Повторение темы «СПП с придаточными условными». 1 Таблица С.132, упр.289 5 Фонетика. Графика. Орфография. Задания к ГИА части В. Повторение темы «СПП с придаточными причины». 1 С.135, упр.294 6 Фонетика. Графика. Орфография. Задания к ГИА части В. Повторение темы «СПП с придаточными цели». 1 С.135, упр.297 7 Р/р Повторение темы: «Способы компрессии текста». Работа по заданиям ГИА части С. Повторение темы «СПП с придаточными сравнительными». 1 КодоскопТПО ГИА II ч, с12-13 8 Лексика. Фразеология. Орфография. Работа по заданиям к ГИА части В. Повторение темы «СПП с придаточными уступительными». 1 С.140, упр.303 9 Р/р Повторение темы: «Стили речи. Средства речевой выразительности». Повторение темы «СПП с придаточными следствия». 1 ТПО ГИА I ч, с.18-19 10 Урок-практикум по заданиям к ГИА части А. Повторение темы «СПП с придаточными присоединительными». 1 Перфокарты ТПО ГИА I ч, с.5-6 11 Состав слова и словообразование. Орфография. Повторение темы «СПП с несколькими придаточными». 1 С.147, упр.323 12 Урок-практикум по заданиям к ГИА части В. Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение». 1 Перфокарты ТПО ГИА I ч, с.8-9 13 Р/р Подготовка к написанию экзаменационного сочинения-рассуждения, связанного с анализом содержания текста. Повторение темы «Запятая и точка с запятой в БСП». 1 ТПО ГИА II ч, с.1-2 14 Р/р Работа по заданиям к ГИА части С. Повторение темы «Двоеточие в БСП». 1 ТПО ГИА II ч, с.5-6 15 Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Задания к ГИА части В. Повторение темы «Тире в БСП». 1 ТПО ГИА I ч, с.10-11 16 Правописание Н и НН в разных частях речи. Работа по заданиям к ГИА части В. Повторение темы «Сложное предложение с разными видами связи». 1 ТПО ГИА I ч, с.16-17 17 Р/р Подготовка к написанию экзаменационного сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Повторение темы «Авторские знаки препинания». 1 КодоскопЗаписи в тетради, упр. 273 18 Р/р Урок-практикум по заданиям к ГИА части С. Повторение темы «Орфограммы в приставках разных частей речи». 1 Перфокарты, тесты ТПО ГИА II ч, с.18-19 19 Словосочетание. Разные виды словосочетаний. Синонимические замены словосочетаний. Работа по заданиям к ГИА части В. Повторение темы «Орфограммы в корнях разных частей речи». 1 ТПО ГИА I ч, с.20-21 20 Грамматическая основа предложения. Задания к ГИА части В. Повторение темы «Орфограммы в суффиксах разных частей речи». 1 С.153, упр.333 21 Предложения с однородными членами. Задания к ГИА части В. Повторение темы «Орфограммы в окончаниях разных частей речи». 1 С.158, упр.345 22 Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями. Задания к ГИА части В. Повторение темы «Способы словообразования». 1 ТПО ГИА I ч, с.23-24 23 Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения. Задания к ГИА части В. Повторение темы «Пунктуация в простом предложении». 1 Таблица С.113, упр.253 24 Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения. Задания к ГИА части В. Повторение темы «Обособленные члены предложения» 1 ТПО ГИА II ч, с.15-16 25 Контрольная работа в НФА по вариантам экзаменационных работ. 1 Контр/раб ТПО ГИА II ч, с.20-21, повт. тему «Вводные слова» 26 Р/р Повторение темы: «Сжатое изложение текста». Повторение темы «Знаки препинания при прямой речи и цитатах». 1 ТПО ГИА II ч, с.7-8 27 Тестовые задания на основе печатного текста. Повторение темы «НЕ с разными частями речи» 1 Тесты ТПО ГИА II ч, с.11 28 О сочинении-рассуждении на лингвистическую или морально-этическую тему. Повторение темы «Суффиксы Н-НН в разных частях речи» 1 КодоскопЗаписи в тетради, составить план 29 Анализ контрольной работы НФА и работа над ошибками. Повторение темы «Орфограммы в причастиях». 1 Закончить работу над ошибками. 30 Логичная передача в собственном высказывании содержания исходного текста. Повторение темы «Орфограммы в деепричастиях». 1 Записи в тетради 31 Соблюдение речевых и грамматических норм русского языка. Повторение темы «Орфограммы в наречиях».1 Записи в тетради 32 Выбор языковых средств, точно выражающих содержание высказывания. Повторение темы «Производные предлоги». 1 ТПО ГИА II ч, с.28-29 33 Роль словарной работы при подготовке к изложению. Повторение темы «Производные союзы». 1 Записи в тетради 34 Работа с образцами художественных текстов. Повторение темы «Пунктуация в сложном предложении». 1 ТПО ГИА II ч, с.25-26 35 Подведение итогов учебного года. 1